"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Шестакова Ольга Федоровна

Исследуется влияние применения  элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние методики сказкотерапии

на речевое развитие детей с ЗПР.

Автор: Шестакова О.Ф., учитель-дефектолог МДОУ № 19 «Светлячок», г Волжск, РМЭ

«Есть все фактические и теоретические

основания утверждать, что не только

интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

 эмоций и личности в целом

находится в непосредственной

зависимости от речи» Л.С.Выготский.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Взаимодействие различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует всестороннему развитию и коррекции воспитанника с задержкой психического развития с учётом индивидуальных возможностей.

Дети с задержкой психического развития - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Детям с задержкой психического развития тяжело грамотно выразить свои мысли. Речь их характеризуется бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности, отличается бедностью словаря и нарушениями грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.

В своем выступлении мне хочется поделиться опытом работы с детьми с задержкой психического развития по развитию речи и коррекции имеющихся недостатков речи, посредством использования сказкотерапии.

Сказкотерапия –направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения. Также сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия создает безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть свою личность, проявить ее ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в данной методике, позволяет обогатить словарный запас, способствует также сенсорному развитию воспитанников.

После проведенной диагностики речевого развития в сентябре 2016, были определены проблемы старших дошкольников в старшей комбинированной группе: нарушения лексики, грамматических строя речи, нарушения фонематического слуха и словообразования.

Была проведена коррекционная работа с использованием дидактических, словесных игр и упражнений с элементами сказкотерапии.

Направления коррекционной работы по речевому развитию старших дошкольников:

- звуковая культура речи;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- формирование связной речи.

Элементы сказкотерапии в непосредственно образовательную деятельность я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком.

Классификация, использованных элементов сказкотерапии в речевом развитии.

1 Дидактические игры, упражнения, например, «Повтори волшебный звук», «Пропой волшебный звук» и др.

2 Артикуляционная гимнастика в форме логопедической сказки.

3 Применение ритуала вхождения в сказку.

Ритуал вхождения в сказку.

Такое начало помогает детям настроиться на совместную деятельность, общение. Примеры ритуалов:

 «Сегодня утром зацвел необычный цветок. Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову. шею. руки. Грудь, живот, ноги. Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию» (атрибут: лампа в виде цветка или просто красивый цветок, который дети еще не видели).

«Дети давайте присядем на ковер. Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, открывает глаза и ждет начала сказки. Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку (атрибуты: магнитофон, муляж-волшебная палочка).

 «Сегодня только тот попадет в сказку, кто сумеет перепрыгнуть через огненную реку (на полу ткань красного цвета). Эта огненная река очень горячая, пламя поднимается высоко-высоко. Если вы хотите сами перепрыгнуть через реку, это очень хорошо, но можно попросить помощи у волшебных предметов и героев» (атрибуты на столе: кукла-фея, муляж - волшебная палочка, игрушка -конь, ковер-самолет, ступа бабы-яги, цветик – семицветик).

«Эта ракушка поднялась с морского дна. Специально для того, чтобы подарить вам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления» (атрибуты: большая ракушка, колокольчик у педагога).

4 Логопедические сказки по автоматизации изучаемого звука. Рассказывание сказки сопровождается показом иллюстраций, наличием дидактической игрушки, кукол би-ба-бо, пальчикового театра и т.д. соответствующих сюжету сказки. Удерживать внимание ребенка помогает использование волшебных атрибутов (волшебная шляпа, волшебная палочка, Цветик –семицветик и т.д.).

Для решения речевых проблем были созданы картотеки дидактических игр, которые решали определённую задачу.

Дидактические игры по звуковой культуре речи способствовали развитию у детей фонематического слуха, четкого произношения звуков, дифференциации звуков, умения делить слова на слоги. Это такие дидактические игры как "Выбери угощение для Бабы Яги со звуком А", "Коллекция Айболита (отобрать картинки со звуком – О, У, И", "Назови сказку на определенный звук", "Вспомни, сказочных персонажей, в названии которых три слога, четыре слога", «Поиграем в сказку» (учимся определять по интонации, тембру голоса героя сказки) и т.д.

Важным моментом в коррекции речи детей является работа по обогащению активизации словаря. Используя сказки для расширения словаря детей, я проводила следующие виды работы:

  • рифмовка слов (удалец-молодец, Сивка-Бурка);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою;
  • угадывание сказочного героя по эпитетам;
  • называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор действий, признаков к сказочному персонажу;
  • подбор к действиям - сказочного персонажа;
  • придумывание нового названия сказки.

Дидактические игры по активизации словаря активных и пассивных слов старших дошкольников: «Угадай сказочного героя», «Слова-родственники» (на однокоренные слова), «Что делает?», «Помоги Буратино» (образование глаголов с различными приставками), «Какой, какая» (закрепление эпитетов к сказочному герою) и др.

Для формирования правильного грамматического строя я использовала следующие формы работы:

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление    предложений    с    определенным     словом, несколькими словами;
  • распространение предложения;
  • составление    предложений    по    демонстрации    действий
    сказочных персонажей;
  • составление предложений с опорой на игрушку;

Здесь применялись дидактические игры и упражнения "Закончи предложение", «Один-много», «Подбери признак» (Иван-царевич храбрый, смелый, лиса хитрая, коварная и т.д.), «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Где начало рассказа?» (с сюжетными картинками по знакомой сказке), «Закончи предложение». (Например, «Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка…, а зайчика…), «Близкие слова», «Чей, чья, чьё?» (колобок-бабушкин, хвост – лисий), «Исправь ошибку» (например, Карлсон съел много конфетов, у Бабы яги костяная ноги) и др.

Большое место в работе с детьми отвожу развитию связной речи. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В методике развития связной речи у старших дошкольников я выделила главные задачи коррекционной работы: формирование разговорной речи в диалоге, обучение рассказыванию (монологической речи), ознакомление с художественной литературой.

Формированию разговорной речи способствовало использование пересказа литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах сказки. Дидактические игры "Продолжи сказку", "Составь сказку по зачину", "Составь сказку по началу и концу", "Изменение ситуации в знакомой сказке ", "Сказка с новым концом" и т.д. помогают дошкольникам в развитии диалогической и монологической речи. Рассказывание сказки сопутствую показом игрушек-марионеток, кукольного театра, пальчикового театра.

При работе со сказкой часто использую прием опорного моделирования (методика Д.Родари). Рассказывая детям сказку, сопровождаю повествование условными картинками-символами. В дальнейшем дети сами рассказывают по опорным моделям и составляют схемы сюжетов.

Особое место в работе со сказкой занимает - театрализация сказки (инсценировки, игры-диалоги, этюды), которая способствует более глубокому пониманию её содержания, обогащает эстетическое восприятие детей.

Использование сказкотерапии позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе данной методики легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Список использованной литературы:

1 Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб. ООО «Речь», 2000. - 310с.

2 Кочанская И.Б. Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. -М.-ТЦ Сфера, 2015-96 с.- (сказки-подсказки).

3 Шорыгина Т.А. Литературные сказки М.-ТЦ Сфера, 2015-96 с.- (сказки-подсказки).

4 Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников."

Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие  дошкольников....

Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСказкотерапия — это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личнос...

Применение метода сказкотерапии для речевого развития детей с ОНР.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Сказка чрезвычайно многогранна...

Презентация СКАЗКОТЕРАПИЯ в речевом развитии дошкольников

Презентация СКАЗКОТЕРАПИЯ в речевом развитии дошкольников...