Мои публикации.
статья по коррекционной педагогике по теме

Скорынина Лариса Александровна

 Статья "Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znachenie_teatralizovannyh_igr_2.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Значение театрализованных игр в развитии коммуникативной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скорынина Л.А.,

 учитель – логопед

МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка-

Детский сад №70 «Радуга»,

г. Полевской.

        Проблема изучения развития диалогической речи у детей остаётся актуальной в специальной педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь ребенка, являясь средством общения и орудием мышления, развивается в процессе общения. Общение – это условие всестороннего развития личности. У детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено недостаточностью внимания, памяти, трудностями при ориентировке в пространстве, недостаточным развитием познавательной деятельности, бедностью словаря, нарушением грамматического строя речи, нарушением эмоционально – волевой сферы.  Дети  проявляют недостаток внимания, робость, утомляемость.  При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец, А.М. Матюшкина).  

        Полноценное психическое становление ребенка,  как в норме, так и при различных видах отклонений невозможно без развития игровой деятельности. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

        Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, совершенствуются монологическая и диалогическая речь. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Кроме того, театрализованная игра оказывает положительное влияние на формирование речевого дыхания, дикции, автоматизацию поставленных звуков, развитие речевой и мелкой моторики, мимической мускулатуры лица, развивается слуховое восприятие. Воспитывается культура речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе. Совершенствуются психические процессы.        

        Театрализованные игры могут включать в себя следующие элементы:

- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;

- логоритмику;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

- фонопедические упражнения для развития навыков дыхания;

- песенки, стихи, потешки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- игры и упражнения для развития словотворчества, расширение активного словаря детей, закрепление лексико – грамматического речи, развитие связной речи;

- игры и упражнения для развития мимики и пантомимики, выразительностью движений (попеременные движения рук и ног с продвижением в стороны, вперёд – упражнения «Ходим как…» (как лисы, пингвины, медведи, гуси);

- музыкально-дидактические игры;

- театральные (творческие) игры, кукольный (настольный) театр, игры драматизации.

        Коррекционная работа строится по принципу усложнения и делится на три этапа:

1. По сюжету сказки – разыгрываются знакомые детям сказки, с простым сюжетом, прививаются  навыки грамматически правильного оформления высказанного. Формируются умения детей выполнять импровизированные движения под медленную плавную музыку, которые способствуют пониманию детьми обращенной речи.

2. Развитие навыков диалогической речи в процессе разыгрывания малознакомых сказок, обогащения лексики новыми словами и словосочетаниями, умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя, активное участие детей в инсценировке сказок.

3. Развитие связной речи. Данный этап играет важную роль в развитии связной речи воспитанников, так как в процессе проведения индивидуальных занятий дети самостоятельно разыгрывают, озвучивают содержание сказки, отрабатывая при этом, прежде всего монологическую речь. Уделяется внимание проговариванию, монологам и диалогам, словесным инструкциям.

        Положительным результатом работы будет то, что использование театрализованных игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает им стать более инициативными, коммуникабельными и эмоционально отзывчивыми. Дети становятся более дисциплинированными и активными. Речь детей становится грамотной и связной. Дети чувствуют свои эмоции и эмоции других людей, могут рассказать о том, что ни чувствуют.

        Таким образом, использование театрализованной игры в развитии коммуникативной деятельности обеспечивает значительные позитивные сдвиги в овладении детьми с нарушениями речи диалогическим взаимодействием, существенно усиливает общий коррекционно – развивающий эффект обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...