проект "Вместе"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Смирнова Елена Александровна

Сегодня одним из главных направлений в российской образовательной политике становится направление на инклюзивное образование, быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью), отсюда и название моего педагогического проекта " Вместе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent_2.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня одним из главных направлений в российской образовательной политике становится направление на инклюзивное образование, быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью), отсюда и название моего педагогического проекта " Вместе".

Продвигать идеи инклюзии и интеграции всегда было непросто потому, что  педагогическое сообщество, и просто обычные люди воспитаны в культурной традиции, когда люди с нарушениями в развитии длительное время учились и даже жили отдельно.

Люди, в том числе и учителя обычных школ, привыкли к тому, что детей с нарушениями учат только в специальных школах, либо дома, где они имеют мало социальных контактов.

Сейчас назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их детское сообщество, а не прятать за стенами специального учреждения или оставлять дома.

Самое сложное в продвижении совместного воспитания и образования детей является ломка и преодоление стереотипов.

Очевидно, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, детей  и родителей к процессу совместного обучения.  И именно с дошкольного возраста необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. И к сожалению с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается.

Увеличение количества людей с ограниченными возможностями в обществе должно способствовать росту толерантности. Толерантность невозможно приобрести теоретически, она является результатом соответствующего опыта взаимодействия, а  инклюзивное образование – это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Меняется отношение к инвалидности: она не считается пороком а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе есть два ребенка с такими потребностями.

Целью моего проекта является создание условий для осуществления инклюзивного воспитания . Появление у здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), терпимости, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.  Цель требует решения следующих задач. Я не буду их сейчас перечислять вы их все видите на экране.

Вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию. Поэтому на сегодняшний день мой проект еще не реализован. Но я ожидаю от него, что дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) станет обычным делом, ожидаю Улучшения навыков коммуникации у детей с ограниченными возможностями  , Развития у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия и взаимоуважения. Научить видеть участников воспитательного процесса возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

 Итак к реализации проекта.

Я считаю, что в формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

был задействован спектр мероприятий и разных видов деятельности :

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Крещение, Пасха.

Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется единение детей и взрослых. 

Например Подготовка к Рождеству у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. и начинаем игру - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, дарят подарки - самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

Продолжаю на занятиях знакомить детей с культурой людей разных национальностей.

Рассказы о героях войны помогают детям понять, как проявляется истинное братство народов. Так, в годы Отечественной войны все народы нашей многонациональной страны защищали Родину от фашизма.

Мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов, воспитываем у них чувство толерантности и уважения к ним.

2) куклотерапия, сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

3) русские народные подвижные игры.

 Игры издавна служили средством самопознания, здесь дети проявляют свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, самопожертвование ради других.  

 Например Весело и задорно проходит игра «Стадо».

4) Сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок, метод сказкотерапии.

Для ребёнка этот жанр не просто вымысел, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей.

После прочтения сказки «Цветик-семицветик» воспитанницей подготовительной группы (под моим руководством) был изготовлен цветок в технике квиллинг.

5) Следующим методом работы был метод арт-терапии.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Т.к  новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом.

Детям подготовительной группы очень понравилось рисовать пальцами рисунок на тему «Дружба».

6)  Цветотеропия, позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности.

Цвета расскажут о характере ребенка.

7) Также необходимо использовать проблемный метод обучения. Педагог ставит перед детьми определенную проблему, воспитанники совместными усилиями стараются найти пути ее решения. Данный метод не только развивает мыслительные способности детей, но и способствует сплочению детского коллектива.

Но самое главное, по моему мнению, педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.

Конечно, ни кто не скрывает, что работа с инклюзивными детьми требует особенного подхода к работе: уделяется больше внимания именно этому ребенку, создается специальная предметно-развивающая среда зависящая от особенностей ребенка, постоянное поддержание здорового микроклимата в детском коллективе, работа с родителями и я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную инклюзивную образовательную программу,

, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Именно при общении с такими детьми стало понятно о возрастающей необходимости совместной работы и педагога, и психолога, логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре ,  медика, и кончено же родителей, которую мы плодотворно используем в нашей деятельности. Ведь только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.

Заключение

В результате такой целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения со всеми детьми. Сейчас дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может». У обычных воспитанников появились такие черты характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.                                                

 Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение. И мне хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.