Проект "Весёлый Язычок и его друзья"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Урасимова Фарида Таклифовна

Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же — это игра. Проект направлен на развитие просодической стороны  речи в игровой форме у детей 4-5лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ves_yaz_i_ego_druzya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

                         Проект «Весёлый Язычок и его друзья»                        

 Актуальность
       ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

-владение речью как средством общения и культуры;

-формирование и развитие звукопроизношения детей, обогащение активного словаря;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:  

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;  
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;  
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

         По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

      В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

      Во-первых, дети среднего возраста достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда;

      Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

     В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия специалистов ДОУ.  

     Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

      Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема: сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающим с детьми с нарушением речи, был разработан проект «Весёлый Язычок и его друзья».

     Цель: организация и создание условий для профилактической работы по формированию звукопроизношения учителя — логопеда в МБДОУ «Радость» с детьми 4-5 лет.

Задачи:

  1. выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  2. развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики;  физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением)
  3. развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
  4. уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;  
  5. формирование грамматического строя речи;
  6. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и  сотрудниками ДОУ;
  7. забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  8. творческая организация воспитательно-образовательного процесса.      

   Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;

- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей;

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;

- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

     С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте.

  Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методы: 

-словесный (беседы, консультации,);

-практический (проведение практикумов);

-наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, памятки для родителей; стендовые консультации для родителей);

- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудиозаписи с различными звуками и песенками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

Участники проекта: учитель-логопед; воспитатели средних групп, дети и родители средних групп.

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии (техники кинезиологии и биоэнергопластики);

-технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи; логопедического обследования звукопроизношения;

 -компьютерные технологии.

Срок реализации: 20января - 20апреля.

Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

Задачи: провести мониторинг развития речи (звукопроизношение) детей 4-5 лет. Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 4-5 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 4-5 лет.

Взаимодействие специалистов и родителей 

Просветительский блок 

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи.
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей. Создание пятиминуток с играми, упражнениями.
  • Оформление стендов с общими рекомендациями.

Практический блок 

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических практикумов, совместных развлечений.

 

 Формы работы логопеда с детьми:

  • игровое взаимодействие (досуги-развлечения длительностью по  20 минут в каждую пятницу с детьми средних групп перед прогулкой). В гости к детям приходит Весёлый Язычок (специально изготовленный атрибут) и проводит подвижные и дидактические игры по речевому развитию, упражнения с элементами кинезиологии и биоэнергопластики, разучивает короткие ритмичные и весёлые песенки и потешки).

 

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей:

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление воспитателям речевого материала на лексические темы по каждому досугу;
  • организация картотеки «Игры и упражнения по речевому развитию дошкольников».

  Формы работы логопеда с родителями:

  • анкетирование;
  • родительские собрания и практикум «Как создать лэпбук»
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • оформление информационно-методического стенда «Логопед рекомендует» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • индивидуальные консультации.

      Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

 Оценка качества деятельности 

  Эффективность проекта можно проследить в следующем:

-повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг;

-модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности;

-показатели эффективности проекта;

-увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 4-5 лет.

 Механизм оценки:

-диагностика речевого развития детей старшего возраста;

-анализ речевого развития детей.

                       Перспективно-тематическое планирование

профилактической работы учителя-логопеда МБЛОУ «Радость»

                                      для детей средних групп.

Период

Содержание работы

Примечание

Январь

1.Анкетирование.

2. Мониторинг развития речи.

3. Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений в речевом развитии детей.

4.Родительское собрание «Развитие речи детей 4-5лет»

5. Развлечения:

                    «Весёлый Язычок в гостях у детей»;

                    «Семья Весёлого Язычка».

Проводит учитель-логопед

Учитель-логопед и воспитатели

Проводит учитель-логопед и воспитатели

Февраль

1. Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию.

2.Консультация для родителей «Как создать лэпбук по теме «Животные».

3. Стендовая консультация для родителей «Пальчиковая гимнастка»

 4.Развлечения «Весёлый Язычок и Лошадка»;

                           «Весёлый Язычок и Гусь»;

                           «Весёлый Язычок и Петушок»;

                           «Весёлый Язычок и Коза».

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед и воспитатели

Март

1.Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию.

2 Консультация для родителей «Игры по развитию речи на кухне… и не только».

3.Развлечения: «Весёлый Язычок и Заяц»

                          «Весёлый Язычок и Лиса»

                          «Весёлый Язычок и Лягушка»

                          «Весёлый Язычок и Сорока»

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед и воспитатели

Апрель

1.Еженедельное предоставление логопедических пятиминуток, текстов песенок и потешек, подвижных и дидактических игр согласно тематическому планированию.

2. Развлечения: «Весёлый Язычок и Медведь»;

                       «Весёлый Язычок в кругу друзей».

3. Выставка изготовленных родителями лэпбуков по теме «Животные» (по желанию).

4. Создание картотеки игр и упражнений для развития речи у детей 4-5летнего возраста.

4. Мониторинг речевого развития детей.

5. Анализ эффективности реализации проекта.

Учитель-логопед

Учитель-логопед и воспитатели

Воспитатели и родители

Учитель-логопед и воспитатели

Ожидаемый результат: увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 4-5 лет.

     Наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Использованная литература

  1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.
  2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва, 2005.
  3. Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – (В помощь логопеду).
  4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб: «Литера», 2010. – (Серия «Уроки логопеда»).
  5. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  6. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - «Просвещение», Москва, 1971.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о язычке

Развитие артикуляционного аппарата.  ...

Веселые приключения Язычка и его друзей!

Предложенная в занимательной форме артикуляционная гимнастика с использование пальчикового театра, разнообразит и увлечет дошколят, поможет педагогам и родителям добиться положительного результата в п...

«Знакомство с Язычком и его друзьями" Конспект занятия в старшей группе»

laquo;Язычок и его друзья. Конспект занятия в старшей группе»Учитель- логопед : Трафимова Е.АКонспект занятия в подготовительной группе «Язычок и его друзья.»Тема: «Язычок и е...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...

Логопедическая сказка Язычок и его друзья

Логопедическая сказка  Язычок и его друзья...