Рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей о проведении коррекционно-воспитательной работы
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Костюкова Оксана Николаевна

Рекомендации разработаны в помощь воспитателям по проведению индивидуальной коррекционно-воспитательной работы для группы "Сложные дефекты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_uchitelya-defektologa_dlya_vospitateley.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Октябрь

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Наблюдение за признаками осени – желтеет листва, листья облетают с деревьев.

Рассматривание картины «Осенний дождь» - формировать представления о признаках осени (дождь, ветер, лужи).

Д/и «Покажи, где?» - закреплять знание, местонахождение частей тела и лица.

Развитие ЭМП

Игра «Протолкни шары» - формировать умение соотносить по величине объемные формы (шары).

Закреплять знание красного цвета.

Формировать умение выполнять простые действия с предметами (различные игры вкладыши).

Развитие речи

Игра «Помоги ежику собрать овощи» - закреплять названия овощей. Формировать обобщенное понятие «овощи» в пассивном (2-я подгруппа) и активном (1-я подгруппа) словаре.

Упр-я по развитию артикуляционной моторики «Домик открывается – закрывается».

Побуждать детей к воспроизведению звукоподражаний при инсценировке сказки «Репка».

Конструирование

Формировать умение пользоваться в играх разнообразным строительным материалом, сооружать из него устойчивую постройку, обыгрывать ее («Строим забор»).

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

Игра «Рисуем дождик» - формировать умение рисовать прерывистую линию.

Игра «Нальем воду в кастрюли» - знакомить со свойствами воды.

П/И «Сидит белка на тележке» - формировать умение сжимать и разжимать пальчики обеих кистей рук, загибать по одному пальчику, начиная с большого.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

Игра «Знакомство с куклой» - формировать бережное отношение к кукле, как к игрушке, замещающей в игре человека. Формировать умение показывать и называть части тела и лица у куклы.

Развитие познавательных процессов

Игра «Где такое?» - формировать пространственное ориентирование; развивать умение узнавать и находить одинаковые вещи, понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией.

Игра «Покатай в машине того, у кого…..» - развитие зрительного восприятия, умения находить игрушку с существенными признаками.

Игра «Где звенит?» - развитие слухового восприятия, умения определять направление звука.

Театрализованная игра

Сказка «Репка»

КГН и НС

Одевание.

Раздевание.

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Ноябрь

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Наблюдение за признаками осени – желтеет листва, листья облетают с деревьев.

Рассматривание картины «Осенний дождь» - формировать представления о признаках осени (дождь, ветер, лужи).

Д/и «Покажи, где?» - закреплять знание, местонахождение частей тела и лица.

Развитие ЭМП

Игра «Складывание матрешки» - продолжать формировать умение выполнять простые действия с предметами, отличающимся по величине.

Закреплять знание красного цвета.

Игра «Раскладывание предметов разных по форме одинаковой величины» - формировать умение сопоставлять плоскостную форму (круг, квадрат) с объемной.

Развитие речи

Проговаривание звукоподражаний при инсценировке сказки «Курочка Ряба».

Упр-я на развитие артикуляционной моторики – «Целуем мамочку», «Домик открывается/закрывается».

Игра «Соберем фрукты в корзину» - закреплять названия фруктов. Формировать обобщенное понятие «фрукты» в пассивном (2-я подгруппа) и активном (1-я подгруппа) словаре.

Конструирование

«Строим дом» - формировать умение сооружать постройки по образцу (1-я подгруппа), по подражанию (2-я подгруппа), совмещено (Саша, Даша).

Закреплять знание геометрических фигур – кубик.

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

Игра «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озере» -продолжать знакомить со свойствами воды.

Игра «Бумажные полоски» - знакомить детей со свойствами бумаги.

П/И «Пузырь» - формировать умение стоять в кругу, держась за руки; развитие длительного выдоха; координация речи с движением.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

Игра «Кукла Аня и кукла Ваня» -познакомить с куклой мальчиком Ваней; учить различать кукол по прическе и одежде.

Привлекать детей к изготовлению атрибутов для сюжетно-отобразительной игры.

Развитие познавательных процессов

Игра «Найди цыпляток» - развитие зрительного восприятия; формировать умение по просьбе педагога находить предметы, разложенные в разных местах группы.

Д/и «Чудесный мешочек» - развитие тактильного восприятия; формировать умение узнавать знакомые предметы наощупь.

