ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по коррекционной педагогике на тему

Ерахтина Анна Ивановна

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании и просвещении родителей профессионально подготовленных специалистов. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно- воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Изучение семьи и семейного воспитания часто бывает необходимым в деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателей детского сада, чтобы выявить всевозможные нарушения воспитания ребенка в семье. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого и психического развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой.

Таким образом, для успешной коррекционной работы логопеду, дефектологу и воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, чтобы избежать неправильных установок по отношению к ребенка со стороны родителей. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению задержки психического развития (ЗПР) во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от преемственности в работе логопеда, дефектолога и воспитателя, а затем взаимосвязи их работы с родителями детей с ЗПР. Значимость общения с взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Многие исследователи видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые . От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. На отношение ребенка к своему дефекту влияет отношение к данному дефекту со стороны родителей. И то, как родители реагируют на недостатки развития своего ребенка, как относятся к ребенку, является основным формирующим компонентом его личности. Ведь в семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития (психического развития, развития речи), создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, задержкой психического развития чувствуют себя неудовлетворенными и подавленными. О детях с ЗПР к настоящему времени накоплена определенная научная информация. На основании результатов клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика и этиология. В современной литературе под ЗПР понимают главным образом замедление темпа психического развития. Изучение детей этой категории позволило установить этиологию и клинические варианты отклонения в развитии (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер, и т. д.). Основные клинические типы ЗПР дифференцируются по эти опатогенетическому принципу: конституционного происхождения, психогенного происхождения, соматогенного и церебрально- органического происхождения. Выделенные клинические типы отличаются друг от друга структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность различных речевых нарушений (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева и др.) В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей бедность выразительных средств, недостаточное понимание значения многих слов, образных выражений. Отклонения в развитии познавательных процессов и эмоционально- волевой сферы качественно изменяют речевое развитие ребенка с ЗПР, которое проявляется в отставании становления речи, в низкой речевой активности, в недостаточной динамической организации речевой деятельности. Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Вместе с тем для этой категории детей характерны типичные, отличающие их от нормы, тенденции развития: сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. В зависимости от этого по-разному определяются проблемы обучения и, следовательно, требуются разные меры дифференцированной помощи. Поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка. Это важно для правильной организации коррекционного обучения, которое должно быть направлено не только на коррегирование языковых и речевых средств, но и на психические процессы, которые задействованы в формировании речи.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей педагогов, сопровождающих коррекционный процесс, является привлечение родителей к участию в этом процессе.

В начале учебного года проводится диагностическая работа. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включѐнные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Дефектолог исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Задачи обследования речи совместно решают учитель- дефектолог и логопед. Логопед исследует все компоненты речевого развития. Воспитатель проводит обследование познавательной, изобразительной и др. видов деятельности детей и определяет их соответствие данной возрастной группе. В основе обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Исследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребѐнка. Педагоги должны познакомиться с родителями детей, которые будут у них заниматься.

При планировании прогноза коррекционной работы всеми специалистами учитывается:

- структура отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

 - информация о здоровье ребенка;

 - возраст ребенка;

 - условия жизни и воспитания в семье;

- роль всех членов семьи в воспитании ребенка;

 - тип семейного воспитания.

При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать совместно, решать широкий круг задач. В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения (С. Г. Шевченко,1999), в структуру коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ЗПР включаются следующие блоки: диагностико-консультативный, физкультурно- оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий и социально- педагогический.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание. Социально - педагогический блок включает особые задачи взаимодействия с семьями. Совместная работа логопеда, дефектолога и воспитателей дошкольного учреждения с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней и родительских собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.

Из первой беседы с родителями выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребѐнка, увлечения, интересы. Необходимо выяснить жалобы и тревоги родителей, их мнение и пожелания по поводу развития психических процессов и речи ребѐнка. Первая встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Важно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них ждут все специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми. Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.

Хорошо показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы познакомить их с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, дефектолога и воспитателей. Чтобы родители понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности, на занятиях. Часто они не имеют представления о том, какую огромную работу проводят профессионально подготовленные специалисты, работающие с их ребенком, имеющим ЗПР, какие задачи воспитательного и образовательного процесса решаются.

 От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже зависит многое. Логопед и дефектолог как специалисты должны хорошо знать специфику дефекта ЗПР и пути его преодоления, должны хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы. Их основная задача – ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка. Воспитатель должен создать благоприятные условия в группе, способствующие активизации познавательной и речевой деятельности.

Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в необходимости проведения коррекционно- воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребенка с задержкой психического развития необходима. Практика показывает, что дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей.