Игры в упражнения для развития цветового восприятия.
консультация по коррекционной педагогике на тему

ОПРЕДЕЛИТЕ ЦВЕТА РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1 Учить детей соединять представление о цвете с представлениями о реальных предметах, объектах, растениях, животных и дать понять- что цвет - одно из признаков окружающего мира: небо -голубое, мышь – серая, морковь - оранжевая и т.д. 2. Учить детей воссоздавать зрительные образы в цвете, опираясь ни контурные изображения растений, животных. 3. Развивать мелкую моторику при работе с тонкой проволокой. 4. активизировать прослеживающие функции глаза, подвижность глазного яблока. МАТЕРИАЛ. Карточка размером 12*26 см., разделенная на три части. В верхней части черные контуры растений и животных: мак, елка, лук, кукуруза, заяц, поросенок. Внизу - аппликации цветов (в виде палитры): белого, желтого, розового, зеленого и красного цветов. Под контурными изображениями растений и животных небольшие отверстия (дырочки) с прикрепленной проволокой соответствующего цвета, и такие же отверстия над аппликацией цвета. РУКОВОДСТВО. Дети, внимательно посмотрите на контурные изображения в верхней части карточки - что там изображено. Цветок - мак. Какого цвета мак? Красного. Значит проволочку, идущую от изображения мака (проволочка красного цвета) нужно соединить с красной краской в нижней части карточки. Елку - соединить с зеленой краской, лук и кукурузу - с желтой, зайца - соединить с бедой краской, а поросенка - с розовой. СПРЯЧЬ МЫШКУ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1) Закрепить последовательность цветов спектра. 2) Формировать интерес к игре со цветом, ориентируясь на цвет. МАТЕРИАЛ. Демонстрационный - 7 карточек по цветам спектра красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов, размером 22.5 х 28 см. По середине белый квадрат 12 х 12см., на котором нарисована мышка машинный домик, квадраты тех же семи цветов 13 х 13 см. /дверцы/, мягкая игрушка – кошка. РУКОВОДСТВО. Дети, сегодня мы будем играть в игру "Спрячь мышку" У меня мышкины домики, расставляю семь домиков на демонстрационной доске, рядом семь квадратов 7 цветов спектра, Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку нужно закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко открыто и съест мышку. Дети по очереди «закрывают» окошки - правильно называя цвета спектра. Показываю кошку, которая идёт ловить мышей: "Пойду поищу мышку". Кошка уходит, не найдя мышку. После объяснения детям раздаются «домики с дверцами» разных цветов спектра. ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1. Закрепить последовательность цветов спектра. 2. Учить располагать "лепестки" точно по контуру. „ 3. Формировать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет. 4. Закрепить количественный и порядковый счет. 5. Повысить в ходе коррекционного занятия чувствительность к различению цвета в цветовом тоне соседних полей, изображений» МАТЕРИАЛ. Демонстрационный ~ большой цветик семицветик с лепестками красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цвета. Раздаточный - 7 лепестков красного цвета, 7 - оранжевого,7 - жёлтого, 7 - зелёного, 7 - голубого, 7 - синего, 7 - Фиолетового. Карточки, размером 18,5 х 21см. с чёрным контуром лепестков для выкладывания на них цветика- семицветика. РУКОВОДСТВО. Показ манипулятора цветика-семицветика. Дети рассматривают поочерёдно все лепестки , называют цвета. Сколько всего лепестков? Какого цвета? Упражнение для глаз с цветиком - семицветиком: "Лети, лети, лепесток/ следить взором за цветиком-семицветиком вправо - влево/, через запад /взор влево/, на восток / взор вправо/, через север / взор вверх/, через юг / взор вниз/, возвращайся, сделав круг/ вращательные движения глазами/, чуть коснёшься ты земли, быть по моему вели. 1 вариант: Вели, чтобы дети собрали красный цветок из семи лепестков, жёлтый цветок - из семи жёлтых и т.д. 2 вариант: Вели, чтобы дети собрали цветик -семицветик из 7 различных лепестков. 