Программа дополнительного образования по развитию моторики рук для детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Ложкина Наталья Анатольевна

             Учитывая особенность детей с ОВЗ, программа составленас учетом особенностей их развития, что  обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем  специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

·       Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • пескотерапия
  • игры с крупами
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

Программа реализуется с группами детей с ОВЗ дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Поэтому когда ребенок тянется к крупе, тесту, замку, ключам, необходимо дать возможности манипулировать этими и другими предметами, конечно под наблюдению взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovan_program_po_razvitiyu_motoriki_dlya_ovz.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №4 коррекционного вида .»г.Владимира

Программа дополнительного образования

по развитию  мелкой моторики дошкольников

«Наши пальчики»

(для детей с ОВЗ)

                                                                                                         Составитель: воспитатель

                                                                                                             1 категории Ложкина Н.А.

.

г.Владимир 2017 г.

Пояснительная записка


            Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в Детском саду № 4г. Владимира  с учётом образовательной программы дошкольного образования.  

Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Для реализации этих целей была составлена эта программа по теме «Развитие мелкой моторики детей».         
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, на основе двигательного анализатора формируется рече - двигательный анализатор. Речевые зоны, отвечающие за движения мелкой моторики, стимулируют моторику речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульса от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Наши пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире. Решающее значение в этом процессе отводится моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения обучения  детей.

             Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
            Учитывая особенность детей с ОВЗ, программа составленас учетом особенностей их развития, что  обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем  специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

Актуальность данной программы

            Актуальность в   развитии навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ  важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь будит развиваться и  обогащаться, будит производится  контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

              Основной целью программы «Наши пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей. 

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие точности выполнения движений,
  • уровня переключаемости,
  • полноты объема движений пальцев рук,
  • умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
  • совершенствование координации движений руки и глаза;
  •  совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  •  формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

    Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является
    личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников.

    Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются
    правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
    1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
    2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
    3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
    4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
    5. Предоставить возможность ученику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
    6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить.
    7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
    8. Следить за соблюдением правильной осанки.
    9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

    Программа включает в себя следующие
    разделы:
  • пальчиковая гимнастика
  • пескотерапия
  • игры с крупами
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Пескотерапии

Пескотерапия проводится в несколько этапов:

  1. Работа с песком. Это скорее игра, в ходе которой используются различные фигурки для песочной терапии или статуэтки. Здесь задача педагога только наблюдать за тем, как ведет себя ребенок, что он делает.
  2. Рисование на песке и песком развивает моторику пальцев рук, снимает мышечное напряжение.
  3. Повторная терапия. Крайне важно не останавливаться на достигнутом. Первые занятия позволяют раскрыть ребенка. Чем больше занятий будет проведено, тем глубже удастся проникнуть в скрытые проблемы ребенка и  решить их.

В разделе «Игры с крупами» игра поможет развитию речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Игры с крупами хорошо стимулирует точки отвечающие за развитие речи.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.


Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.


Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, палочками, песком, крупами, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Особенности группы детей

Программа реализуется с группами детей с ОВЗ дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Поэтому когда ребенок тянется к крупе, тесту, замку, ключам, необходимо дать возможности манипулировать этими и другими предметами, конечно под наблюдению взрослых.


Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Наши пальчики» рассчитана на обучение детей с ОВЗ. Продолжительность занятия     30 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 - 7 минут.
Основная часть – 15 - 20 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая.

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание
основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

- палочки счетные
- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- игры с крупами

- рисование песком


Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Учебно-тематический план.

Средняя группа(3-4 года) – 9 часов

Содержание

Кол-во часов

1

Пальчиковая гимнастика

2 ч

2

Пескотерапия

2 ч

3

Игры с крупами

2 ч

4

Графические упражнения

1 ч

5

Игры и действия с предметами

2 ч

Содержание курса.

  • Пальчиковая гимнастика 2 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Пескотерапия 2 ч.

Знакомство с материалами . Приемы работы различными инструментами  палочка, кисточка. Приемы изготовления рисунка путем напыления или продавливания песка. Техника безопасности при работе с песком.

  • Игры с крупами 2 ч.

Знакомство с материалом, Игры на нахождения предметов. Игры на сортировку и пересыпание  круп, рисование крупой.

  • Графические упражнения 1 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами 2 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Условия реализации программы

Программа реализуется в условиях МБ ДОУ№ 4 г.Владимира для детей с ОВЗ.


Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;

-стол с песком подсвеченный;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время.
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Описание планируемых результатов


К концу курса воспитанники должны знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
·соизмерять, подчинять движения контролю взора;
· владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
· выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

  работать с песком и крупами;

  работать с трафаретами;

  изготавливать детали по шаблону;

  застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы: 

  • Стол для пескотерапии
  • различные круп
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • пособия по развитию моторики
  • игры для развития моторики(шнуровки, вкладыши, пирамидки..)

Оборудование: 

  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты: 

  • трафареты.

Наглядные пособия: 

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор
  • набор геометрических  фигур

        Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятий

Тема

Кол-

во

минут

Сентябрь

Занятие № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки

10

Занятие № 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

-знакомство с Блоками Дьёнеша:все формы, цвета,толстый и тонкий

-Пескотерапия

10

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета,

- Крупотерапия.

5

5

5

Занятие № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

5

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

- Учимся держать карандаш» Рисуем Клубок»

- разукрашка «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

3

5

5

Октябрь

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –учимся зжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

2

10

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

- Пескотерапия «Солнышко»

2

5

10

Занятие № 7

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-Большие бусины – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

- соты Кайе. – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты

- Сортируем крупы

2

5

10

Занятие № 8

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1

3

5

8

Ноябрь

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»

3

5

9

Занятие № 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

5

С предметами:

- бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

 -Ручной труд .Катаем шарик из салфетки

- разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка,точно нажимать и правильно держать

3

5

9

Занятие № 11

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты

- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-Пескотерапия

2

3

3

9

Занятие № 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

3

5

8

Декабрь

Занятие № 13

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки –делаем цепочку

- соты Кайе. – собираем половину синих,половину желтых сот

- Игры с крупами

3

5

9

Занятие № 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

- Рисование Карандаш.

- Игра с пальчиками «Покажи сколько я»

2

5

10

Занятие № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с Кубиками выкладываем только красный цвет.

3

5

9

Занятие № 16

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-разукрашка: закрашиваем  пальчиками яблоко

3

5

9

Январь

Занятие № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.5

- Пескотерапия

3

5

9

Занятие № 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Игра с крупами»Найди предмет»

- кубики «Кубик на кубик»

3

5

10

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку(полоску бумаги гормошкой)

5

3

8

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10стр.

- Пескотерапия

2

5

10

Февраль

Занятие № 21

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- соты Кайе. – делаем стрелку синим

- аппликация из крупы «Шарики на Ёлочке»

6

5

10

Занятие № 22

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

3

5

8

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками: выкладываем узор

3

5

9

Занятие № 24

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

-рисуем  пальчиками гусеничку на крупе

3

4

3

7

Март

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11

- Пескотерапия

3

5

9

Занятие № 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- Рисуем «Дорожка  для машины»

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор(малый)

5

3

8

Занятие № 28

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

- соты Кайе. – делаем по образцу узор

- аппликация из манки Цветок

6

5

10

Апрель

 

Занятие № 29

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера

3

5

8

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками: выкладываем узор

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

3

5

9

Занятие № 31

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-Пескотерапия

3

4

3

7

Занятие № 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 - палочки собери Домик

- Выкладываем дорожку из 2 разных круп

3

5

9

Май

Занятие № 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- Разрезные картинки крупные (2- 3 пред)

- разукрашка: обводим рисунок

2

5

10

Занятие № 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

- кубики Никитина: строим самую большую башню

3

5

9

Занятие № 35

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку

-рисуем пальчиками: Пескотерапия

3

5

9

Занятие № 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета:красный,белый,зеленый

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.15

- Найди предмет  игра с Крупами

3

5

9

Список литературы

  1. Максимов «Наши Раскраски»
  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  5. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
  6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  8. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  9. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
  12. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".

Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия  в дошкольном...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе.

 Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формир...

Программа дополнительного образования по развитию психических процессов для детей 5-7 лет "Развивайка".

Предоставляю вашему вниманию рабочую программу "Развивайка" направленную на развитие психических процессов у детей старшей и подготовительной групп детского сада. В программе представлены це...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Карусель".

Сенсорное воспитание-это развитие восприятияребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов их форме , цвете, величине, положении в пространстве , запахе, вкусе.и т.д.С восприят...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе "Разноцветная полянка".

   Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц

Одной из важнейших задач системы дошкольного образования уже на протяжении многих лет является развитие речи детей.  Связная речь   выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются...