Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Луценко Юлия Владимировнa

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы  (АООП) (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aop_dou.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

2.1.  Общие подходы к разработке АОП.

2.2.  Разработка и реализация АОП.

3. Структура составления АОП

4.  Источники.

Приложения.

1. Пояснительная записка

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы  (АООП) (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Другим основополагающим документом  является Федеральный государственный образоваетельный стандарт дошкольного образования (ФГОС  ДО приказ от 17 октября 2013 года № 1155), одна из целей которого  направлена  на «…обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы  и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Наш детский сад ежегодно посещают дети с особыми образовательными потребностями. На данный момент сформировано 5 групп компенсирующей направленности по 10 человек детей в каждой. Возраст детей от 4 до 7 лет. Кроме основного диагноза, воспитанники таких групп имеют сопутствующие диагнозы. В связи с этим обстоятельством возникла необходимость составления адаптированной образовательной программы (далее АОП).

Другим важным обстоятельсвом является то, что написание  АОП ложится на плечи педагогов , и в этой связи возникает необходимость научить педагогов этому умению.  

Собственно говоря, это и является основной целью моей работы, а именно, «Повышение профессиональной компетентности педагогов в части составления адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Для реализации цели определю задачи:

1. Обозначить общие подходы к разработке АОП.

2. Обозначить условия, при которых необходимо составление  АОП.

3. Обозначить структуру составления АОП.

Планируемый результат: наличие адаптированной  образовательной  программы.

Участники: педагогический коллектив детского сада.

Место проведения: методический кабинет.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, раздаточный материал,

2.Основная часть.

2.1  Общие подходы к разработке АОП

Адаптированная образовательная программа (АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается с учетом ООП ДОУ  и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. При разработке программы необходимо учитывать принципы построения программы, а именно: принципах, отраженные в ФГОС  ДО; общедидактических принципах;  принципах организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (приложение 1)

Основанием к разработке АОП является заключение психолого - медико-педагогической комиссии, в котором определено конкретное нарушение развития и в рекомендациях обозначена необходимость работы по адаптированной образовательной программе соответствующей особым образовательным потребностям ребенка. Разработка адаптированной образовательной программы должна осуществлятся с учётом психолого -  педагогического и медицинского обследования детей. Федеральных государственных стандартов. Кроме того, в случае инвалидизации ребёнка с ОВЗ, необходимо учитывать рекомендации, предложенные в индивидуальной программе реабилитации.

2.2. Разработка и реализация АОП осуществляется поэтапно:

Первый этап. Аналитический (первичный). Анализируется в первую очередь вся документация, которая представлена на воспитанника. Затем следует углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на психолого медико педагогический консилиум (ПМПк) учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Результаты диагностики подвергаются тщательному рассмотрению. Важно определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка, условия, необходимые для реализации программы.

Второй этап. Формулировка цели АОП, её содержания.

На этом этапе проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМП,  ожидания родителей. Составляетяс учебный план, включающий объем и формы организации воспитания и обучения, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.

Дополнительно педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных направлений ООП ДО, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения, это могет  быть  программа логопедической работы, программа коррекционной работы педагога-психолога, программы учителя-дефектолога, индивидуальные и групповые  занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями данного ребенка,  включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений.

Согласно статьяи 79,  части 11  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 273 –ФЗ  «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении».  В связи с этим должны быть отражены условия, связанные с модификацией основной образовательной программы дошкольного образования к адаптированной образовательной программе (приложение 2)

Третий этап.  Реализация программы  осуществляетя в течении учебного года. с обязательны сопровождением специалистами (психолог, логопед, дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог). Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Четвёртый этап. Аналитический (вторичный). Оценивается эффективность реализации программы, исходя из результатов анализа качества образования, достижений воспитанника при освоении образовательной программы. На этом же этапе конкретизируются отдельные направления программы, определяется возможность снижения или повышения требований, предъявляемых к освоению программы.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого –медико - педагогического консилиума проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,   формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки

.

