Нарушение темпа и ритма речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Седова Ольга Николаевна

     Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо – ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_tempa_i_ritma_rechi.doc22.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Комплексный подход к устранению нарушений темпа и ритма речи.

     
    Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо – ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения

       Коррекционное воздействие необходимо направлять на внешнюю и внутреннюю речь ребенка с брадилалией и тахилалией. При брадилалии необходимо обращать внимание на невербальное и вербальное мышление, на быстрое речевое оформление мысли. Занятия должны быть связаны с игровой и учебной деятельностью ребенка, учитывая его возраст. Вместе с коррекционной работой логопеда, необходима постоянная, самостоятельная работа ребенка над речью и поведением( эффективны групповые формы работы).

      Методика преодоления нарушений темпа речи включает медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение, а также дидактические методы, логопедическую ритмику, физкультуру. Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов. Медицинская терапия при тахилалии включает общеукрепляющее, общеуспокаивающее лечение.

        Психотерапия направлена на перевоспитание личности ребенка с брадилалией и тахилалией, на изменение установки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.

      Окружающая среда может оказать декомпенсирующее или компенсирующее влияние на страдающего тахилалией.

      Занятие физической культурой при брадилалии содержит тонизирующие комплексы движений рук, ног, туловища в сочетании с дыхательными голосовыми упражнениями, которые проводятся сначала  в среднем, затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормозных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произвольного переключения движений.

     

  1.  Основные задачи и содержание этапов коррекционно-развивающего логопедического воздействия.

Этапы

Задачи логопедической работы

Содержание

логопедической работы

при тахилалии

при брадилалии

при тахилалии

При брадилалии

  1. Нормализация дыхания

Обязательная работа над дыханием и голосом.

Воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи.

Медленное, правильное, ритмичное дыхание.  

Схожи с занятиями по логопедической ритмике. Ходьба и маршировка под быструю (бодрую) музыку; прыжки, перешагивания.

  1. Воспитание ритмически упорядоченной речи

Упражнения на усвоение медленного темпа речи

Воспитание более быстрого и четкого темпа внутренней речи

Правильное голосоведение (ударение, пауза)

Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен,, топочущими шагом и т. п. Чтение под отбиваемый рукой такт под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения.

  1. Воспитание слухового внимания

Умение слушать речь. (фразы,  тексты)

Умение слушать речь (фразы, тексты)

Прослушивание образцов правильной речи. Проводятся беседы, вопрос - ответ, с подражанием речи.

Слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускоренном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при действии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи

  1. Воспитание навыков публичных выступлений

Упражнения для развития дикции и логической речи.

Воспитание выразительных форм сценического чтения и драматизированной речи. 

Формирование речевого поведения в коллективе. Спокойная, внятная, упорядоченная речь с правильным интонированием, паузацией и установкой логических ударений. Пересказ текстов в присутствии друзей.

Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей самим ребенком в паре с логопедом, затем с товарищем по группе. Выработка сценического поведения .

  1. Взаимосвязь логопедических занятий и режимных моментов.

     Для более быстрой коррекции тахилалии и брадилалии необходимо с логопедические занятия подкреплять  в режимных моментах. Логопед, воспитатель и другие педагоги должны работать в тесной взаимосвязи. Воспитатель должен знать содержание не только тех разделов по которым он работает, но и  тех, по которым работает логопед. Логопед должен дать рекомендации воспитателю  и посоветоваться с другими педагогами на что нужно обратить внимание с данным ребенком. Педагогам необходимо обсуждать результаты  детей, во время занятий и в не их, для корректировки (если это необходимо). Должна проводиться совместная подготовка детей к праздникам, где логопед отбирает речевой материал (например, стихи), а воспитатель помогает его закреплять.

При тахилалии.

      Необходимо следить, чтобы ребенок как можно больше молчал (вне занятий). Если ребенок говорит, то необходимо следить за его темпом. Речь должна быть медленной, плавной. Во время утренней гимнастики, музыкальных занятий, занятий на физкультуре, в бассейне, во время игры с детьми предлагается замедлить все движения, скорость течения ассоциативных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в целом. Необходимо проводить речевые тренировки не только в стенах детского сада, но и публичное выступление или общение в магазине, в транспорте,  на улице (диалог с прохожими, друзьями). Для этого создается план - конспект предстоящего диалога.  Для ребенка специально создаются эмоциональные ситуации, где также отслеживается его речь.

      Речь ребенка может записываться, а затем прослушиваться ребенком. Ребенок самостоятельно и (или) вместе с логопедом анализируют речь по ее содержанию и оформлению.

При брадилалии.

       Следим за тем, чтобы речь ребенка была более быстрой. Перед завтраком, обедом прогулкой ребенок может рассказать скороговорки ,например:

  1. Юлька , Юленька , юла.

                                Юлька бойкая была !

                              Усидеть на месте Юлька

                             Ни минуты не могла.

2. Четыре черепашки учились пить из чашки

Чашку чая заварили на четыре поделили.

3.Валенки у Валеньки

Не велики, не маленьки,

В снег провалились,

А с ног не свалились.

      При брадилалии движения ребенка во время утренней гимнастики, музыкальных занятий, занятий на физкультуре, в бассейне, во время игры с детьми должны быть убыстренными. Можно проводить подвижные игры с речью и элементами спортивных соревнований.

      Ребенок должен научиться постоянному самоконтролю (во время общения с детьми, взрослыми, на других занятиях). Также как и при тахилалии, возможно использование записи собственной речи ребенком, для последующего прослушивания и анализа.

Литература

  1. Кочергина, В.С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание. // Расстройства речи у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1969. С. 214-226.
  2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей по профилактике у дошкольников нарушений темпа и ритма речи

Профилактика нарушений темпа и ритма речи у дошкольников позволит создать необходимые условия для гармоничного формирования речи детей....

Нарушение темпа и ритма речи

консультация по данной теме...

Консультация по теме :"Нарушение темпа и ритма речи".

Консультация "Нарушени  темпа и ритма речи"....