«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Введение

 

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. При подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Одним из путей развития логического мышления дошкольников, является активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Цель: развитие логического мышления как способа познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Задачи работы

1.  Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.

2. Создать единое педагогическое пространство развития логического мышления в семье и дошкольном учреждении.

3. Определить эффективность использования системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_sorokina_a.m.docx151.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №3 «ЛАСТОЧКА»

Система работы на тему:

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через  использование игр и упражнений с  блоками Дьенеша».

Выполнили:

Сорокина А.М.

Орестенко Н.В.

г. Мегион

2017 г.

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1 Особенности развития логического мышления детей 7го года жизни

1.2 Развитие логического мышления посредством блоков Дьенеша

2. Практическая часть

2.1 Диагностический этап

2.2 Подготовительный этап

2.2 Основной этап

2.3 Заключительный этап

3. Вывод

4. Список литературы

5. Приложение

                                                     

Введение

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. При подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Одним из путей развития логического мышления дошкольников, является активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Цель: развитие логического мышления как способа познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Задачи работы

1.  Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.

2. Создать единое педагогическое пространство развития логического мышления в семье и дошкольном учреждении.

3. Определить эффективность использования системы.

1.Теоретическая часть

  1. Особенности развития логического мышления детей 7го года жизни

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в дальнейшем. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей логического мышления.

Развитие детского мышления исследовали психологи и педагоги, такие как П. Симонов, А. В. Запорожцев, Л. Я. Береславский.

Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Эксперименты таких ученых, как: Запорожец, Венгер, Гальперин по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно - следственных отношений, образования у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

 Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у ребенка происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. ребенок начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

2.2. Развитие логического мышления посредством блоков Дьенеша.

Замечательная игра «Логические блоки Дьенеша», названная так в честь своего создателя - венгерского педагога Дьенеша, заслуживает самого пристального внимания педагогов, работающих с дошкольниками. Сложно переоценить ее значение для формирования интеллектуальных способностей дошкольников, для развития их познавательной активности.

В учебно-методическом пособии освещены аспекты значения использования педагогами в совместной деятельности с дошкольниками  игр с блоками Дьенеша для всестороннего развития детей. Также здесь представлена начальная система игровых занятий для дошкольников с блоками Дьенеша. Этот материал предназначен для воспитателей ДОУ, но  может быть также интересен родителям детей  дошкольного возраста.

Следует обратить внимание, что   развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным образовательным технологиям.  Немного об авторе «Логически блоков Дьенеша» - Золтане Дьенеше.

      Золтан Дьенеш  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей  «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

      Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки  и свою теорию «новой математики».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

У любого педагога особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать  что - то  новое,  – это беда для всех (для педагогов, для родителей и для самого ребенка).

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. А ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания.  Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Перед нами - педагогами встает задача: как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения. Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его думают, анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают, удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне, фантазируют, создают самостоятельные новые образы, достигают результата (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).

Развитое логическое мышление – это не природный дар. Над развитием логического мышления нужно заниматься.

        Решение этой проблемы возможно путем поиска новых методов и форм организации процесса воспитания дошкольников в игре.

Одной из универсальных современных  педагогических технологий  является использование «Логических блоков Дьенеша».

«Логические блоки Дьенеша» - это универсальный дидактический материал. Работа  с Блоками Дьенеша,  строиться  по принципу -   от простого к сложному, целью которого является: развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников.

Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» позволяет ребенку:

1. Познакомиться и закрепить знания о различных свойствах предметов:

- через операции сравнения (с соответствующим эталоном);

- через практическое действие с предметом;

-через формирование понятия «множество» (установление отношений путем сравнения, классификации и т. д.).

2. Освоить классификации предметов по их свойствам:

- через «выделение из целого предмета отдельные его признаки, отбора наиболее существенных, их сравнение с выделяемыми свойствами в других предметах.

- через выявление и упорядочивания различия в одном свойстве.

