Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Худоногова Оксана Николаевна

Адаптированная образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим консилиумом

 МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска

___________________Н.Н.Ткаченко

Приказ от _________________№_____

СОГЛАСОВАНО

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

_________________________________(_____________________)

_________________________20______г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

        

 

 

Группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  

Разработана:_________________2016г.

Ведущий специалист: Учитель-логопед/ Е.А. Шевелева

Период реализации: с октября 2016 г. по май 2017 г.

           

№п/п

Содержание 

стр.2

Целевой раздел

 3

1.1

Пояснительная записка

 3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

 4

1.3

Принципы и подходы к реализации Программы

 4

1.4

Целевые ориентиры в освоении Программы   

 4

1.5

Форма обучения

 4

1.6

Формы контроля

 4

II

Содержательный раздел

 5

2.1

Содержание психолого – педагогической работы

 5

   2.2

Взаимодействие с семьей ребенка

 6

III

Организационный раздел

 6

3.1.

Организация среды

7

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

 8

3.3

 Организация режима пребывания

 8

 

Приложения

 

 

I.     ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.  Пояснительная записка

Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу. 
  Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.  

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

-     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2

–      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

-     ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.  

–      ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –

педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

–      Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

–       Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом

К категории детей со сложными дефектами относятся:

1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;

2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

3) дети глухие, слабовидящие;

4) слепоглухонемые дети;

5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;

6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);

7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).

Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).

У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.

Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.

Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Индивидуальные особенности ребенка

Медицинское заключение:  Сенсоневральная тугоухость двухсторонняя IV степени, G96.8, резидуально-органическое поражение ИНС, глазодвигательные и речевые нарушения, моторная неловкость

Заключение специалистов ГПМПК:  раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.

 1.2.  Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. 

Задачи:

  1. Организовать специальную образовательную среду.
  2. Организовать специальную среду группы.
  3. Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.

 

1.3.  Принципы и подходы к реализации программы

(см. ОП МАДОУ ДСКН №5» г.Сосновоборска   п. 1.1.2 стр.5-6, 30)

1.4.   Целевые ориентиры в освоении Программы  

Социальная адаптация ребенка

1.5. Форма обучения (очная)

1.6. Формы контроля

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

  (см. Приложение 1 АООП)

- разработать АОП;

 - обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;

  (см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - консультировать родителей ребенка. 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:

- образовательная деятельность,

- коррекционная деятельность,

- воспитательная деятельность.

   Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП 

 

Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе  воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП  

 Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка

Определение образовательного маршрута

ГПМПК

Психиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог,

ортопед

ЦГБ

Логопед

МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

 Инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

 МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска

Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы,

 рекомендованных ГПМПК

-использовать знаково-символические средства представления информации, речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использовать специальные методы и приёмы:

  • Наглядные (предметы или их изображения; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций);
  • Вербальные (подбор синонимов, антонимов; перефразирование, Передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
  • Подбор определений, тавтологических толкований, используя опору на контекст -незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова) и смешанных (объяснение понятий отвлеченного характера, использование наглядных и вербальных приемов одновременно) приёмов работы с детьми для расширения словарного запаса;

-применять способ проб, для успешного освоения способов деятельности, предоставлять возможность действовать ребёнку неоднократно в одних и тех же условиях;

-предъявлять задания поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно;

-наблюдать за явлениями и изменениями в окружающей действительности, рассматривать книги, картинки, проговаривать вслух и др. для обогащения словарного запаса ребёнка;

- применять наглядные, словесные методы, различные дидактические игры для развития понимания обращенной речи;

-формировать навыки самообслуживания, социально-бытовые навыки, представления об окружающем;

-использовать индивидуальную форму работы, дифференцированное, «пошаговое» обучение в соответствии с реальными возможностями; дозированное расширение образовательного пространства;

-развивать познавательный интерес, навык регулирования своего поведения и целенаправленного участия ребенка в организованной деятельности;

-соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога), световой режим (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое),

Чередовать зрительную нагрузку со слуховым восприятием материала;

-использовать приемы, направленные на снятие зрительного напряжения;

-использовать индивидуальные, адаптированные с учетом зрительных возможностей ребенка виды наглядности, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие познавательную деятельность;

-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий зрительного восприятия;

-осуществлять для мышц стопы общеукрепляющие упражнения:

(езда на велосипеде, лазанье по лестнице, плавание в бассейне, хождение босиком по галечному пляжу, по скошенной траве, мелким камушкам, по любой неровной поверхности)4

-организовать занятия ЛФК для устранения неправильной установки стоп.

2.2.  Взаимодействие с семьей ребенка.

 В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

-Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

См. приложение № 12 АООП

                                        

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:

3.1.Организация среды:

Внеучебное пространство:

 -обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

-предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;

-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;

 Учебное пространство:

-оборудование рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию слухового восприятия воспитанника (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой);

-расположение рабочего места ребенка с нарушением слуха так, чтобы сидящий за ней рбенок мог видеть лицо педагога и лица большинства сверстников;

-использование специальных компьютерных программ для работы над произношением, для развития слухового восприятия;

-проведение музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи;

-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;

-предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;

-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);

-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:

  • изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;

  • увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;

  • использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);

  • изображения, соответствующего реальным объектам.

 Психолого-педагогические условия:

-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

 

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

- соответствие правилам пожарной безопасности;

- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка 

 Развивающая предметно-пространственная среда

Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная

среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для

 полноценного развития ребенка с ОВЗ

см. Паспорт группы.

3.1. Организация режима пребывания детей

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня

См. приложение № 3 АОП 

График занятий со специалистами

См. приложение № 4 АОП 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...