Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
статья по коррекционной педагогике на тему

Романова Екатерина Евгеньевна

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика  нарушения осанки и плоскостопия у детей

дошкольного  возраста  средствами  физического воспитания»

      Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильную осанку дошкольника характеризуют следующие признаки: голова и туловище держаться прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части  есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

    В дошкольном возрасте наиболее часто встречаются такие патологии опорно-двигательного аппарата, как нарушение осанки, плоскостопие, врожденная косолапость, деформация грудной клетки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифоз) и в поясничном отделе (лордоз).

    Причины развития неправильной осанки и ее дефектов: недостаточные развития мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении: ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычка детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

     Основным средством формирования правильной осанки и коррекции нарушений являются занятия физическими профилактическими  упражнениями.

    В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног , чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования осанки и профилактики  ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами (резиновые и  теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др.) Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа, сидя на стуле.

     Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых(40-50 сек) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

     Упражнения лучше включать в комплексы умеренной и оздоровительной гимнастики, но можно выполнять отдельно.

Задача состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц - тогда они смогут долгое  время удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

 Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены) и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, кубик, резиновое кольцо).

  Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений:

  - прогибание спины с обручем и мячом в руках

  - наклоны в стороны с обручем за спиной

  - приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках

  - наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой

  - наклоны назад с разведением рук в стороны

  - поднимание ног вверх лежа на спине.

  - ползание на четвереньках

  - ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки

  Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:

   - ходьба на носках и босиком по неровной поверхности( песку, мелкой  гальке)

   - ходьба на носках и пятках, наружных краях стоп

   - ходьба по гимн. палке и канату

   -захватывание мяча ногами

   - собирание мелких предметов пальцами ног

   - катание обручей мяча пальцами ног

   - ходьба правым и левым боком по гимнастической скамейке, обхватывая ее края пальцами ног  

- собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, веревки, платочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников»

Формирование основы культуры здоровья детей, родителей, педагогов....

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия .

Осанка , или привычная поза приобретенная в течении всего периода роста , во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мышц , удерживающего его в правильном положении .Нарушения осанк...

Профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Домашнее задание для пап и мам и  ваших детей...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов з...

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...