аутизм и аутические расстройства
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гурова Светлана Сергеевна

выступление о методах диагностики, о методах лечения аутичных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_ili_auticheskie_rasstroystva.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Аутизм или аутические расстройства – является тяжелой формой патологии развития, характерезующейся  нарушениями социальных, коммуникативных и речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения.

Аутизм влияет на все виды взаимодействия ребенка с окружающим миром, это проявляется в поражении многих участков мозга.

Впервые аутизм был описан в 1943г. психиатором Лео Каннером. Им было описано психоэмоционального состояния таких детей:     они не воспринимают других людей и детей

Избегают зрительного контакта

Частично или полностью не владеют речью

Повтор стереотипных движений.

Каннер назвал наблюдаемое ранним инфантильным аутизмом, и выделил основную черту аутизма, как проявляющаяся с самого начала жизни неспособность таких детей соотносить себя с людьми и ситуациями. Для этих детей характерно одиночество и замкнутость, игнорирование внешнего мира, и отвержение всего, что от него происходит.  Каннер исследуя ранний возраст пришел к выводу, что причиной заболевания служит врожденная неспособность к установлению близких отношений с другими людьми. В настоящие время аутизм рассматривается как биологически обусловленное хроническое нарушение развития, проявляющиеся в первые годы жизни ребенка.

Поведение таких детей бывает очень странным, и даже непривычным: они могут визжать от радости увидев или услышав знакомый звук или игрушку, полностью игнорируют попытки поиграть с кем-то из детей, закатывая по этому поводу истереку. Могут смотреть на тебя так, словно ты стеклянный, или тащить тебя за руку к своей желаемой цели. При разговоре с ним ведет себя словно глухой, но услышав шелест фантика оборачиваются, избегают шумных и движущихся предметов. Ребенок страдающий аутизмом может поднять крик даже из-за передвинутого стула в комнате. Они очень тонко чувствуют любые изменения вокруг себя. Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают различные по степени тяжести речевые расстройства. Аутизм охватывает весь спектр речевых нарушений.  Характер детей их поведение меняется с возрастом. Некоторые дети почти не развиваются, а некоторые достигаю больших успехов. Происходит процесс улучшения речевых навыков, они становятся более общительными. Это наблюдается у тех детей, которые овладели речью в раннем возрасте. Аутизм определяется как тяжелая форма патологии, проявляющаяся до 3летнего возраста и характерезуется нарушением социальных функций, речи и общения, а так же наличием нетипичных интересов и форм поведения.

Аутизм является спектральным расстройством, что означает, что его типичные симптомы и проявления могут встречаются в различных комбинациях и отличаются различной степенью тяжести. Дети страдающие аутизмом в общении с другими людьми испытывают значительные трудности, связанные с нехваткой навыков ориентации на социальные стимулы, подражания, концентрация внимания на объекте общего интереса а также нехваткой навыков распознования и понимания эмоционального состояния окружающих. При детском аутизме наблюдается серьезные коммуникативные и речевые расстройства, которые выражаются в дефиците доречевых вокализаций и жестов, в неправильном использовании речи в социальном контексте. Но несмотря на все эти недостатки среди детей страдающих таким диагнозом, есть очень  одаренные дети. Их называют аутичными вундеркиндами, они демонстрируют исключительные способности, касающиеся счета, памяти, решение головоломок, музыка или рисование.  Была выдвинута гипотеза; что аутичные вундеркинты воспринимают информацию и разбивают ее на мелкие фрагменты, а не целиком , следствием являются их исключительные способности в отдельной взятой узкой области.

Сенсорные и перцептивные расстройства

Дети данного диагноза боятся шума, образов, запахов, их пугают даже тактильные ощущения. Дети-аутизты очень избирательны при восприятии стимулов.  

У таких детей страдает:

Сенсорная доминантность-это тенденция фокусировать внимание на стимулах определенного типа в ущерб восприятию других стимулов.

Чрезмерная избирательность стимулов- фокусирование внимания на тех или иных характеристиках предметов или окружающей обстановки, в то же время игнорируя другие, не менее важные характеристики.

Есть дефицит навыков распознования психических состояний как других людей, так и своих собственных, включая намерения, эмоции и желания. Наблюдается так же дефицит когнитивных навыков в  процессах много уровнего планирования и регуляции поведения.

Аутизм является редкой формой патологии, возникающей, как минимум у 4-5 из 10тыс.детей, но показатели с каждым годом меняются не в лучшую сторону. У мальчиков это протекает чаще, чем у девочек. Этому заболеванию подвержены дети всех сословий и всех стран мира. С годами у детей страдающих этим недугом наблюдаются улучшения, хотя по прежнему заметно нарушение социо-коммуникативных навыков, чаще всего на протяжении всей жизни. Коэффециент интеллекта и уровень речевого развития являются наиболее надежными показателями для прогнозирования последствий аутизма.

Аутизм  биологически обусловлен генетически, хотя специфически е гены, ответственные за возникновение аутизма еще предстоит определить. У родственников больного тоже наблюдаются дефицит коммуникативных, речевых, когнитивных навыков выходящих за пределы норм аналогичный по своему характеру наблюдаемому при аутизме. Но выражено это в менее острой форме, ни умственной отсталостью и не эпилепсией.