Игра «Барабан» - развитие слухового восприятия; формировать умение различать тихие и громкие звуки.

Театрализованная игра

Сказка «Курочка Ряба»

КГН и НС

Одевание

Раздевание

Умывание

Умение находить свое полотенце и пользоваться им.

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Декабрь

Формирование представлений о себе и окружающем мире

  1.  «Наблюдение за нарядной елочкой» - знакомство детей с праздниками, их атрибутами; развитие импрессивной и экспрессивной речи (существительные: праздник подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаголы: наряжать, плясать, петь; прилагательные: высокая красивая).  

Развитие ЭМП

  1. Игра «Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на две группы» - сопоставлять форму (круг, квадрат) по образцу, ориентируясь на слова «такая же», «не такая», «разные», «одинаковые».
  2. Игра «Складывание матрешки» - умение открывать и закрывать матрешки; вкладывать и вынимать предметы.
  3. Цвета – красный, желтый.

Алеша, Сережа – красный, желтый, синий, зеленый.

Развитие речи

  1. Упражнения по развитию артикуляционной моторики: блок «Заборчик и целуем мамочку».
  2. Закрепить название постельных принадлежностей и предметов одежды и обуви.
  3. Пение колыбельной песенки «Бай – бай».

Конструирование

  1. «Строим горку» - закрепить знание геометрических форм (кубик); конструктивная деятельность детей по подражанию (Алеша, Сережа, Оля, Таня, Лина); совмещено (Катя, Влад).

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

  1. Подвижная игра «Сапожки», «Снег, снежок».
  2. «Рисуем пальто» - заштриховать изображение по внутреннему (внешнему) трафарету.
  3. «Рисуем шарик на елку» - развивать мелкую моторику, умение совмещено и самостоятельно рисовать по внешним и внутренним трафаретам.
  4. Игра «Пузырь» - умение стоять в кругу, держась за руки; развитие длительного вдоха.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

Игра «Кукла собирается на прогулку» - продолжать знакомить с предметами одежды и обуви (без разграничения): штаны, носки, кофта, шапка, куртка (пальто), сапоги, ботинки, надеваю, снимаю.

Развитие познавательных процессов

  1. Игра «Снежок» - совершать соответствующие правилам игры действия; понимать наречия «понемножку», «сильнее».
  2. Игра «Что унесла птичка» - предметы одежды.
  3. Игра «Дождик» - слуховое внимание; слушать ритм постукиваний.
  4. Игра «Долго – коротко» - развитие понимания долготы звучания.

Театрализованная игра

  1. Сказка «Теремок».

КГН и НС

  1. Раздевание
  2. Одевание
  3. Культура еды
  4. Умывание.

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Январь

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Д/и «Угостим кукол» - закрепить умение правильно называть предметы посуды.

Д/и «Что купили в магазине» - знакомить с изображением известных детям предметов посуды.

Д/и «Разбери посуду» - закрепить умение правильно называть посуду и относить к определенной группе: чайная, столовая (1-я подгруппа)

Развитие ЭМП

Д/и «Опусти шарик в коробку» - формировать умение ориентироваться на величину предметов (большой, маленький).

Д/и «Спрячь шарик в ладошке», д/и «Спрячь игрушки»

Развитие речи

Упр-я на развитие артикуляционной моторики – «Лопающиеся пузырьки», «Целуем мамочку».

Проговаривание звукоподражаний (животные из сказки «Теремок»)

Конструирование

«Строим мостик» - закрепить знание геометрических форм (кубик, кирпичик); побуждать детей создавать постройки по образцу (1-я подгруппа), по подражанию (2-я подгруппа), совмещено (Саша, Даша).

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

П/И «Курочка» - развивать умение подражать действиям взрослого, вызывать звукоподражания.

Игра «Большой кулич и маленький» - знакомить с природным материалом песком и его свойствами.

Игра «Крупа» - умение пересыпать крупу ложкой из одной миски в другую.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

«Напоим куклу чаем» - привлекать детей к изготовлению атрибутов (сахар, печенье), к подготовке к игре (приготовить атрибуты к игре); совместное проигрывание игровых действий педагогом и детьми (накрыть на стол, налить в чашку чай, положить сахар, размешать ложкой, взять печенье, откусить печенье, пить чай).