3.Структура составления адаптированной образовательной программы

         1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

 

При подготовки данного материала были использованы источники:

1. Федеральный закон  273 –ФЗ от 29.12.2012г. "Об образовании в Российской Федерации"

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

3. ФГОС ДО  (приказ от 17 октября 2016 г. № 1155)

4. Материалы курсов повышения квалификации ДПО ВПО «ИРО»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Принципы, отраженные в ФГОС  ДО

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
    сотрудничество организации с семье
    ̈й;
    приобщение детеи
    ̆ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Общедидактические  принципы

  • принцип целенаправленности педагогического процесса;
  • принцип целостности и системности педагогического процесса;
  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса и уважения к личности ребенка;
  • принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

Принципы  организации коррекционно-развивающей работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательнои  организации

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей;
  • принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения;
  • принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно- воспитательной работе, т. е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной – в русле основных видов детской деятельности
  • принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
  • принцип компетентностного подхода;
  • принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы;
  • принцип взаимосвязи в работе специалистов;
  • принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе
  • принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации;
  • принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации;
  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модификация ООП ДО  к АОП

При составлении адаптированной образовательной программы  по образовательным областям для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть:

  • частичное выполнение ООП ДО в соответствии с возможностями воспитанника, снизить объем и глубину изучаемого материала;
  • пересмотреть достижения (ожидаемые результаты) по каждому направлению (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ребенка);
  • Снизить содержательную нагрузку к освоению второстепенного материала, оставив неизменными основной материал;
  • определить время (примерное (гибкость), необходимое для изучения каждой темы;

            предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.

Модификация пособий:

  • Обеспечение разноуровневыми  рабочими тетрадями (карточками) или дополнительной тетрадью (карточками с заданиями) с упрощенным содержанием.

Модификация организации пространства в группе:

  • расположение мебели, обеспечивающее детям работу индивидуально, парами, небольшими группами; обеспечение достаточного пространства для передвижения ребенка с ОВЗ;
  • наличие в группе «кабинета» для индивидуальной работы;
  • наличие индивидуальных правил работы  для ребенка с ОВЗ и уважительное отношение к этим правилам других воспитанников;
  • поддержание тишины во время интенсивной работы, а также во время устных ответов детей в группе;
  • близость расположения воспитанника с ОВЗ в группе к воспитателю;
  • предоставление  ребенку с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения деятельности ( задания, упражнения.

Модификация способов повторения и выполнения заданий:

  • неоднократное повторение индивидуально ребенку с ОВЗ;
  • объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;
  • выявление понимания ребенком задания;
  • поэтапное разъяснение;
  • поэтапное (пооперационное) выполнение задания  (возможно использование предметно-операционных карт, алгоритмов);
  • демонстрация  образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе ребенка;
  • выполнение задания в парах: обычный ребенок – ребенок с ОВЗ;
  • выполнение задания в малой группе, где ребенок с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна;
  • индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.

Модификация межличностных отношений и поведения всех участников образовательного процесса:

  • модификация деятельности педагогического коллектива (кооперация и сотрудничество, работа в команде, взаимопомощь, единство требований и согласованность методических подходов);
  • модификация взаимоотношений и сотрудничество ДОО с родителями, участие родителей в образовательном процессе в качестве ассистентов, подготовка ими специальных дидактических материалов, ежедневное индивидуальное личное и виртуальное общение;
  • составление и реализация ИОМ для детей с ОВЗ;
  • воспитание социально приемлемого поведения в ситуациях индивидуальной (составление и реализация индивидуального плана коррекции работы с ребенком с ОВЗ и коллективной деятельности как для детей с нормативным развитием, так и для ребенка с ОВЗ (самостоятельное принятие решения и ответственности за это решение; умение договариваться; уступать; соблюдать очередность);
  • педагогическому персоналу  необходимо научиться избегать реакций, обусловленных чувством жалости  к ребенку с ОВЗ;
  • поощрение стремления обычных детей к общению, взаимодействию  с интегрированным /включенным ребенком, к оказанию ему помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, упражнений по реализации образовательной программы с ребенком инвалидом

Представлен практический материал с кратким описанием игр для детей ОВЗ в процессе  степени самообслуживания. Картотека предназначена для родителей и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ старш...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида

        ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...

Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих....

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...

Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...

Адаптированная образовательная программа в области физического развития для ребенка-инвалида с диагнозом «бронхиальная астма» на 2020-2021 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Белек» села Тээли муниципального района«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»  ПРИНЯТО...

Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида

Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки  ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....