3. Овладеть предметно-познавательными действиями:

- через, различные анализаторы (в основном зрительный и осязательный);

- через поиск предмета по условию;

- через наложение на образец (для наиболее слабых детей).

4. Овладеть речевыми формами отражения сущности предметно-познавательных действий, свойств и отношений (строго говоря, обучение составлению логических фраз «если ... то ...», «..., потому что ...» и т. д.)

5. Познакомиться с понятием «алгоритм» - последовательность действий:

- через осмысление поставленной задачи (или правил игры);

- через освоение технологии моделирования (свойств и отношений).

6. Познакомиться с пространственными отношениями между предметами, уметь пользоваться предлогами, характеризующими пространственные характеристики предметов: «рядом», «около», «справа», «слева», «перед» и т. д.

- через упражнения по разработанным таблицам с использованием моделей Блоков Дьенеша.

7. Освоить основные конструктивные навыки:

- строить элементарные сооружения по образцу (словесная инструкция и наглядный образец);

- уметь составлять схемы построек.

8. Развивать все основные психические процессы.

Классический вариант логических блоков Дьенеша – это набор из 48 геометрических фигур:

  1. Четырех форм - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные;
  2. Трех цветов - красные, синие, желтые;
  3. Двух размеров - большие и маленькие;
  4. Двух видов толщины – толстые и тонкие.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

Как и все игры, игры с блоками Дьенеша основываются на педагогические принципы:

- принцип развивающего обучения направлен на развитие способностей каждого ребенка;

- принцип доступности обеспечен учетом возрастных способностей и интересов воспитанников;

- принцип систематичности, последовательности и постепенности обучению детей в определенном порядке, соответствует основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от неизвестного к известному;

- принцип учета индивидуальных особенностей обеспечен учетом уровня развития личности ребенка, его индивидуальных способностей;

- принцип воспитания и обучения детей в коллективе — достижение поставленных перед детьми целей осуществляется коллективной и подгрупповой, индивидуальной организацией детей.

II. Практическая часть

2.1 Диагностический этап

На диагностическом этапе работы  решалась следующая задача:

  • Выявить уровень развития логического мышления у детей.

Для этой задачи нами были использованы следующие диагностические задания:

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: выявить уровень развития логического мышления

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.

1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.

Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

По результатам констатирующей диагностики было установлено, что высокий уровень знаний  у детей не выявлен. Средний уровень знаний  – 1 человек, низкий уровень знаний составляет  9 человек.

На основе диагностического этапа был составлен перспективный план работы с детьми и родителями.

2.2 Подготовительный этап  

Исходя из полученных данных, нами были намечены следующие этапы работы:

  1. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Разработать и подготовить упражнения с блоками, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога.
  3. Разработать перспективный план  по использованию игр в совместной и самостоятельной деятельности.
  4. Разработать план работы с родителями с использованием форм, направленных на создание единого педагогического  пространства по развитию логического мышления.

Создали предметно-развивающую среду, которая включала в себя: картотеки, карточки свойств, схемы.

На основе логических блоков  изготовили игровой материал. Старались, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий.

Привлекли родителей, используя разнообразные формы работы с ними:

  • Рекомендации для родителей совместных игр с детьми с блоками Дьенеша.
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  • Совместное занятие с детьми и родителями по логического  мышления

2.3 Основной этап

Вся работа была разделена по блокам:

1 блок. Ознакомительный.

В соответствии с принципом постепенного последовательности, дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Им была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками, поэтому первые занятия детей с логическими блоками Дьенеша являлись ознакомительными. Их цель — привлечь, заинтересовать детей игрой. Для этого выкладывали перед детьми наборы и давали им вволю наиграться с деталями: они начали сразу же строить различные постройки и играть с ними. В процессе разнообразных манипуляций с блоками, дети установили самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Освоение умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Когда дети легко и безошибочно научились справляться с заданиями определенной ступени, предложили упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами. Дети овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Для формирования умений выявлять и абстрагировать в предметах свойства, детям предлагались разные игровые задания и упражнения.

