Использование игр-презентаций в речевом развитии детей с синдромом Дауна.
статья по коррекционной педагогике на тему

Бычкова Ирина Николаевна

Занятия  с компьютером увлекают детей, а для ребенка с синдромом Дауна, у которого, как мы знаем, снижен уровень познавательной активности, это является  еще и мощным  стимулирующим учебным средством, которое можно эффективно использовать на коррекционных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр-презентаций в речевом развитии

детей с синдромом Дауна.

Детям с синдромом Дауна обычно легче переработать информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат. Ведь то, что они слышат, уже «улетело», а то, что они видят, остается перед глазами, им не нужно торопиться. 
Именно поэтому в обучении детей с синдромом Дауна столь успешным оказывается подход с применением компьютера. Поэтому жесты-знаки, картинки, буквы для детей оказываются надежным подспорьем, и именно поэтому некоторые дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать, как это ни удивительно. 

Использование инновационных технологий,   таких как интерактивный стол, интерактивная доска помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

Занятия  с компьютером увлекают детей, а для ребенка с синдромом Дауна, у которого, как мы знаем, снижен уровень познавательной активности, это является  еще и мощным  стимулирующим учебным средством, которое можно эффективно использовать на коррекционных занятиях.

При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка.

При использовании интерактивного стола  детям предлагаются развивающие сертифицированные игры, которые не только  развивают фонематическое восприятие,  крупную и мелкую моторику, звукоподражание и  т.д., а  так же дают возможность закрепить полученные знания.

Известно, что  одним из основных дидактических [1, с. 6] принципов в обучении детей с синдромом Дауна  является задействование разных органов восприятия, мы стараемся максимально насытить воспринимаемые ребенком  объекты (цветовые, звуковые, тактильные ощущения). Так как развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи, мы стараемся, чтобы игры были интересно и ярко оформлены, содержали звуковые сопровождения. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Через самостоятельную практическую деятельность ребёнок начинает ощущать и  позитивно воспринимать окружающую действительность.

Для обогащения чувственного опыта детей  мы используем игры-презентации, которые составляются по конкретной теме занятия.

По нашему мнению – игры-презентации наиболее подходят для познавательного и речевого развития детей с синдромом Дауна. 

Во-первых, они коротки по времени. А это важный показатель, т.к. внимание ребенка быстро рассеивается, а игры – презентации дают возможность для перехода от одного вида деятельности к другому.

Во-вторых, они  выдают  визуальную  информацию  и  обеспечивают  зрительное  подкрепление  того,  что  ребенок  слышит.

В-третьих, детям интересно  играть в такие игры, т.к.  дается  подтверждение  того,  правильно ли он ответил на вопрос. А так как у этих детей эмоциональная сфера является более сохранной, они искренне радуются, что у них получилось, и так же искренне огорчаются, если не смогли правильно выполнить задание.                  

Так же игры-презентации   удобны  для  повторения  пройденного  материала. Из опыта работы можно сказать, что дети лучше играют в знакомые им игры, чем в новые. Ребенок  может  повторно  проходить  какой-то  пункт или всю программу столько раз, сколько захочет, и практиковаться, пока навык не будет усвоен.

 В  своей работе  мы используем  игры-презентации, которые делаются  для отработки  конкретной темы. Например, при изучении и закреплении понятий о геометрических фигурах, используется игра,  где ребенок  ищет фигуры определенного геометрического ряда.

Затем, можно использовать эту игру с усложнением – найти круги определенного цвета.

Или, при отработке понятий «большой» и «маленький»  самостоятельно находит большие и маленькие предметы, называя их или, если ребенок неговорящий, показывая жестом.

И таких вариантов очень много. Достаточно иметь под рукой компьютер и интернет, для поиска нужных картинок [3].

Еще один значимый аргумент в пользу игр-презентаций - быстрое их изготовление, т.е. педагог экономит время при подготовке к занятию.

Следует учесть то обстоятельство, что дети с синдромом Дауна плохо переносят, усвоенные на занятиях знания и навыки, в повседневную жизнь. Поэтому, все полученные знания закрепляются совсем в других условиях,  скажем, воспитателем в группе, на  детской  площадке.  Только тогда, когда   ребенок  научится  пользоваться подобными программами во время занятий со специалистом,  мы рекомендуем их родителям, для закрепления знаний, умений и навыков дома, предварительно обучив родителей изготовлению подобных игр. 

Подводя итог, можно сказать, что применение игр-презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с синдромом Дауна - это удобная и доступная для ребенка форма обучения. Такие игры позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его более ярким и красочным. Главная особенность игр - презентация в том, что в ней собран тематический набор информации, который ребенок узнает за очень короткое время. Быстро запоминание материала происходит потому, что подключается сразу несколько типов восприятия – визуальный (ребенок видит картинку), слуховой (картинка сопровождается информацией).

 Конечно, презентации не могут быть единственным источником информации, но они позволяют вносить новизну в процесс обучения.

Список литературы.

  1. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. Жиянова П.Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог, при участии специального педагога Гимадеевой М.Ф. М-2005 г.
  2. Булатова Н.Р. Этапы формирования коммуникативных навыков и вызывание экспрессивной речи у детей с синдромом Дауна:// [Электронный ресурс] ЭКСТЕРНАТ.РФ, http://ext.spb.ru/faq/7599-2015-04-14-00-22-53.html (дата обращения 10.10.2017г)
  3. Картинки для составления игр-презентаций:  zhivotnyie-kartinki-dlya-detey/    
  4. Междисциплинарный научно-практический журнал XXI век. №2(7) 2011г:[электронный ресурс]. https://downsideup.org/sites/default/files/media/periodika/nomer_1._2008g./ds_xxi_11.pdf (дата обращения 10.10.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию детей с синдромом Дауна

Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от...

Особенности развития детей с синдромом Дауна.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии....

Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"

В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....

Речевое развитие детей с синдромом Дауна

Материал помогает определить основные цели и задачи по развитию речи детей с синдромом Дауна...

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.

В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....

Роль дошкольного воспитания в развитии детей с синдромом Дауна

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду....