Доклад "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Прядиева Таисия Владимировна

Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как? Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традицию и современность? Как не отступить от православных представлений о воспитании детей и в то же время не впасть в крайности? Все это вопросы, связанные с проблемой непослушания, более или менее раскрыты в этом докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_otklon_detmi.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №83 г. Россошь

ДОКЛАД

«Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности»

Подготовил

воспитатель 1КК

Прядиева Т. В.

2016г.

        Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как? Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традицию и современность? Как не отступить от православных представлений о воспитании детей и в то же время не впасть в крайности? Все это вопросы, связанные с проблемой непослушания. И рост детской неуправляемости чреват очень серьезными последствиями не только для самого ребенка и его семьи, но и для всего общества.

        Что же такое «послушание»? Как писал в начале ХХ века известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов – «Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств».

        Говоря о послушании, Н.Е. Пестов приводит следующие 10 принципов:

  1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний;
  2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорично;
  3. Выполнение приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова;
  4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет;
  5. Не оставлять без наказаний ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании;
  6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера;
  7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание;
  8. Не требовать от детей чего-то слишком трудного для исполнения или не справедливого в каком-либо отношении;
  9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения;
  10.  Самим давать пример послушания!

   Но и если выполнять все эти принципы, ребенок может не слушаться. Это связано с увеличением нервных детей. То есть все чаще специалисты говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, который определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами): невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

        С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребенок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

          Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

              Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.

              Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребенком.

Все это даст результаты, если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.

Очень важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребенком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.

             У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова "нет", "нельзя", "не трогай", "запрещаю" для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний родителям вообще следует отказаться.

        Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать все, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно.

        Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребенка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

          Также очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между взрослыми и детьми.

             Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть ее участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет не только для ребенка, но и родителей, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

              Любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание и т.д.), должен быть вознагражден: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения. Здесь может пригодиться «очковая» или «жетонная» система. За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обмениваются на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.

        Так же можно использовать применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблема с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.

        Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части. Сделал одно – получи новое задание.

          Длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег так же очень полезны для гиперактивного ребенка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

           Весьма нелегко, но очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приемами. Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по головке, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить сказать, что делают папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе.

         Коррекционная работа с гиперактивным ребенком  должна  осуществляться со всеми членами образовательного сообщества: родителями, педагогами, детьми.

        

ИСТОЧНИКИ:

  1. Шишова Т.Л. «Ребенок не слушается…Что делать?» - Рязань: Зёрна-Слово, 2014. – 220 с., ил.
  2. Душа вашего ребенка. Сорок вопросов родителей о детях./Сост. М. Нефедова. Худож. Т. Лапонкина. – 3-е изд., - М.: Никея, 2016. – 320 с.: ил.
  3. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/09/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-dou-trudnosti-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности»

Данная презентация отображает материал раннее опубликованного доклада "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности". Может служит...

«Методы активизации детей в ходе образовательной деятельности»

Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения ООД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности....

Районный семинар педагогов-психологов. Доклад по теме: «Опыт работы по выявлению и профилактике раннего отклоняющегося поведения у детей»

      Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, свя...

презентация "Мотивация детей в ходе образовательной деятельности"

Презентация "Мотивация детей дошкольного возраста"...

Теоретические основы и практические рекомендации проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения у детей

Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностейпроанализируйте, не считается ли поведение ребенка  проблемным только для Вас;в некоторых случаях выраженные поведенческ...