1. Выделить блоки по двум признакам (цвету и форме, форме и размеру).

2. Построить длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах (одинаковые фигуры не ставить рядом).

3. «Второй ряд» (под каждой фигурой верхнего ряда стоит фигура другого цвета, формы, размера) и т. д.

4. Игра «Волшебный мешочек» (дети ощупывают фигурку в мешке и характеризуют ее по одному или нескольким признакам).

5.«Домино». Фигуры делятся между четырьмя участниками поровну, и каждый делает по очереди свой ход. Если блок нужной формы отсутствует, ход пропускается. Ходить можно фигурами разного цвета (формы, размера) или фигурами одинакового цвета, но другого размера и т.п.

 2 блок. Кодовые карточки.

На втором этапе для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Наряду с логическими блоками в работе стали применять карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению. Ребёнок, глядя на карточку, учится читать зашифрованный блок. Карточки рассматривали с детьми, уточняли, какие свойства обозначены на них. Рассматривали с детьми и сами блоки, пользуясь карточками. В словаре детей появились такие определения: «это красный, большой, круглый, толстый блок». Использование карточек позволило развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Дети учились классифицировать детали по определённым признакам: толстый - тонкий, большой - маленький, цвету, форме. На карточке обозначен синий цвет, значит нужно найти все синие фигуры. Если ребенку показывали жёлтое пятно и маленький дом, нужно показать жёлтую, маленькую фигуру, или (отложить все жёлтые, маленькие фигуры). Красное пятно, двухэтажный домик и силуэт круга — нужно показать красный большой круг или отложить все красные и большие круги. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, например: игра  «Садовник» дети высаживали цветы на разные клумбы в соответствии со знаками символами; игра «Нелепицы» дети из блоков выкладывали животных, так же используя кодовые обозначения.

После освоения этих умений усложнили задание. Дети стали самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Предлагались такие игры: «Кто быстрее соберет блоки!", «Поручения», «На свое место». Например, ведущий говорит: «Кто быстрее всех соберет все красные блоки», «…. поручается собрать все круглые блоки», «Все толстые блоки положите на свое место — в большой обруч»...

3 блок. Отрицание свойств. 

Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, ввели код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.). Познакомили с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств. Для усвоения слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства «не красный», «не круглый», «небольшой», проводили игры: «Помоги герою» (перевести в слова то, что обозначает карточка, научить героя по-разному рассказывать про цвет, форму — о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький) и т. д.

Для освоения детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами отрицания проводилась Игра «Рыбалка», дети раскладывали блоки в обручи в соответствии с указанными свойствами. В зелёный обруч не ложем не синих и не квадратных рыбок. В жёлтом обруче красные и треугольные и. т.д. После освоения предыдущих заданий у детей сформировалось умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго. Вариантом игр с логическими фигурами, является набор «Давайте вместе поиграем»- это плоский вариант блоков Дьенеша. В данный вариант входят такие игры, как «Угощение для …», «Магазин», «Художники». Освоив игры, в которых строго выполняются правила для достижения цели, дети с удовольствием придумывают новые задания по «Блокам», вместе с друзьями они рисовали модели и играют в свои игры. И незаметно обучающие игры перешли в раздел «творческой игры», «игра для развития воображения и фантазии», «игра для коллективного занятия детей» (2–3 человека). Подбирали игры для развития способности к логическим действиям и операциям — «Доставка», «Перевозим», «Лабиринты», где дети видоизменяли свойства блоков в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Чтобы перевезти груз, они учились действовать последовательно и в соответствии с правилами, соблюдая алгоритм действий. Дети положительно реагировали на усложнение поставленной задачи. Обучая в процессе игры, мы стремились к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. В особую группу выделили игры, которые требуют хороших навыков вычислительной деятельности, умения решать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа, а также разгадывать шифрограммы. Это игры «Логический поезд», «Мозаика цифр».

4 блок. Классификация.

Не вызывали у детей трудностей и логические игры с обручами. У них сформировалось четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Например: имеется один круг. У каждого ребенка в руках один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием педагога (внутри круга все красные блоки, а вне круга — все остальные). Проводили игры с двумя обручами, давали два разноцветных круга (синий и красный), круги пересекаются, поэтому имеют общую часть. Детям давалось задание: расположить круги так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые блоки, а внутри красного круга все красные.

В конечном результате дети самостоятельно без нашей помощи играли в уже знакомые для них игры.

2.4 Заключительный этап.

На заключительном этапе работы была проведена контрольная диагностика, которая позволила нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. 

Диагностика знаний детей показала:

Высокий уровень: 3 человека

Средний уровень: 7 человек

Низкий уровень: 0 человек

На основании контрольной диагностики можно сделать вывод: разработанная система игр с использование данного дидактического средство позволило добиться хороших результатов:

  • дети знакомы с приемами сравнения, анализа, синтеза, классификации;
  • могут устанавливать определенную последовательность некоторых событий;
  • возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
  • заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию;
  • дети научились высказывать свои суждения, доказательства
  • у детей хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, обобщение предметов по одному, двум, трем сходствам и различиям.

Таким образом, предположение о том, что логическое мышление дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которое можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения возможно, если соблюдать следующие условия:

  1. Создание специально подобранной системы игровых заданий с дидактическим содержанием.
  2. Совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.
  3. Игры, направленные на развитие логического мышления должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности. Необходимо продумать вариативность игр и заданий.
  4. Систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности.

Вывод

Анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками играет большую роль для развития логического мышления. Следует отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, научились выявлять и абстрагировать свойства, владеют умственными операциями сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, умеют кодировать и декодировать информацию, научились классифицировать с заданными свойствами. 

Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей основных приёмов логического мышления.

Список литературы

  1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

2. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000.

3. Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н. Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006.

4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

5. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).

6. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: А.А. Смоленцева О.В. Пустовойт; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

7. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.2. – 2-е. изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.

Приложения 1.

Перспективное планирование игр с блоками Дьенеша

I неделя

Игры по развитию творческих способностей

  1. Составлять по картинкам разные предметы на плоскости (по образцу)
  2. Придумывать и строить из деталей свои собственные картинки

Игры на развитие аналитического мышления

  1. Фигуры сложить в мешочек и пусть ребенок возьмет в руки одну из фигур и назовет ее признак (размер, форму, толщину), на ощупь, не вынимая из мешочка.
  2. Предложить выложить дорожку из фигур, чередуя их по форме или размеру
  3. Найти для фигуры пару по трем признакам.

II неделя

Д/И «Что лишнее?»

Программные задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложит на стол  три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур  лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Д/И «Найди не похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Д/И «Найди  похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Д/И «Бусы»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры: Выложите перед ребенком  ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине).  Предложите  сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

Д/И «Найди клад»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

III неделя

Д/И «Сравни – где больше»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества  блоков. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.

Д/И «Разложи фигуры»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям  построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

Д/И «Что изменилось»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Д/И «Сколько?»

Программные задачи:  Развивать умение выделять свойства геометрических фигур  (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Д/И «Угощение для медвежат»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры: В  гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой  и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

IV неделя

Д/И «Угощение для медвежат - 2»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры: Вариант игры  с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств  кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

Д/И «Магазин»

Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.).

Д/И «Украсим елку бусами».

Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».  Закрепление навыков порядкового счета.