Нейропсихологические нарушения при аутизме затрагивают следующие высшие функции: мышление

Внимание

Речь

Память и др.ведущие функции

У аутичных детей наблюдаются структурные нарушения мозжечка средней височной доли.

О методах лечения аутизма можно сказать одно, оно индивидуально для каждого ребенка, чем раньше был поставлен диагноз тем лучше. Есть много методов лечения данного заболевания, в том числе и оказание ребенку психологической и логопедической помощи. Методы лечения аутизма направлены на максимальную реализацию потенциала каждого ребенка, а так же на помощь ему и семье, в их усилиях по борьбе с болезнью.

Как лечат аутизм? Иногда терапия аутизма предполагает применение трудотерапии и физиотерапии. Трудотерапия способна помочь пациентам обрести относительную самостоятельность и обучить их базовым бытовым навыкам (к примеру, как помыться, как застегнуть рубашку, как завязать шнурки). Физиотерапия аутизма предполагает выполнение физических упражнений и прочих лечебных процедур (к примеру, теплотерапии, массажа), способных помочь страдающим аутизмом управлять собственным телом. Если имеется аутизм у детей, лечение традиционным методом подразумевает управление поведением и обучение детей по специальной программе. Такой подход наиболее известен, как АВА терапия аутизма. Имеются научные доказательства зависимости успешности терапии и времени начала лечения: чем раньше начнется работа по коррекции поведения аутиста, по обучению, развитию бытовых, речевых навыков, трудотерапии, тем на лучший результат можно будет рассчитывать в будущем. Как правило, лечение аутизма у детей не бывает легким – это постоянная и напряженная работа с ребенком изо дня в день, из года в год. Медикаментозное лечение, коррекция поведения, и другие грамотно подобранные виды и способы, помогут пациенту справиться с большинством симптомов и сложностей, которые являются результатом заболевания. К специализированной терапии относят трудотерапию, логопедию, физиотерапию, дельфинотерапию. Все эти подходы являются очень важными составляющими, без которых излечение невозможно в принципе. Именно с их помощью лечат аутизм, они позволяют научить ребенка разговаривать, взаимодействовать с людьми, обслуживать себя, стать самостоятельным, независимым от постоянной посторонней помощи, получить элементарные навыки социальной адаптации. Сегодня нередко лечат аутизм при помощи дельфинотерапии. Как правило, даже один курс занятий приносит довольно хорошие плоды (время от времени желательно их повторять). Единственным нюансом является то, что для данного метода есть противопоказание, в виде осложнения аутизма у детей дезинтегративным психическим расстройством, сопровождающимся неуравновешенным, нелепым поведением. Эффективно лечат аутизм также с использованием разнообразных игр и занятий, подобранных с учетом степени и сложности заболевания, индивидуальных потребностей и особенностей малыша. Что касается трудотерапии, то она учит ребенка обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств (зрение, слух, запахи и прикосновения). Существуют также методы лечения аутизма холдинг-терапией, то есть через принуждение физической близости, способствующих установлению между мамой и ребенком физической связи. Среди них, насильственные объятия, или, к примеру, проговаривание мамой определенных слов и фраз о своих чувствах, и многое другое. Преимущество лечебной физкультуры в овладении малышом собственным телом, умении им управлять. Кроме прочего, аутизм у детей, лечение его осуществляют поведенческими, образовательными, биомедицинскими и комплементарными методами. Некоторые их данных форм терапии основаны на результатах научных открытий и исследований, другие научного обоснования под собой не имеют, однако по утверждениям многих опробовавших эти методы, способны действенно помочь в лечении. Учитывая изложенное, при выборе лечения аутизма у детей необходимо проанализировать существующие научные данные, которые свидетельствуют в пользу предлагаемой терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление в группе раннего возраста (1,6-3 года) детей с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и расстройствами аутического спектра.

Данные ВОЗ неутешительны 1 из 88 детей раннего возраста имеет те или иные черты аутического спектра. Коррекция подобных расстройств тем более положительна, чем раньше выявлена проблема. На территории ...

Аутизм нарушение аутического спектра

Статья как работать с детьми страдающими таким заболеванием Как  распознать признаки аутизма у детей,  создать для них условия для комфортного проживания и метод работы с детьми....

В помощь родителям и педагогам " "Признаки аутических расстройств"

Памятка для родителей и педагогов - признаки аутических расстройств....

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «ЭКРАННЫХ ДЕТЕЙ»: ОТСТАЮЩАЯ РЕЧЬ И АУТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи - коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его ...

Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спектра (РАС). Методы диагностики РДА".

Статья "Ранний детский аутизм (РДА) и расстройство аутистического спекрта (РАС). Методы диагностики РДА"....

АУТИЗМ И РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)

АУТИЗМ И РАС (РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА) Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм – ежегодно детей с такими диагнозами становится все больше, при этом по сей день нет ни ...