Методы саморегуляции
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Царева Марина  николаевна

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

 

«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ»

   Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти I сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

 

«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ»

 

   Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

 

«ТЫ — ЛЕВ!»

   Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

 

«ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!»

   Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз

 

 

 

«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ»

   Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

 

«ЗАРЯД  БОДРОСТИ»

   Надо сказать ребенку:  «Сядь свободно.  Вытяни  вперед   руки   и   приготовь   два   пальчика:   большой   и   указательный. ; Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» — 10  раз  в одну сторону и   10  —   в другую.  А теперь  опусти  руки, тряхни  ладошками.  Приготовь указательный  палец,   вытяни   руку и  поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько  же раз со словами:  «Просыпайся, третий  глаз!» Тряхни ладошками. Собери  пальцы руки  в горстку,  найди  внизу шеи ямку,  положи туда руку  и  со  словами:  «Я  дышу, дышу,  дышу!»   —   помассируй  ямку 10  раз  в одну сторону и   10  раз  в другую.  Молодец!  Ты  видишь, слышишь, чувствуешь!»

   Предостережение:  взрослый  следит за силой  нажима на  важные точки жизнедеятельности  и  правильностью  нахождения  точек

 

 

«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО»

   Скажите  ребенку:  «Когда ты  волнуешься,   попробуй красиво  и  спокойно дышать.  Закрой  глаза,  глубоко  вдохни:

— мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».

 

«СТОЙКИЙ СОЛДАТИК»

   Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

 

«ЗАМРИ!»

   Скажите ребенку: «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

 

«СПАСИ  ПТЕНЦА»

   Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

 

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

   Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, — нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на

 

подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

 

«СЛОМАННАЯ КУКЛА»

   Скажите ребенку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Все — куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

 

 

«ГОРА С ПЛЕЧ»

   «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче».

«ТОРТ»

 

   Положите ребенка на коврик. Вокруг — его сверстники или знакомые. Взрослый говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — «мука», другой — «сахар», третий — «молоко», четвертый — «масло» и т. д. Взрослый — повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука: «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — он «посыпает» тело; и немного соли — чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» замешивает «тесто», хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его: и мука, и соль и др. — тоже дышат, как тесто. Наконец надо украсить торт кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. «Торт» необыкновенно хорош! Сейчас «повар» угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть «торта» достанется родителям и друзьям. Замечание

1.   Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2.   Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, — курицу, блины, компот и т. д.

 

 

 

«ПОРТРЕТ»

   Ребенок  садится   напротив  взрослого.   Взрослый   —
художник.  Все остальные —  краски: синий,  белый,  красный,  желтый,  зеленый  и другие цвета.  «Сейчас я  буду рисовать  портрет»!
   Художник  прикасается  рукой  к  овалу  лица  и   говорит:   «Сейчас я
нарисую   лицо».   «Какую   форму   рисовать?   —   спрашивает   он   у
ребенка.   —  Такую же, больше,  меньше?»  Ребенок отвечает.  «Какие  будут   глазки   —   большие,   маленькие   или   оставим   те,   какие
есть?»   При   этом   он   обводит   контур   глаз.   «Какого   они   будут>
цвета?»  Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику,  выбравшему этот цвет),
и   переносит   цвет   на  лицо   ребенка.   Затем   в  таком   же   порядке
рисуются брови, нос, щеки, губы, уши,  волосы.  Постарайтесь «смешать»  краски  и  перенести на ребенка частичку каждого участника
упражнения.   В   конце   все  любуются   портретом,   говорят,   как  он
хорош.      
   Замечание: упорное нежелание ребенка «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорят о том,
что  ребенок недоволен собой,  хочет измениться.

 

 

«ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ»

   Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание

1.   Взрослый следит за силой прикосновений.

2.   Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.

3.   Поглаживаний должно быть мало.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ»

   Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти I сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ»

   Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«ТЫ — ЛЕВ!»

   Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

«ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!»

   Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6—10 раз

«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ»

   Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

«ЗАРЯД  БОДРОСТИ»

   Надо сказать ребенку:  «Сядь свободно.  Вытяни  вперед   руки   и   приготовь   два   пальчика:   большой   и   указательный. ; Возьмись ими за самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» — 10  раз  в одну сторону и   10  —   в другую.  А теперь  опусти  руки, тряхни  ладошками.  Приготовь указательный  палец,   вытяни   руку и  поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько  же раз со словами:  «Просыпайся, третий  глаз!» Тряхни ладошками. Собери  пальцы руки  в горстку,  найди  внизу шеи ямку,  положи туда руку  и  со  словами:  «Я  дышу, дышу,  дышу!»   —   помассируй  ямку 10  раз  в одну сторону и   10  раз  в другую.  Молодец!  Ты  видишь, слышишь, чувствуешь!»

   Предостережение:  взрослый  следит за силой  нажима на  важные точки жизнедеятельности  и  правильностью  нахождения  точек

«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО»

   Скажите  ребенку:  «Когда ты  волнуешься,   попробуй красиво  и  спокойно дышать.  Закрой  глаза,  глубоко  вдохни:

— мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;

— скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».

«СТОЙКИЙ СОЛДАТИК»

   Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«ЗАМРИ!»

   Скажите ребенку: «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».

«СПАСИ  ПТЕНЦА»

   Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

   Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, — нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на

подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

«СЛОМАННАЯ КУКЛА»

   Скажите ребенку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки — медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Все — куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

«ГОРА С ПЛЕЧ»

   «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче».

«ТОРТ»

   Положите ребенка на коврик. Вокруг — его сверстники или знакомые. Взрослый говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — «мука», другой — «сахар», третий — «молоко», четвертый — «масло» и т. д. Взрослый — повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука: «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — он «посыпает» тело; и немного соли — чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» замешивает «тесто», хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается — ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его: и мука, и соль и др. — тоже дышат, как тесто. Наконец надо украсить торт кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. «Торт» необыкновенно хорош! Сейчас «повар» угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть «торта» достанется родителям и друзьям. Замечание

1.   Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2.   Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, — курицу, блины, компот и т. д.

«ПОРТРЕТ»

   Ребенок  садится   напротив  взрослого.   Взрослый   —
художник.  Все остальные —  краски: синий,  белый,  красный,  желтый,  зеленый  и другие цвета.  «Сейчас я  буду рисовать  портрет»!
  Художник  прикасается  рукой  к  овалу  лица  и   говорит:   «Сейчас я
нарисую   лицо».   «Какую   форму   рисовать?   —   спрашивает   он   у
ребенка.   —  Такую же, больше,  меньше?»  Ребенок отвечает.  «Какие  будут   глазки   —   большие,   маленькие   или   оставим   те,   какие
есть?»   При   этом   он   обводит   контур   глаз.   «Какого   они   будут>
цвета?»  Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей кистью (к участнику,  выбравшему этот цвет),
и   переносит   цвет   на  лицо   ребенка.   Затем   в  таком   же   порядке
рисуются брови, нос, щеки, губы, уши,  волосы.  Постарайтесь «смешать»  краски  и  перенести на ребенка частичку каждого участника
упражнения.   В   конце   все  любуются   портретом,   говорят,   как  он
хорош.        
  Замечание: упорное нежелание ребенка «сохранить» свое собственное лицо и стремление многое в нем изменить говорят о том,
что  ребенок недоволен собой,  хочет измениться.

«ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ»

   Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно и осторожно, необычным образом касаются тела лежащего ребенка. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди, локтем — к животу и т. д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание

1.   Взрослый следит за силой прикосновений.

2.   Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.

3.   Поглаживаний должно быть мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит...

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

Как помочь ребенку снять психоэмоциональное напряжение (некоторые упражнения и советы)...

Методы саморегуляции и снятия психо¬эмоционального напряжения у детей

Рекомендации для родителей: как снять психоэмоциональное напряение с помощью игр и упражнений....

Картотека "Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей"

Картотека для саморегуляции  и снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

Методы  саморегуляции   и   снятия   психоэмоционального  напряжения  у детей...

консультация "Помоги себе сам." Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Консультация "Помоги себе сам." Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей....