Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.
презентация по коррекционной педагогике на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.

Педагог-психолог КОУ

 «Сургутская школа-детский сад»

Гуркова Т.Н.

Контингент воспитанников нашего образовательного учреждения – дети с тяжелыми нарушениями речи. Большинству из них, как и всем детям, свойственна непосредственность, подвижность.

Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Работа по сопровождению гиперактивных детей в условиях детского сада осуществляется комплексно. Включает в себя непосредственную коррекционную работу с ребенком, просветительскую работу с педагогами и родителями, медицинское сопровождение.

Разрабатываются маршруты индивидуального сопровождения, в которых отражаются коррекционные мероприятия всех специалистов ДОУ.

Результаты проводимой работы фиксируются в дневниках ППМС сопровождения, обсуждаются на ПМП консилиуме. Важным моментом является сотрудничество с семьей: родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому наша искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходима.

Психокоррекционная работа требует длительного времени и большого количества занятий.

Проводится она по двум направлениям: поведенческая психокоррекция (включение детей в групповые психокоррекционные занятия по формированию навыков позитивного общения) и индивидуальная работа по программе «Формирование навыков саморегуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Данная программа составлена исходя из многолетнего практического опыта работы, опробирована в течении нескольких лет.

Основана на сочетании традиционных методов и метода биологический обратной связи в режиме ДАС-БОС тренинга на сюжетах компьютерной программы Нейрокор 3.1 в кабинете БОС психоэмоциональной коррекции. Целесообразность сочетания дыхательных упражнений по методу БОС с традиционными психокоррекционными методами подтверждается практикой – умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

 Курс коррекционно-развивающих занятий в кабинете БОС осуществляется с согласия родителей и при отсутствии противопоказаний (после консультации врача-невролога).

При составлении программы опиралась на работы А.Л.Сиротюк, Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, М.М.Безруких, Л.М.Шипициной

Предлагаю вашему вниманию материалы одного занятия по программе.

Данное коррекционное занятие является шестым занятием основного этапа коррекционной работы с ребенком старшего дошкольного возраста по развитию произвольности и способности к саморегуляции с применением метода БОС. На четырех занятиях подготовительного этапа в игровой форме проводились упражнения мышечной релаксации, по соответствующей возрасту инструкции происходило обучение воспроизведению диафрагмального дыхания без использования сигналов биологической обратной связи (БОС), выполнялись задания с опорой на четко выраженные алгоритмы действий и правил, что эффективно при формировании навыка действия по инструкциям.

Цель и задачи соответствуют запросу и направлению психокоррекционной работы.

Используемые методы (игровой, арттерапевтический, психогимнастика, телесно-ориентированный, релаксация, биологической обратной связи, рефлексия) обеспечивают взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок для овладения необходимым навыком, развития сознательности, активности и самостоятельности ребенка.

Содержание материала соответствует цели занятия, психофизическим особенностям, умственным возможностям ребенка. Задания подобраны с усложнением от простого к сложному и предполагают смену видов деятельности, умственной и двигательной активности. Проводимая работа тесно связана и базируется на сформированных навыках и умениях предыдущих занятий, ориентирована на зону ближайшего развития ребенка.

Занятие состоит из трех этапов.

Упражнения вводной части имеют большое значение, т.к. во многом от их подбора зависит успешность всего занятия. Данные упражнения (приветствие «Ладошки» и разминка) способствуют установлению визуального и тактильного контакта с ребенком, созданию теплой, дружественной атмосферы, положительному настрою на совместную деятельность, мотивационную направленность.

Основная часть занятия включает различные виды деятельности.

Важно заинтересовать ребенка. Для этого использую различные игровые приемы. В данном случае предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре, который нужно нарисовать. Нетрадиционная форма рисования (на мыльной пене) вызвало эмоциональный интерес, способствовало развитию творческого воображения, побуждало ребенка действовать по правилам.

Прием визуализации очень сложен для таких детей, но я его используя, т.к. способствует развитию умения сосредотачиваться, развивает воображение.

У гиперактивных детей часто страдает координация движений. Такое упражнение, какходьба по следам способствует развитию координации движений и одновременно связующим звеном между различными упражнениями (следы привели нас на лесную полянку и далее предлагается выполнить следующие задания)

Выполнение упражнений по нахождению одинаковых предметов направлено на формирование способности сосредотачиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Психогимнастическое упражнение «Тропинка» с выполнением движений согласно тексту, позволяет не допустить умственной и эмоциональной нагрузки, развивает внимание, тренирует в изменении характера движений.

 Дидактическая игра «Исправь ошибки художника» требует от ребенка еще большего сосредоточения, стимулирует мыслительные операции, побуждает высказывать свое мнение, повышает самооценку.

Когнитивное упражнение «Делай так» направлено на развитие зрительного и слухового внимания, умение действовать по правилам, носит воспитательный характер.

Сеанс БОС сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые способны удерживать внимание ребенка, а стремление к достижению результата («наполнить стаканчик водой»; «нарисовать картину», «собрать мозаику») побуждает ребенка к самоконтролю на уровне дыхательных упражнений. Начинается сеанс всегда со снятия фона. На начальных этапах гиперактивные дети не могли спокойно усидеть в течении 10- 15 секунд. От сеанса к сеансу навык вырабатывается, постепенно доводим до 1 мин. Структура БОС-тренинга четкая, повторяющаяся. Предполагает смену периодов работы и отдыха. Возможно включение ребенка в планирование сеанса (предоставляется возможность выбрать сюжет). Периоды работы постепенно увеличиваю до с 1 до 3-4 мин.

 В завершении сеанса релаксационное упражнение «Волшебный сон» дает возможность расслабиться, отдохнуть, восстановить привычный ритм дыхания.

Успешность сеанса БОС отслеживается по показаниям приборов, результаты отражены в графиках. Наблюдается положительная динамика успешности выполнения дыхательных упражнений (период «Работа» с обратной связью) от 18,2% (2мин.) до 75% (5 мин).

Заключительная часть занятия включает рефлексию и подведение итогов, позитивное эмоциональное закрепление положительной информации, сюрпризный момент. Ритуал прощания.

Коррекционный курс по программе состоит из 25 занятий по 2-3 занятия в неделю. Подбор материалаи делаю с учетом эмоционального состояния ребенка, его познавательных способностей, физических возможностей.Проведенная в мае итоговая диагностика показала, что у 67% детей снизились скоростные показатели при выполнении заданий, но улучшилось качество, что свидетельствует о повышении концентрации внимания и самоконтроля.

В общении с гиперактивным ребенком необходимо соблюдать определенные правила:

(рекомендации воспитателям ДОУ)

  1. Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
  2. Стараться не "замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
  3. Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
  4. Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов.
  5. Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и четко сформулированы. Стараться меньше использовать частицу «не»: вместо «не кричи» - «разговаривай потише, пожалуйста» и т.п.
  6.  В общении недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
  7. Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.
  8. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Гиперактивные дети могут продуктивно работать 5минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию. В этом момент ребенок отвлекается, не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе.
  9.  Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Ребенку легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности: например, помочь что-то раздать, принести, а также гимнастика для пальцев, физкультминутки.
  10. Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце.
  11. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с предложенным заданием. 
  12. От ребенка нельзя требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным. 
  13. Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Использованные ресурсы:

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль,1997

2.Лютин Д.В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи(БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СПб.,2008.

3.Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1.С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния). СПб.,2008.

4.Осипова Е.А.Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей. М., 2004

5.Севостьянова Е.О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7лет. М.,2009

6.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция, практические рекомендации родителям и педагогам.М.,2002

7.  О.В. Токарь, Т.Т. Зимарева, Н.Е. Липай Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое пособие.М.2014

8.Чистякова М.И.Психогимнастика.М.,1999

7.Программа «Нейрокор 3.1с» ЗАО «Биосвязь». - С-Петербург, 2002

http://allforchildren.ru/pictures/pballoons.php

http://allforchildren.ru/pictures/hare.php?page=3

http://powerpoint4you.ru/kartinki-dlya-detskix-prezentac-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ Педагог-психолог Гуркова Т.Н. КОУ « Сургутская школа-детский сад»

Слайд 2

Основные проявления гиперактивности Дефицит активного внимания Двигательная расторможенность Импульсивность

Слайд 3

Признаки СДВГ Беспокойные движения рук и ног Не может спокойно сидеть Легко отвлекается Проявляет нетерпение Отвечает, не дослушав вопроса Трудности в организации Бросает начатое дело Поведение слабо управляемо правилами Много разговаривает, не слушает обращенную к нему речь Часто теряет вещи Совершает опасные действия

Слайд 4

Комплексное сопровождение Коррекционная работа с ребенком специалистов Просветительская работа с педагогами и родителями Медицинское сопровождение

Слайд 5

Специалист. Должность. Ф.И.О. Период Направление и методы Цели и задачи Педагог-психолог учитель-логопед воспитатель Соц.педагог Музыкальный руководитель Инструктор по физ.восп. Ст.медсестра Маршрут индивидуального психолого – педагогического медико – социального сопровождения воспитанника ДОО Индивидуальный код _________________ Дата рождения _______________ Группа __________________ Проблема __________________________________________

Слайд 6

Специалист. Должность. Ф.И.О. Период Направление и методы Цели и задачи Результаты Рекомендации Педагог-психолог учитель-логопед воспитатель Соц.педагог Музыкальный руководитель Инструктор по физ.восп. Ст.медсестра Дневник индивидуального психолого – педагогического медико – социального сопровождения воспитанника ДОО Индивидуальный код _________________ Дата рождения _______________ Группа __________________ Проблема __________________________________________

Слайд 7

Направления коррекционной работы педагога-психолога 1 .Групповые тренинговые занятия по формированию коммуникативных навыков. 2. Индивидуальная работа по формированию навыков саморегуляции .

Слайд 8

«Формирование навыков саморегуляции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью » Сочетание традиционных методов психокоррекционной работы и метода БОС в режиме ДАС-БОС тренинга

Слайд 9

Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»

Слайд 10

Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать внимание, стимулировать речевую активность, мыслительные процессы; способствовать воспитанию волевых качеств: усидчивости, работоспособности, выносливости. Цель: создать условия для развития произвольности и способности к саморегуляции .

Слайд 11

Методы и приемы: игровой арттерапевтический визуализация психогимнастика телесно-ориентированные упражнения релаксация когнитивные упражнения дыхательные упражнения рефлексия

Слайд 12

Оборудование: компьютерный комплекс БОС психоэмоциональной коррекции (программа« Нейрокор 3.1с») , неглубокая емкость с водой и детской мыльной пеной, кисти, гуашь, наглядный материал «Учись дышать животом»,«Лесная полянка», мешочек, картинки с изображением игрушек: мяча, лягушки, зайца; материал для практической работы «Найди ошибки художника», магнитная доска, воздушный шарик, изображения улыбающегося солнышка, нахмурившейся тучки, рассердившегося волка, испуганного зайчика.

Слайд 13

Структура коррекционно – развивающего занятия I. Вводная часть – 2 мин. II. Основная часть – 25 мин. III. Заключительная часть -3 мин .

Слайд 14

Приветствие «Ладошки» Цель: установление визуального и тактильного контакта, создание теплой, дружественной атмосферы, настрой на совместную деятельность. I . Вводная часть

Слайд 15

Разминка Мимический этюд Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний

Слайд 16

Упражнение «Послушные ладошки» Цель: тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на мышечных ощущениях, в умении различать и сравнивать их

Слайд 17

II . Основная часть Арттерапевтическое упражнение «Нарисуй шарик» ( рисование на мыльной пене) Цель: развитие умения контролировать свои действия при рисовании на необычном материале

Слайд 18

2.«Полет на воздушном шаре» визуализация (развитие воображения ) 3.« Пройди по следам» (развитие координации движений)

Слайд 19

Игровое упражнение «На лесной полянке» Задание 1. «Покажи одинаковых бабочек и жучков» Цель: развивать способность сосредотачиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов . Задание2. « Найди игрушки» Цель: развивать внимание, объем зрительного восприятия

Слайд 20

«Тропинка» психогимнастическое упражнение Цель: тренировать ребенка в изменении характера физических движений, развивать слуховое внимание

Слайд 21

« Исправь ошибки художника» Цель: развитие внимания, логического мышления

Слайд 22

Когнитивное упражнение «Делай так» Цель: развивать слуховое внимание, самоконтроль

Слайд 23

Сеанс «ЧСС – ДАС – БОС» Цель: формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания Период «Отдых» (без сигналов обратной связи) Период «Работа» (с видимыми и звуковыми сигналами обратной связи ) Измерение фона – на первой и последней минутах сеанса

Слайд 24

Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем…(2раза) Дышится легко, ровно, глубоко. (Пауза) Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется. Шея не напряжена И расслаблена. Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают… Дышится легко, ровно, глубоко.(Пауза) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться! Открыть глаза и встать. Снятие фона «Волшебный сон»

Слайд 25

Результаты сеанса БОС

Слайд 26

III . Завершающая часть Рефлексия Цель: позитивное эмоциональное закрепление положительной информации Сюрпризный момент Завершение занятия

Слайд 27

В общении с гиперактивным ребенком необходимо помнить: Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Четкая инструкция. Запреты заранее оговорены и понятны. Недопустим попустительский стиль поведения. Учет психофизических возможностей ребенка

Слайд 28

Использованные ресурсы 1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль,1997 2.Лютин Д.В.Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи(БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.СПб.,2008 . 3.Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1.С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния).СПб.,2008 . 4.Осипова Е.А.Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей. М., 2004 5.Севостьянова Е.О.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7лет . М ., 2009 6.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.Диагностика,коррекция,практические рекомендации родителям и педагогам.М.,2002 7. О.В. Токарь, Т.Т. Зимарева , Н.Е. Липай Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников. Учебно-методическое пособие.М.2014 8.Чистякова М.И.Психогимнастика.М., 1999 7.Программа « Нейрокор 3.1с» ЗАО « Биосвязь ». - С-Петербург, 2002 http :// allforchildren.ru/pictures/pballoons.php http :// allforchildren.ru/pictures/hare.php?page=3 http ://4desktop.ru/Oblaka / http:// powerpoint4you.ru/kartinki-dlya-detskix-prezentac- http:// yandex.ru/yandsearch?text


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сопровождение гиперактивных детей»

Дидактическиий материал для воспитателей:СИМПТОМАТИКА- симптомы, которые проявляют гиперактивные дети в своём поведении​НевниманиеСверхактивностьИмпульсивностьАНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (М.М....

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ.

Статья о психолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,  работе с родителями этих детей....

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ.

Статья о психолого-педагогическом сопровождении детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью,  работе с родителями этих детей....

Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста....

Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...

Статья "Опыт работы комплексного сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы со слепыми дошкольниками с ТМНР, включающий совместную работу всех специалистов, в первую очередь тифлопедагога и олигофренопедагога, а также ...

Комплексное сопровождения слепых детей с ТМНР в условиях ДОУ

В данной консультации представлена система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёдые множественные нарушения в развитии...