Развитие познавательных процессов

Игра «Колокольчик и дудочка» - узнавание неречевых звуков; умение связывать звучание игрушки с ее образом.

Поручение «Уберем игрушки» - развитие зрительного восприятия; умение действовать по словесной инструкции.

Д/и «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать знакомые предметы наощупь.

Театрализованная игра

  1. Сказка «Три медведя»

КГН и НС

  1. Раздевание
  2. Одевание
  3. Умывание
  4. Умение пользоваться предметами личной гигиены.
  5. Культура еды

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Февраль

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Игра «Снег» - продолжать формировать представления о явлениях природы (снег); развивать умение наблюдать за явлениями природы; развивать речь детей – снег белый, пушистый, холодный, тает, падает (экспрессивная речь – 1-я подгруппа, импрессивная речь – 2-я подгруппа).

Формировать представление о названии постельных принадлежностей, их назначении.

Развитие ЭМП

Игра «Помоги мишке и кукле» - продолжать обращать внимание детей на величину, делая ее значимым признаком; закреплять понятия «большой» - «маленький» в активном (1-я подгруппа) и пассивном (2-я подгруппа, Даша, Саша) словаре.

Закрепление знания красного и желтого цветов (2-я подгруппа, Даша. Саша); развивать умение различать зеленый цвет (1-я подгруппа).

Закрепление знания геометрических форм: кубик, шарик, кирпичик.

Развитие речи

Рассматривание мебели в помещениях группы – спальня (кровати, стульчики, большой стол). групповая (стулья, столы, диван, кресло). Различение мебели – мягкая и кухонная (1-я подгруппа).

Обратить внимание детей на то, что мебель бывает большая (настоящая) и маленькая (кукольная).

Упр-я по развитию артикуляционной моторики: покусывание кончика языка, лежащего на нижней губе.

Проговаривание звукоподражаний (д/и «Кто как кричит?»)

Конструирование

«Строим кроватку и стулья для трех медведей» - конструктивная деятельность по образцу (1-я подгруппа) по подражанию и совмещено (2-я подгруппа, Даша, Саша).

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

Игра «Большой и маленький коврик» - закрепление знания величины; рисование прямой линии; формировать умение правильно держать карандаш.

Пальч. игра «Ладушки» - развитие мелкой моторики; координация речи с движением.

Игра с песком «Следы на песке» - продолжать знакомить детей м песком и его свойствами.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

  1. Игра-инсценировка «Комната для куклы» - закрепление названия мебели и ее назначения; участие детей в изготовлении атрибутов для игры; формировать умение соединять игровые действия в цепочку (сделать комнату для куклы, накрыть на стол, напоить гостей чаем).
  2. «Постель для куклы» - совместное проигрывание действий педагогом и детьми: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом.
  3. «Укладывание куклы спать» - уточнить цепочку игровых действий; выполнение ребенком действий с опорой на образец, предлагаемый педагогом.

Развитие познавательных процессов

Игра «Кто больше увидит» - развитие внимания, умения находить одинаковые предметы по словесной инструкции.

Игра «Собачка» - формировать умение различать громкое и тихое звучание голоса; развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Д/и «Чудесный мешочек» - развивать умение узнавать знакомые предметы наощупь.

Театрализованная игра

Сказка «Три медведя»; сказка «Теремок» (повторение)

КГН и НС

Раздевание, одевание

Умывание

Умение пользоваться предметами личной гигиены.

Культура еды

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Март

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Наблюдение за признаками весны – тает снег, появление сосулек, светит и греет солнце, появление почек на ветках деревьев.

Рассматривание картины «Пришла весна» - формирование временных представлений и представлений о признаках весны.

Развитие ЭМП

«Раскладывание предметов резко различных (сходных) по цвету» - формировать умение сличать и различать предметы по цвету.

Д/и «Почтовый ящик» - развивать умение соотносить объемную и плоскостную форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).

Д/и «Найди такой же» - закрепление знаний геометрических фигур (куб, шар, кирпичик).

Развитие речи

Закреплять названия животных, их отдельных частей тела. Формировать умение узнавать животное по контуру (Д/и «Вкладыши»), по звукоподражанию (Д/и «Кто как кричит»).

Побуждать детей к проговариванию звукоподражаний при обыгрывании сказки «Волк и козлята».

