Дидакитические игры и упражнения по развитию слухового восприятия
консультация по коррекционной педагогике на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Как известно, задачами работы по развитию слухового восприятия

являются:

         развитие слуха как компенсаторного механизма;

         обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

Предложенные игры могут быть использованы как в работе дефектолога, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы работа была результативной, нужно придерживаться нескольких общих рекомендаций.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия»

Провела учитель-дефектолог

О.М. Бадунова

г. Евпатория


Как известно, задачами работы по развитию слухового восприятия

являются:

  • развитие слуха как компенсаторного механизма;
  • обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

Предложенные игры могут быть использованы как в работе дефектолога, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы работа была результативной, нужно придерживаться нескольких общих рекомендаций.

  1. В ходе игр-упражнений следует предъявлять звучания, предлагаемые для различения на слухозрительной или слуховой основе в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.
  2. При проведении игр-упражнений следует учитывать возраст детей, уровень психомоторного и речевого развития, индивидуальные особенности детей.
  3. При проведении описанных игр обязательно фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной.

Знакомство детей со звучащими игрушками.

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Игра «Это барабан».

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Ход игры:

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый достает из коробки барабан. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану. Остальные дети имитируют движение или стучат пальцами по игрушечным барабанам (по ладони). Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов та-та-та, бум-бум-бум.

Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания.

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Игра «Мы танцуем».

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, экран или ширма.

Ход игры:

Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй - размахивать платочком. Затем.он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек.


Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается.

По мере того, как дети овладевают этим умением, видя игру педагога на пианино, звучание начинает предъявляться и только на слух (педагог прячется за экраном или ширмой). Вместо платочков у детей могут быть флажки, куклы и.т.д.

Игра «Похлопаем».

Оборудование: бубен, ширма.

Ход игры:

Игра проводится аналогично играм, описанным выше. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью.

Обучение различению на слух звучащих игрушек.

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2-4.

Игра «Что звучало?».

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Ход игры:

Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произносится та-та-та. Педагог на глазах детей в разной последовательности играет на барабане, дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произношением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение.

Педагог устанавливает ширму, стучит за ней в барабан. Дети воспринимают звучание на слух, начинают шагать на месте, произнося та-та- та.

Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. С этой целью можно предложить следующие игры:

«Угадай, где спрятали?».

Предлагают водящему закрыть глаза или повернуться спиной к детям. В это время дети прячут игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей). Предлагают водящему найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Чтобы поддерживать у детей интерес к игре, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка (ударять в бубен, в ладоши, стучать молоточком по столу). Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему, тихому.


«Угадай, у кого колокольчик?».

Дети встают в круг, незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

«Что звучит?».

На столе расставляются несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), педагог предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывают предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Последним вариантом игры может быть следующий: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож на предыдущий по звучанию. Например: стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и.т.д. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от 2 до 5.

«Ау».

Дети по очереди называют имя водящего (он стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау», то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

«Три медведя».

Перед детьми выставляют трех медведей (большого, среднего, маленького). Затем рассказывают сказку «Три медведя», произнося соответствующие реплики и звукоподражание то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают, кто из медведей это говорил.

ЛИТЕРАТУРА 5

  1. Логопедия стр. 43-45 Москва, Просвещение
  2. Дефектология №2  2003г стр 13-16
  3. Ермаков., Якунин " Основы тифлопедагогики" Киев ,2003г стр 76-84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания  у детей с ОВЗ...

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия...

Игры и упражнения на Развитие слухового восприятия для рр детей 2-3 лет

Игры и упражнения для Развитие слухового восприятия для рр детей 2-3 лет...

картотека игр и упражнений для развития слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

игры и упражнения для детей с ОВЗ для развития внимания и восприятия...

Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Дидактические игры, могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом....

Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия дошкольников

Дидактические игры и упражнения, которые помогут развитию слухового восприятия дошкольников....