3 вариант: Вели, чтобы дети собрали цветик семицветик так, чтобы лепестки расположились строго по порядку, как цвета в радуге: сверху красный, потом оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ КОРРЕКЦИОНЫЕ ЗАДАЧИ 1 .Учить соединять представление о цвете с представлениями о реальных предметах, объектах, животных и т.д., дать понять, что цвет - одно из признаков окружающего мира; небо-голубое... 2. Закрепить представление о семи цветах спектра. 3. Активизировать словарь детей. МАТЕРИАЛ. 12 карточек размером 18,5 х 21 см., в середине карточки аппликация кружка диаметром 2см, одного из цветов красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, чёрного, белого, серого, розового, коричневого цветов. Вокруг кружка 6 лепестков, обведённые чёрным контуром. Раздаточный материал: б красных лепестков с аппликацией на белом фоне картинок красного цвета - звезда, солнце, клубника, мак, гвоздика, яблоко; 6 оранжевых лепестков - мандарин, морковь, лиса, белка, гриб лисичка, рябина; 6 жёлтых - одуванчик, колосок, подсолнух, бабочки, цыплёнок, цветок; 6 зелёных - ёлка, дерево, лист, лягушка, ящерица, огурец; 6 - голубых - снежинка , снегурочка, лёд, речка, небо, незабудка; 6 - синего - море, василек, колокольчик, почтовый ящик, цветок, черника; 6 – фиолетового -свекла, баклажан, виноград, слива, колокольчик, цветок; 6 -коричневого- медвежонок, хлеб, черепаха, лось, шишка, обезьяна; 6 серого - волк, мышь, заяц, гриб, ёж, слон; 6- розового -мак, пеликан, астра, поросёнок, роза, шарик; 6 - черного -крот, кошка, жук, скворец, чёрный лебедь, чёрная смородина; 6-белого-белый лебедь, ландыш, цапля, облако, яйца, снеговик. РУКОВОДСТВО. Дети, перед вами карточки. В середине каждой карточки кружок какого-нибудь цвета. Вокруг кружков картинки в виде лепестков, обведенные чёрным контуром и все они становятся похожи на цветок, поэтому игра называется «Живые цветы». У меня много, много лепестков самых разнообразных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, розового, серого. Тот , у кого на карточке кружок зелёного цвета, собирает те лепестки, на которых нарисовано то, что бывает зелёного цвета, например; лист, лягушка, дерево, ёлка и т .д, Я показываю лепесток, вам нужно назвать: /что там нарисовано/ какого цвета. Кто правильно назовёт, получает лепесток и кладёт его на свою карточку на черный контур. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт свой цветок. СОБЕРИ ПРАВИЛЬНО КОРРЕКИИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1. Закрепить представления о семи цветах спектра. 2. Учить выделять начальные буквы цветов спектра: красный - К, оранжевый - 0, жёлтый - Ж, голубой - Г, зелёный - 3, синий - С, фиолетовый - Ф. 3. Совершенствовать прослеживающие функции глаза, развивать зрительное внимание. МАТЕРИАЛ, (перфокарты) Карточка, размером 21 х 28, разделённая по горизонтали на 3 части. В верхней части - квадраты цветов семи цветов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Внизу чёрные начальные буквы цветов спектра не по порядку: Г,3,Ф,0,К,С,Ж. Перфокартная лента, фломастеры. Руководство. Назовите цвета квадратов в верхней части карточки , соедините их взором с начальной буквой - красный с буквой - К и т, д, и соедините их, фломастером прямой линией. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. . Закрепить знания детей о семи цветах спектра: красном, оранжевом, жёлтом, зелёном, голубом, синем, фиолетовом, Учить соотносить представление о цвете с представлением о реальных предметах, дать понять, что цвет - одно из свойств предметов. МАТЕРИАЛ. Карточка размером 21 х 28 см„ картинка птицы фазан, цветные полоски лесенкой - красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов, перед каждой полоской -начальная буква соответствующая цвету: К, О, Ж, 3, Г, С, Ф. Раздаточный материал - цветные предметные картинки маленького размера, соответствуйте цветам спектра. Например:слива - фиолетовая, морковь - оранжевая и т. д. РУКОВОДСТВО. Перед вами карточка с разноцветным! полосками красного, оранжевого, желтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цвета. Перед каждой полоской стоит буква, ,с которой начинается цвет: К - красный, 0 - оранжевый, Ж - жёлтый, 3 - зелёный, V -голубой, С - синий, Ф - фиолетовый, и очень красивая картинка птицы -фазан. Это очень красивая птица с радужным оперением поможет вам лучше •запомнить порядок цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. А теперь внимательно рассмотрите маленькие картинки и разложите их на соответствующую цветовую линейку-лесенку Например: красный флажок - на красную лесенку и т.д. РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОКИ КОРРЕКШЮННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Формировать начальные представления о цветовых сенсорных эталонов. 2. Закреплять знания об овощах и фруктах. 3. Учить соединять представление о цвете с представлениями о реальных предметах, дать понять, что цвет- одно из свойств предметов, 4. Познакомить с названиями соков, которые получаются из овощей и фруктов. 5. Активизировать словарь детей на основе цветового восприятия: светло-жёлтый, светло-розовый, темно-красный и т. д,. 6. Развивать зрительное восприятие, гдазодвигательные. функции, зрительное внимание и зрительную памяти. МАТЕРИАЛ: демонстрационный - плоскостное изображение стеклянной банки из твёрдого картона / 25х 37 см. /с прорезью и карманом для вставления карточек с изображением фруктов и овощей / 21 х' 13 см./ РУКОВОДСТВО; Вы знаете, что из овощей и фруктов делают соки. У меня есть волшебная банка для этих соков, я буду вставлять этикетки, а ваша задача: - назвать, что это за овощ или фрукт - назвать сок, который получают из него - назвать цвет этого сока: это- морковь - сок морковный - цвет оранжевый ВЕТОВАЯ ЛИНЕЙКА КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 1. Продолжать знакомить с цветовыми эталонами. 2. Закрепление знаний о семи цветах спектра: красном, зелёном, оранжевом, жёлтом, голубом, синим, фиолетовом и так же розового, сиреневого, чёрного, серого, коричневого. 3. Учить находить данный цвет в классификационных и сериационных рядах. 4. Развивать способности различать до 2 оттенков семи цветов спектра, а так же розового, сиреневого, чёрного, серого, коричневого. 5. Ввести в активный словарь на основе цветового восприятия слова: светло-розовый, тёмно-коричневый и т.д. 6. Учить группировать оттенки одного цветового тона: светло-коричневый, коричневый, тёмно-коричневый и т. д. 7. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения, повышения остроты зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения. МАТЕРИАЛ. Демонстрационный - панно из твёрдого картона / ббх 30см./ - сложенная втрое ширма - из трёх рядов цветовых дорожек: 1 ряд - верхний - светлые оттенки 12 цветов 2 ряд - средний -12 основных цветов 3 ряд - нижний - тёмные оттенки 12 цветов. Раздаточный материал - 36 квадратов / 5 х 5см,/ светло-красного, красного, тёмно-красного цвета, светло-жёлтого, жёлтого, темно-желтого цвета, светло-оранжевого, оранжевого, тёмно-оранжевого цвета, светло-зелёного, зелёного, тёмно-зелёного цвета, светло-голубого, голубого, тёмно-голубого цвета, светло-синего, синего, тёмно-синего цвета, светло-фиолетового, фиолетового, тёмно-фиолетового цвета. РУКОВОДСТВО. Перед вами цветовая линейка, состоящая из трёх рядов разноцветных квадратов: верхнего, среднего и нижнего. В среднем ряду расположены квадраты основных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего,фиолетового, розового, сиреневого, чёрного, серого и коричневого цветов.В верхнем ряду все квадраты светлых оттенков этих цветов: светло-красного, светло-оранжевого, светло-жёлтого и т. д. В нижнем ряду- квадраты тёмных оттенков этих цветов: тёмно-красного, тёмно-оранжевого, темно-жёлтого и т.д. Я раздаю вам квадраты, вы должны назвать его цвет и положить на соответствующее место на цветовой дорожке. ЦВЕТОВАЯ ДОРОЖКА КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. Закреплять знания детей об основных цветах и их оттенках. 2. Нормировать интерес к игре со цветом, учить ориентироваться на цвет, запоминать цвета, активизировать зрительное внимание. 3. Обогащать ребёнка с нарушением зрения цветовыми впечатлениями, развивать способность различать основные цвета и их оттенки. 4. Формировать представления о разных оттенках цвета по светлоте. Ввести в активный словарь слова; светло-красный, тёмно-красный и т.д. 5. Повышать в ходе коррекционных занятий чувствительность к различению в цветовом тоне соседних полей. 6. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки. 7. Способствовать восстановлению зрительных функций у детей с нарушением зрения посредством развития цветоразличения и цветоощущения. МАТЕРИАЛ: Демонстрационный - панно из плотного картона/ 66 х 30 см./, сложенная втрое ширма, узкие длинные полоски/ 21 х 2 см/ различных оттенков по светлоте - светло-красная, красная, тёмно-красная и т.д. Загадки на различные оттенки цвета по светлоте. РУКОВОДСТВО Перед вами красивая разноцветная дорожка. Я загадываю вам загадку, вы должны показать дорожку и назвать её цвет, о котором говорится в загадке. 1. Полосатое ядро, светло-красное нутро, хвостик как у хрюшки в виде завитушки /арбуз/ 2. Круглое и красное я расту, на ветке, Любят меня взрослые, любят меня детки /яблоко/ 3. Что за ягода такая, тёмно-красная искрится, Очень кислая на вкус и снега не боится./клюква/ 4. Тыкве - родная сестра, бледно-оранжевая. Вкусная, сочная, сладкая, если потрогаешь - гладкая/дыня/ 5. Я сладкий, рос на юге, как солнышко в листве, Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе/апельсин/ 6. Лежит на грядке голова, велика, тяжела,не окинуть оком, С вкусным и очень полезным, тёмно-оранжевым соком/тыква/ 7. Светло-жёлтый, ароматный, кислый, но на вкус приятный, хорош и с чаем он, называется / лимон/ 8. Жёлтые комочки, лёгкие, как вата, Бегают за квочкой. Кто это /цыплята/ 9. Утром ранним кто-то странный, заглянул в моё окно. На ладошке появилось темно-жёлтое пятно ./солнце/ 10. Бледно-зелёный круглый шар лежит на грядке густо, Кто любит щи, меня ищи, ведь я зовусь /капустой/ 11. Прыгает пружинка-зелёная спинка, С травки на былинку, с ветки на тропинку/ кузнечик/ 12. Зимой и летом одним тёмно-зелёным цветом /ёлка/ 13. Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват/небо/ 14. Голубая шапка вся в заплатках/ небо, облака/ 15. Тёмно-голубая северная ягода, Вкусная, прекрасная,кто же я такая?/голубика/ 16. Сквозь леса и сквозь поля вьётся, извивается Светло-синяя коса, как она называется? /река/ 17. Из пшеницы, из овса смотрят синие глаза/ васильки/ 18. Тёмно-синий домик-дом, он, наверно, вам знаком. Опускаешь ты письмо к другу пусть летит оно./ почтовый ящик/ 19. Весна, весна, сады цветут и всё благоухает.Какого цвета пышный куст сиренью называют?/ светло-фиолетовый, белый/ 20. То Фиолетовый, то голубой, он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли. /колокольчик/ 21. Сверху зелено, снизу темно-фиолетово, В землю вросло, как сахар вкусно/свёкла/ 22. Вился, вился белый рой, Сел на землю, стал горой /снег/ 23. Маленький мальчишка в сером армячишке , Но дворам шныряет, крошки собирает/воробей/ 24. Всех перелётных птиц черней чистит пашню от червей/грач/ 25. Светло-коричневый и зрелый попадался на зубок, расколоться всё не мог, а попал под молоток, хрустнул раз и треснул бок/орех/ 26. Лета- первая примета, под берёзкой в холодке, Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке/подберёзовик/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть дома с ребенком.

В данной статье приводятся варианты игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, и в которые можно поиграть дома с ребёнком....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

         Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  В помощь вам представляю ...

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Подвижные игры для дошкольников на развитие цветового восприятия 7.04.2022

Подвижные игры для дошкольников на развитие цветового восприятия...