к семинару ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Михнева Светлана Юрьевна

из ппыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар ОВЗ24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации сопровождения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата С.Ю.Михневой МАДОУ «Детский сад№ 87, г.Нижнекамск. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В связи с этим обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные основы специального образования. Появляется инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы ДОУ. Инклюзивное образование дает детям с ОВЗ возможность развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитываются потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану [1]. Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическими поражениями ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей. Большую часть детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89 %). По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34—42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России увеличилось количество детей с ДЦП. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения. Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости[5]. В нашем ДОУ в сопровождении ребенка участвуют педагоги группы и узкие специалисты (инструктор по ф.к., музыкальный руководитель, педагог-психолог). Других специалистов (логопед, дефектолог) ребенок посещает в детском реабилитационном центре. Свою деятельность я  начала с изучения рекомендаций городской ПМПК, специальной литературы по проблеме развития детей с ДЦП. Ознакомились с опытом коллег (через ГМО и Интернет) занимающихся с такими детьми Изучены особенности ребенка, стиль воспитания в семье. В результате  работы в данном направлении была разработана адаптированная программа сроком реализации 1 год. В программу вошли планы специалистов, занимающихся с ребенком. Необходимо отметить, что не все получается, так как предполагалось. Ребенок часто болеет или проходит специализированное лечения в санаториях, поэтому очень проблематично наладить работу с ребенком и системно отследить результативность и её эффективность. Основной технологией при работе с ребенком по рекомендации городского ПМПК является психолого-педагогическое сопровождение развития личности, социальное сопровождение, с использованием игровых методов для проведения психокоррекции. Под психологическим сопровождением ребенка с НОДА подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка: создание социально- психологических условий для эффективного психического развития в группе здоровых сверстников; систематическая психологическая помощь в виде психологической поддержки; систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей. Целью сопровождения является получение ребенком квалифицированной помощи специалистов - педагогов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме и социально-психологическое содействие семье Задачи:

 1. Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально- волевую регуляцию поведения.

 2. Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы.

 3. Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально- психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

 Наша работа по психолого – педагогическому сопровождению ребенка и родителями построена на принципах:

 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте воспитателя с педагогом - психологом, муз.руководителем, родителями и т.д.

 4. Принцип деятельностного подхода – психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

 Уровни психолого-педагогического сопровождения:

 индивидуальное;

 групповое; Формы сопровождения:

  консультирование;

 диагностика;

  коррекционно-развивающая работа;

  профилактика;

 просвещение.

Методы и формы работы с детьми :

Игротерапия – занятия организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально- волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы. Использование пальчикового бассейна – пассивно – активная гимнастика пальцев. Проведение гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамическийпраксис.

 Формы и методы работы с родителями:

 Консультирование – дифференцированный подход к семье, имеющей «особого» ребенка. Проведение совместных праздников, где родители видят достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом). Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

 Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. Психолого- педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик. Первое с чего началась моя работа – изучение рекомендаций ПМПК. Далее психолого-педагогическая диагностика уровня развития ребенка. По результатам данной диагностики был собран консилиум. В ходе обсуждения на консилиуме первичных данных было решено провести углубленную диагностику с целью определения индивидуального маршрута развития ребенка. Психологическое обследование было направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно - потребностной сферы. ПМПК  ДОУ по сопровождению ребенка осуществляет в целом: Координацию деятельности всех специалистов по сопровождению

Ведение индивидуальной карты развития ребенка

Составление маршрута сопровождения

Консультативную помощь педагогам и родителям.

 Используемые коррекционные программы: - «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП» (1,2,3 годы обучения) Симоновой Н.В., - «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» авторов Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

 На сегодняшний день в ДОУ реализован первый организационный этап деятельности и реализуется второй.

2 этап. Организация сопровождения

 1. Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.

2. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

 3. Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

 4. Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

 5. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми: И вновь в интересах развития ребенка – сотрудничество с семьей. Именно семья повышает эффективность работы детского сада. Родители делятся опытом преодоления жизненных сложностей, вместе справляют праздники, участвуют не только во всех мероприятиях, но и продолжают работу дома, руководствуясь рекомендациями врачей и воспитателей. И, наконец, решают вопросы воспитания и социальной защиты своих непростых детей. Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап Аналитико - прогностический Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. В результате уже проводимой работы можно говорить о небольших достижениях в реализации поставленных задач. Задачи:  Предварительные результаты

1 Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения. В процессе совместной и свободной организации деятельности ребенок стал эпизодически принимать участие в играх с детьми (пара). Хотя в основном он предпочитает быть один. Уменьшилось количество неконтролируемых негативных нарушений в поведении (истерики, агрессия, аутоагрессия). Как результат – доброжелательное отношение сверстников к ребенку. Желание помочь ему в случаях затруднений. Дети, понимая ситуацию не обращают внимания на внезапные изменения в поведении стараются не провоцировать его в такие периоды. Не вступают во взаимодействие.

 3 Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы. Для индивидуальной работы с ребенком в данном направлении был разработан индивидуальный маршрут развития ребенка куда вошли планы работ всех специалистов. С ребенком занимаются индивидуально и парциально включают его в деятельность с другими детьми

4 Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-психологические Родители (мама) охотно откликаются на все инициативы педколлектива. Выполняют рекомендации специалистов (массажи, проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс. комплексы упражнений и т.д.).

 Литература :

1. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с. 2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С- Петербург, «Речь»,2008, 220с 3.

 Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с. 4. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь»,2007,112с.

 5. Смирнова И. А. «Специальное образование дошкольников с ДЦП». Учебно- методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 160 с. ISBN 5-89814-186-3 6.

 Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007,167с 7. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на – Дону, «Феникс»,2006,75с 17. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...