Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Степанова Татьяна Михайловна

В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе средствами театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 231microsoft_word_statya_po_t._deyat-ti.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Annotation.

This article describes how to correctional and educational work means dramatized activity of social and moral education of children with SEN.

Keywords:

theatrical activity, correction of the PLO - special educational needs

Аннотация.

В статье описывается о коррекционно-воспитательной работе  средствами  театрализованной деятельности социально-нравственного воспитания детей с ООП.

Ключевые слова:

театрализованная деятельность, коррекция, ООП - особые образовательные потребности.

Dramatized game as a means of social and moral education of children with intellectual disabilities

Театрализованная игра как средство социально- нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта 2016г.

В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания стали уделять проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Когда ребёнок начинает жить в социуме, он сталкивается с рядом проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди людей, комфортно себя чувствовать среди них развиваться и совершенствоваться.Для этого нужно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят и порицают, за что хвалят и за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания, ребёнок становится личностью со своим пониманием добра и зла, реакциями на поступки других и собственным поведением. Все это – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, развитие собственных качеств составляют понятие – «нравственность». Без неё человек не может жить среди людей.

В своей работе, мы педагоги, считаем особой задачей развитие у детей с нарушением интеллекта гуманной, экологической и социально-нравственной направленности, пробуждение их интереса к природномуи художественному миру, а также к сверстникам, как партнерам по совместной деятельности, к взрослым людям, как носителям определенных социальных ролей.

Согласно ФГОС образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, двигательной).

Как известно, игровая деятельность в детском саду является ведущим видом детской деятельности. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, интересной игре он отдается целиком. Реализация игровой деятельности происходит через творческие игры. И одной из видов творческих игр является игра- театрализация. Театрализованные игры играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития подготовки детей с нарушением интеллекта к жизни.Ребенок формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, которых облегчает ему вхождение в жизнь.

Театрализованная игра поможет ребенку обогатить словарь новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развить интерес к литературе, активизировать словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка, развить эмоционально-волевую деятельность,позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию,помогает психологической адаптации ребенка в социуме, помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

В театрализованной игре детей с нарушением интеллекта социальные отношения моделируются в эмоциональных комфортных условиях, отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате этого дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Особое внимание уделяется познавательному общению взрослого с детьми, а также сверстников между собой, поскольку такие дети не могут и не стремятся продуктивно взаимодействовать с окружающими

Особенно это важно в работе разной степени детей с нарушением интеллекта, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы,неустойчивое внимание, плохая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности в ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, нечеткая дифференцированность словаря, а значит, такие дети склонны к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быстро утомляются, не хватает внимания сосредоточенности.

Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные и коррекционные задачи, но и социально-нравственные:

  • Воспитывать гуманное отношение к миру
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность проявить заботу и участие к людям
  • Культуру поведения и общения
  • Дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками

 Чтобы решить все эти задачи в театрализованной игре, нам помогает в работе с детьми нарушением интеллекта комплексный подход, который тесно взаимосвязан с занятиями по разделам программы (ознакомление с окружающим миром и художественной литературой; развитие речи и музыкальное воспитание и т.д.) Комплексность таких занятий достигается взаимодействием и согласованностью в работе с педагогами, которые знакомят детей с методами и приемами театрализованной деятельности. Например, игра с куклой или перевоплощение в игровой персонаж используется прием для знакомства детей друг с другом, а также для создания игровой мотивации. Приобщение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое общение. Если ребенок проявляет интерес и желание ответить сам за животного, то стараемся поощрять эти попытки. Поначалу дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, дети начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят сверстников, обращаются друг к другу, хвалят друг друга. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание партнера выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой и т.д.

Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей,испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В результате такой формы установления контакта, дети начинают воспринимать взрослого как «друга». Ребенок привыкает к тому, что взрослый «ведет» его, изменяя его движения. У него возникает доверие к педагогу, чувство общности с ним, интерес занятия с взрослым. И дети учатся активно улыбаться, смотреть в глаза педагогу. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом, стараются лучше сыграть роль.

В своей работе мы,педагоги используем аудиозаписи для образных театрализованных игр. Музыка помогает детям имитировать движения персонажей, подчеркивать характер героев, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движение в свою очередь помогает детям повышать активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения.Мы убеждены, что в театрализованной игре, в эмоционально комфортных условиях, смоделируются отношения у наших воспитанников, как в кругу новых сверстников, так и взрослых.

Для решения задач социально-нравственного воспитания мы педагоги не можем ограничиться только работой проводимой на НОД. Невозможно ожидать результата в данном направлении, обращаясь к нему один раз в неделю. Выполняя одно из условий ФГОС по организации развития предметно-пространственной среды мы - творческая группа открыли в ДОУ театральную студию «Раз - ладошка, два - ладошка».Программа которой рассчитана на обогащение детской игровой деятельности, на накопление опыта ролевого поведения и ролевых отношений участников. Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах.

Театральная студия поможет всем участникам обогатиться новыми впечатлениями, знаниями, умениями: у детей появится интерес к литературе, активизируется словарь, а взрослые будут способствовать нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Залогом успеха станет участие всех педагогов и специалистов, каждый из которых внесёт свой вклад в процесс социально-нравственного воспитания через решение определённых задач в рамках образовательных областей.

Литература:

1. О. А. Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.

2.А. Н. Брызгалова, М.А.Калиновская «Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.

3.М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» (Театрализованные развлечения) М. «Сфера» 2008г.

4.Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999г.

5.Теплюк С. Формирование основ нравственности// Дошкольноевоспитание.1990. №10

6.Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества //Дошкольное воспитание.1991. №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

«Театрализованные игры,как средство эмоционально – нравственного воспитания детей»

«Театрализованные игры. как средство эмоционально – нравственного. воспитания детей». ...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у дет...

Методическая разработка на тему: Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания учащихся.

Актуальность темы исследования: Какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда придет время. Поэтому развитие и воспитание ребенка, конечно, идет в игре, прежде всего. Жизнь детей вся пронизан...