Конструирование

«Строим домики для зверят» - формировать умение сооружать постройки из различного строительного материала по образцу, по подражанию и совмещено, ориентируясь на величину игрушки; развивать умение обыгрывать постройки.

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

«Пузырь» - стимулировать двигательную активность, развивать основные виды движений.

«Курочка и цыплята» - развивать умение координировать речь с движением, развивать выразительность движений в процессе выполнения игры.

«Плавает – тонет» - знакомить детей со свойствами различных предметов.

«Следы на песке» - пробуждать речевую активность в процессе игры; наблюдать за преобразованием природного материала.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

«Купание куклы Ани» - формировать умение совершать с игрушками действия отобразительного характера по простейшему образцу, по подражанию действиям взрослого и совмещено со взрослым.

Развитие познавательных процессов

Д/и «Чудесный мешочек» - развитие тактильного восприятия.

Игра «Цветные фоны» - развитие зрительного восприятия (выделение предметов из фона).

Игра «Шумит и шелестит» - развитие слухового восприятия.

Игра «Разрезные картинки», «Сложи кубики» - развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Театрализованная игра

Сказка «Волк и козлята»

КГН и НС

Одевание

Раздевание

Умывание

Умение находить свое полотенце и пользоваться им

Культура еды

Рекомендации для воспитателей к проведении коррекционной работы в группе

Апрель

Формирование представлений о себе и окружающем мире

Наблюдение за признаками весны – светит и греет солнце; распускание почек, появление листочков и травы; появление первых цветов (мать-и-мачеха)

Продолжать формировать представления о временах года.

Рассматривание распустившихся листьев на веточках; рассматривание первых весенних цветов.

Развитие ЭМП

Закреплять знание цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Закреплять знание геометрических фигур (куб, шар, кирпичик, треугольная призма).

Д/и «Почтовый ящик» - развивать умение соотносить объемную и плоскостную формы предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Закреплять умение соотносить предметы по величине, форме или цвету (Д/и «Найди такой же»).

Развитие речи

Проговаривание звукоподражаний при инсценировке сказки «Заюшкина избушка».

Закреплять названия видов транспорта (машина, пароход, поезд), его назначения и отдельных деталей.

Конструирование

 «Машина в гараже» - направлять детей на создание коллективной постройки с непосредственным участием взрослого.

Формировать умение создавать постройки по подражанию действиям взрослого, по простейшему образцу и совмещено.

Вызывать интерес и эмоциональный отклик на деятельность взрослого в процессе конструирования путем создания на глазах у детей несложных конструкций с целью незамедлительного их игрового использования.

Игры на моторно-двигательное развитие. Игры с природным материалом.

П/и «Пузырь» - развитие моторно-двигательной координации; формирование умения становиться в круг; стимулировать двигательную активность детей, развивать основные виды движений.

«Пустой – полный» - формировать умение различать количество (пустой или полный тазик воды).

«Лепим куличики» - знакомить со свойствам сырого и сухого песка.

Обучение сюжетно-отобразительной игре

 «Катаем кукол в колясках», «Катаем кукол на машине» - формировать умение совершать с игрушками действия отобразительного характера по простейшему образцу, по подражанию действиям взрослого и совмещено со взрослым.

«Поездка на автобусе (машине, поезде)» - закреплять знания о видах транспорта, знакомство с новой цепочкой игровых действий; закрепление знаний о светофоре, его назначении.

Развитие познавательных процессов

Д/И «Чудесный мешочек» - развитие тактильного восприятия; формирование умения узнавать наощупь знакомые предметы.

Д/И «Что прозвучало» - развитие слухового восприятия, внимания и памяти; формирование умения определять на слух звучащую игрушку или музыкальный инструмент и определять направление звучания объекта.

Д/и «Найди такой же» - развитие зрительного восприятия; формирование умения ориентироваться при выполнении игровых задач на форму, величину или цвет предмета.

Театрализованная игра

Сказка «Заюшкина избушка»

КГН и НС

Одевание, раздевание

Умывание

Умение находить свое полотенце

Культура еды

Умение причесываться личной расческой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Памятка для родителей "Советы по выполнению рекомендаций учителя- дефектолога, учителя-логопеда"

Памятка для родителей воспитанников дошкольного возраста по выполнению рекомендаций специалиста...

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей родителям для дистанционного обучения детей

рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей родителям детей со сложной структурой дефекта для дистанционного воспитания детей...