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Д/И «Найди меня»

Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры:  Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру. Возможно, использовать слова: «Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

Д/И «Волшебное дерево»

Программные задачи: Развитие  умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

V неделя

Д/И «Улитка»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали  или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Д/И «Рассели жильцов» - 1

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане,  кодовые карточки.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

Д/И «Хоровод»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением круга   или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод  из волшебных фигур. Хоровод  получиться  красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком  по одному  какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

Д/И «Рассели жильцов» - 2

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Д/И «Художники»

Программные задачи: Развитие  умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.

VI неделя

Д/И «Этажи»

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков.

Ход игры: Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Д/И «Домино»

Программные задачи: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. 

Материал: Блоки Дьенеша.

Ход игры: В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Д/И «Что изменилось?»

Программные задачи: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.

Материал:  набор блоков.

Ход игры: Выложите перед ребенком несколько фигурок и дайте возможность запомнить их. Потом попросите ребенка закрыть глаза, а в это время уберите или добавьте одну фигурку и спросите, что изменилось.

Д/И  «Почтальон»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер) предметов. Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не маленький и т.д.).

Материал: Карточка с изображением домиков, кодовые карточки.

Ход  игры: К нам в детский сад принесли письмо. Оказалось, что почтальон ошибся адресом. Ребенку предлагается доставить письмо (открытку) точно по адресу, который написан (закодирован) на карточке.

-Отнеси письмо в тот дом, который указан на конверте вот с таким адресом.

-Отнеси открытку по указанному адресу /не красный, маленький/

Выигрывает тот, кто первым доставил письмо по адресу и получает фишку победителя.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка

Д/И  «Купи шарик»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам.

Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не синий, не желтый, не маленький), (не большой, не красный, не синий, овальный). Развивать логическое мышление.

Материал: Карточка с изображением воздушных шаров. Карточки со знаками символами свойств.

Ход игры: Сейчас мы с вами отправимся в магазин покупать шары к празднику. Но купить нам  нужно только те шары, которые  нам будут нужны для игры.

-Купите, пожалуйста, шарик, который закодирован на карточке /не красный, не синий, круглый, небольшой/.

- Красный, не овальный, маленький и т.д.

Выигрывает тот, кто первым купит необходимый шарик и получает флажок победителя.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка.

VII неделя

Д/И  «Помогите снять полотенце»

Цель: Развивать умения выделять и абстрагировать цвет, размер, ширину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Карточка с изображением полотенец. Карточки-свойства. Фишки для награждения победителя.

Ход игры: Винни-Пух и Пятачок отправились в город за покупками.

В городе им пришлось задержаться, и они позвонили нам  и попросили помочь им. Нужно снять полотенца, которые сушатся на веревке. У Винни-Пуха большие, а у Пятачка маленькие. А вот кто чьи полотенца будет снимать, мы сейчас узнаем. Взрослый раздает детям кодированные карточки и предлагает им декодировать (расшифровать) их и узнать, кто чьи полотенца снял.

-Сними полотенце /не большое, не с рисунком, не широкое, не красное/   /маленькое, узкое, синее/.

Д/И  «Поймай рыбку»

Цель:  Развивать умение сравнивать предметы по 3-м свойствам.

Материал: Карточка с изображением рыбок, карточки свойства.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям историю о том, что у мамы-кошки много детей - веселых и любознательных котят. Им очень нравиться бегать и резвиться. А еще они любят лакомиться рыбкой. Но одной маме не поймать столько много рыбы и она просит помощи у детей. Каждый ребенок получает задание и начинает декодировать (расшифровывать) информацию.

- Поймай рыбку (круглую, не большую, не желтую),   (красная, круглая,  маленькая). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием, и получат фишку победителя.

Д/И  «Чья майка сушится на веревке»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 2-3 свойствам (цвет, размер, ширина).

Материал: Карточка с изображением маек не только определенного цвета, но и расцветки предметов (в полоску, колечками, в горошек). Карточки-свойства.

Ход игры: - Мама попросила Сережу снять с веревки только те майки, которые уже высохли. А в этом нам помогут наши волшебные карточки.

