Опыт работы по теме "Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением интеллекта посредством дидактической игры как условие дальнейшей социализации"
статья по коррекционной педагогике

Кудлай Ольга Владимировна

Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением интеллекта посредством дидактической игры как условие дальнейшей социализации  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudlay_o.v.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением интеллекта посредством дидактической игры как условие дальнейшей социализации  

Кудлай О.В.

        На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у окружающих. Считается, что социальное развитие ребенка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных отношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребенок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

    Я работаю с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и психофизическом развитии. Свою профессиональную деятельность организую руководствуясь содержанием программы Е.А Екжановой, Е.А Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», которая отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Основными целями специального дошкольного воспитания являются:

  • создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка;
  • формирование его позитивных личностных качеств;
  • воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

    В связи с особенностями развития моих воспитанников, а именно:

  • отсутствие интереса к окружающему;
  • снижения уровня познавательных возможностей;
  • отставание в развитии речи;
  • ограниченных способностей в переносе усвоенных знаний, умений и навыков в практическую жизнь.

    Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей в своей работе использую дидактические игры, направленные на формирование представлений  о предметах и явлениях окружающей действительности,  на активизацию их познавательной деятельности.

    В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для моих воспитанников, у которых опыт действий с предметами обеднён и не обобщён.

    Проблемные дети пассивны и не желают активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому  постоянно создаю у них положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Использование мною различных методов и приёмов (игровых, наглядных, словесных) привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка.

    Использование дидактической игры как средство обучения направленное на формирование представлений об окружающем помогает мне приобщить детей к текущей жизни в доступной им форме и создает благоприятные условия для решения комплекса коррекционно-развивающих задач:

  1. Расширение представлений о предметном, природном и социальном мире.
  2. Формирование познавательного интереса.
  3. Развитие коммуникативных навыков и позитивных качеств.

    С помощью дидактических игр я формирую у детей умение выделить главные признаки предметов и явлений; умение сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить; обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; развивать внимание и мышление.

    Игровые технологии развивают познавательные процессы у моих воспитанников, умение взять на себя определенную роль, выполнять правила игры, развернуть сюжет, закрепляя тем самым их знания, умения и навыки.

    Нет ни одной такой игры, которая выдвигала бы столько поводов для развития познавательной деятельности и коммуникативных навыков детей, как игра в куклы. Играя в куклы, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью,  которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества. Эту особенность я использовала для обучения и закрепления приёмов последовательности одевания и раздевания куклы. При этом  использовала игру «Уложим куклу спать». Здесь я учила, добивалась не только знаний детьми последовательности действий, но и практических умений аккуратно складывать одежду на стул,  укладывать спать, петь колыбельную. Для закрепления старалась проводить несколько таких игр, но задачи и поставленные цели усложнялись. В игре «Оденем куклу на прогулку» идет закрепления видов одежды, изменение ее по сезонам, в инсценировке «Купание малыша» - воспитание культурно-гигиенических навыков, знание важных  принадлежностей гигиены.

    Ребенку для усвоения и понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

    «День рождения куклы», «Напоим куклу чаем» - расширение представлений о  посуде и ее классификации, о сервировке стола, о последовательности употребления пищи, угощения для гостей. Через такие игры формируются представления об окружающем мире, расширяется познавательная деятельность, дети овладевают способами усвоения общественного опыта, что способствует переносу умений и навыков в практическую жизнь. Через такие игры  расширяется словарный запас детей, формируется правильное звукопроизношение, умение ребенка логически мыслить, связно и красиво говорить. С помощью таких игр дети учатся постигать необходимые правила человеческого общения, учатся проявлять заботу о ближнем.

    В старших группах игры с куклами позволяют мне обучать детей творческим сюжетно – ролевым играм. Стараюсь незаметно для детей менять, усложнять игровые ситуации, это делает игру интересной.    

    Мальчики любят играть машинами, при этом останавливают свое внимание на видах машин, что позволило мне учить детей называть и классифицировать транспорт, закреплять цвет, форму, величину, учить правилам дорожного движения, использовала при этом игру «Наша улица»

    В старших группах правила игры усложнялись, мы пускались в далекое плавание на пароходе, например в Африку, чтобы рассказать, о зиме и познакомиться с животными этой страны; ехали на автобусе, закрепляя знаки  и правила дорожного движения; летели на самолете, знакомясь с профессиями и правилами поведения в полете. Ребятам предстояло самостоятельно отобрать транспорт, который мог бы им помочь.

    Соблюдения правил в ходе игры, вызывает у некоторых детей необходимость проявлять усилия, овладевать способами общения в игре и вне игры. Формируются не только знания, но и разнообразные чувства, добрые эмоции.

    В нашем дошкольном учреждении работа с воспитанниками проводится на основе интегрированного подхода к построению занятий, что позволяет комплексно использовать разные виды деятельности с применением в них дидактической игры.

    Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала на индивидуальных и групповых занятиях, включаться в музыкальные и физкультурные занятия,  быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. 

    В группе создана коррекционно-развивающая среда, что способствует  расширению и обогащению чувственного опыта детей, накоплению  представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, проявлению детьми познавательной активности.

    Это систематизация и использование коррекционно-развивающих игр, направленных на актуализацию представлений об окружающей действительности и формированию практических умений, позволяющих каждому ребенку проявить свою индивидуальность и возможность.

    Особое место в группе занимает настенное панно сюжетного содержания для расширения представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности по таким темам как  «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы». С помощью панно воспитанники могут как в организованной, так и в свободной деятельности моделировать сезонные изменения в природе, расселять животных по месту их обитания, закреплять цвет, форму и величину предметов. Здесь же идет закрепление пространственных представлений  (перемещение животных и предметов в заданном направлении; понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева» и т. д.)              

    Важными факторами успешности проводимой мною работы являются:

-   взаимосвязь со специалистами ДОУ;

- взаимодействие с родителями, так как это помогает обеспечивать непрерывность процесса, единство предъявляемых к детям требований.

    Тесный профессиональный союз с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем позволяет мне согласовывать свои действия:

-  составление совместных планов коррекционно-педагогической работы и индивидуального маршрута для каждого ребенка в отдельности;

- выбор наиболее оптимальных средств и методов, обеспечивающих единство и последовательность воспитательных воздействий;

- отслеживание динамики развития и коррекции познавательной деятельности.

    Работу с родителями провожу в виде бесед, индивидуальных консультаций, в ходе которых стараюсь показать значимость коррекционной работы с детьми по формированию познавательного интереса и расширению представлений об окружающей действительности, знакомлю с приемами, позволяющими закреплять полученные знания в домашних условиях.

Формы работы с родителями: консультации, беседы, открытые занятия,  анкетирование, наглядно-информационные материалы.

    На фоне проводимой работы отмечается положительная динамика сформированности познавательного интереса к предметам и явлениям окружающей действительности.

    Проводимая диагностика направлена на выявление уровня знаний детей, затруднений и определения путей их коррекции. При этом учитываю не только коррекционно-развивающие  возможности ребенка, но и его личностные качества (личностно-ориентированный подход).    

    Практика моей работы подтверждает, что дидактическая игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, оказывает положительное влияние на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, способствует эффективной социализации детей с нарушением интеллекта.  

                                                 

Библиографический список

1. Е.А Екжанова, Е.А Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание//Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 2005.

2. А.Н Косымова Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта//Дефектология, 2006 № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях ФГОС».

Решение о создании предметно-средовой модели было принято осенью в 2013 году, мной и родителями поступивших в группу детей старшего дошкольного возраста. Перед нами встала проблема: дети с трудом усва...

«Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности»

Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии...

«Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Творческий отчёт по теме «Формирование представлений о количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»

laquo;Формирование представленийо количественных отношениях и счёте у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством дидактической игры»...

Саообразование «Использование нетрадиционных техник в изображении предметов и явлений окружающей действительности для развития детского творчества» 2020 -2021г.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывае...

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира посредством экскурсий и целевых прогулок

ull;Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друг...