- Сними майку (не большую, не розовую, не красную, не в горошек)  (маленькую, зеленую в полоску).

Выигрывает ребенок, который первым справился с заданием.

В игре могут участвовать 2-3 ребенка.  

Д/И  «Поиграй в мяч»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам.

Материал: Карточка с изображением мячей разного цвета и размера. Карточки – свойства. Карточки победителя.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Так-так все мячи разные, каждый возьмет себе мяч только такой, какой закодирован на его карточке. Выигрывает тот ребенок, который первым справился с заданием. Победитель получает призовую карточку. В игре могут участвовать от 3 до 6 детей.

Д/И  «Найди дерево»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по трем свойствам.

Материал: Карточка с изображением мячей. Карточки – символы.

Ход игры: Сейчас мы с вами отправимся в лес. Каждый из вас будет собирать листья для гербария только под тем деревом, который закодирован на карточке. Выигрывает тот, кто первым найдет свое дерево. Победитель получает фишку победителя. В игре могут участвовать от 2 до 4 детей.

Приложение 2.

Рекомендация для родителей

«Развиваем интеллект и мышление»

             Развить мышление у детей любого возраста помогут игры и специальные упражнения:

Игра «Поиски заветного клада».

        Эта игра способна развивать в ребенке такие навыки, как:

  • ориентирование в пространстве
  • ориентирование в незнакомой (знакомой) местности
  • возможность пользоваться помощью

      Игра предполагает нарисовать заранее вместе с ребенком план вашего жилья: дома или   квартиры. Ребенку следует четко объяснить, что данный рисунок — это вид сверху и эта своеобразная «карта», на которой красным крестиком изображено место, где спрятано что-то. Эта карта поможет отыскать клад. Клад в данном случае — это игрушка, которую прячут родители.

Гораздо сильнее ребенка может стимулировать поиски вкусности: конфеты или шоколадки, а так же подарка. Задачу можно усложнить, спрятав клад на дачном участке или во дворе.

Игра на развитие мышления у малыша «Помести котенка»

Игра благоприятствует развитию важнейших детских навыков:

  • она развивает воображение
  • совершенствует речь
  • улучшает память
  • учит сопоставлять между собой предметы

         Для того, что бы поиграть в это игру, необходимо попросить ребенка визуально представить котенка и показать его руками, насколько он мал или велик. После этого задайте ему ряд вопросов:

  • Поместится ли котенок в ящик?
  • Поместится ли котенок в кошелек?
  • Поместиться ли котенок в шифоньер?

                 

Игра на развитие мышления » Дерево, плод, лист»

Для такой игры понадобится некоторая атрибутика:

  • картинки с изображениями разных деревьев
  • картинки с изображениями разных плодов деревьев
  • картинки с изображениями разных листьев деревьев

             Для игры стоит использовать только понятные и знакомые ребенку изображения. Суть игры заключается в том, что мама предлагает малышу правильно распределить картинки, в соответствии с деревом. Так, на яблоню малыш должен прикрепить картинку яблоки и его листик, а на дуб — желудь.

Приложение 3.

Консультации для родителей

Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 3 – 7 лет, игры с логическими блоками предназначены для:

        • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

        • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

        • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

        • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

        • Развития творческих способностей.

Дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто – то из них чуть – чуть, а кто – то и значительно раньше других сверстников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребенок не справляется с поставленной задачей самостоятельно,  значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребенок не решит ее. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда для них они трудноваты, но выполнимы. Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл!

Такие игры и упражнения способствуют развитию словесно – логического мышления, наглядно – образного мышления, мелкой моторики, наглядно – действенного мышления, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, формы, величины, восприятия.

   "Как развить интеллект ребенка?

 https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1d9516508cb4dfdad88b92545875fb84-l&n=13

Учеными доказано, что интеллект передается через гены от матери. Но дело не только в наследственности. Каков будет уровень интеллекта у вашего ребенка, зависит от многих факторов: среда, в которой ребенок воспитывается, характер воспитания, стимулирующие условия и т.д.

Способов стимуляции интеллектуальных способностей детей несколько, а в комплексе, как показали исследования, они дают отличные результаты. Очень важно влияние среды, окружающей ребенка. Когда малыш не чувствует себя в безопасности, постоянно напряжен, его способности к обучению резко снижаются. Мозг реагирует на испытываемые ребенком эмоции. Когда ребенок чувствует какую-либо угрозу, миндалина мозга вызывает чувство «убежать или сопротивляться», эмоции доминируют и закрывают интеллектуальные части мозга.

Уверенные в себе дети учатся лучше и быстрее соображают. Важно уделять детям больше внимания, чаще идти на физические контакты с ними – ласкайте их и обнимайте, чтобы они чувствовали, как вы их любите и цените. Поощряйте и отмечайте проницательность ребенка, память, концентрацию внимания и выражайте удовлетворение даже самыми, казалось бы, незначительными успехами малыша. Пусть обучение для ребенка проходит живо и интересно. Скука и мозговая активность несовместимы! Если ребенок не в состоянии справиться с поставленной вами целью, когда требования завышены, его самооценка резко понизится, в связи с неудачей. Не скупитесь на похвалы, если это оправданно. Создавайте в доме теплую и доверительную атмосферу. Это обеспечит ребенку необходимую психологическую свободу высказывать новые идеи и использовать новые знания, не опасаясь, что получит в ответ усмешку или грубое замечание.

Известно, что наш организм, потребляя кислород, третью часть всего объема отправляет в мозг. Чем больше он его получает, тем эффективнее происходит развитие. Насыщение кислородом идет интенсивнее, когда ребенок активно двигается. Вывод очевиден: если хотим вырастить вундеркинда, чаще нужно гулять. Только не на городских улицах, заполненных транспортом, а на природе среди деревьев. В парке на свежем воздухе тоже можно найти множество разнообразных занятий.

Физическая активность малыша также существенно влияет на развитие мозга. Даже обыкновенная зарядка полезна   развитию интеллекта. А если подойти к этому комплексно?

Кроме естественных знаний, постарайтесь преподать основы выживания: учите быть осторожными, наблюдательными. Для чего эти тренировки? Умственное развитие идет путем его активного приобщения к разнообразным видам деятельности. Что это? Почему так? Как оно связано? Естественное для ребенка любопытство требует понимания. Ребенок привыкает спрашивать и находить ответы. А это значит, что его мышление не стоит на месте.

Малыш исследует предметы, позвольте ему самостоятельные действия со своими игрушками, конечно, под вашим наблюдением. Это способствует развитию его творческой стороны, заставляет его мозг думать и познавать новое. Интеллектуальный рост, происходит при попытках собственными силами справляться с окружающими предметами, в расширении опыта обращения с вещами и общения с окружающими людьми, в личных наблюдениях и умении делать выводы.

Обеспечьте ребенка нужными игрушками, предметами для рисования, инструментами для музыкального развития – всем тем, что может быть использовано им для развития умственных и творческих способностей.
Доступ к компьютерным играм и телевизору ограничьте. Они удерживают детей в определенном режиме, ограждающем их от богатства реального мира, и мешают естественному контакту с ним.

Малышам не нужны дорогие и сложные игрушки. Как показали исследования, детей в игрушках больше занимают действия, чем получаемые результаты. Следовательно, взаимодействие родителя с играющим сыном или дочкой было бы особенно выгодным, потому что малыши учатся и по родительской реакции тоже.

Еще немаловажный фактор, способствующий умственным способностям детей – достаточное количество детского сна. Режим сна в раннем возрасте необходим, особенно для нервной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

В работе представлены актуальность, становление опыта, теоретическая база. Что такое блоки и зачем они нужны. Представлены различные игры и задания с блоками. Организация учебного процесса. Различные ...

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша...