Семинар-практикум "Коррекция поведенческих нарушений у детей"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Корохова Вероника Петровна

Предлагаемые упражнения являются примеромтспециальных занятий с детьми. материал данный в пособии можно использовать в удобной последовательности и в нужном объеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Коррекция поведенческих нарушений у детей»

Одним из наиболее важных компонентов нормального психического развития ребенка является его эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, которое в полной мере реализуется в условиях игровой деятельности.

К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость. Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у него переменчивое настроение.

Предлагаемые упражнения являются примером специальных занятий с детьми. Материал, данный в пособии, можно использовать в удобной последовательности и в нужном объеме. Задания можно модифицировать, придумывать по аналогии другие, дополнять в зависимости от возраста ребенка и предлагаемых целей. Желательно не только инструктировать ребенка, но и участвовать вместе с ним в играх. Это позволит наладить эмоциональный контакт, в результате чего ребенок будет серьезнее относиться к упражнениям и сосредотачиваться на их правильном выполнении.

Для того, чтобы коррекционная работа проводилась более успешно необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • Избегайте слова «нельзя»: чаще всего оно имеет обратный эффект;
  • Используйте тактильный контакт: прикосновения, поглаживания и т.д.;
  • Предоставляйте ребенку возможность выбора;
  • Не принуждайте ребенка играть: некоторые игры могут быть ему не по душе. Не настаивайте на них, отложите, вернитесь к ним через неделю. Как правило, отказ от задания связан с двумя причинами:
  1. У ребенка не получается упражнение (в этом случае  следует попросить выполнить аналогичные, но более легкие задания);
  2. Ребенок потерял интерес к упражнению из-за частого его исполнения.
  • Предлагайте ряд заданий, в которых ребенок будет успешен. Это повысит его мотивацию и самооценку, придаст ему уверенности;
  • Во время занятий находитесь в поле зрения ребенка. Оставайтесь спокойными: ваше поведение послужит ребенку примером;
  • Инструкции должны быть понятными для ребенка;
  • Поощряйте ребенка лаской, словом, взглядом за правильно выполненное задание.

Массажные комплексы

  • Снимает утомление, расторможённость, агрессию;
  • Развивает внимание;
  • Повышает умственную и физическую работоспособность.

Упражнение «Караван»

Этот комплекс для спины.

- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины). На одном верблюде ехал падишах Ах (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «Ах»). На другом верблюде ехала красавица Ох (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «Ох»). А за ними бежала любимая собачка красавицы – Их-их (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «Их-их»).

        Вдруг  в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево(гладим спину кистями рук в указанных направлениях). Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину). И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах «Ах» (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица «Ох» (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы Их-их (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).

        Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).

        Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину). После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

        Упражнения для развития  тактильных ощущений

  • Развивают тактильное восприятие;
  • Снимают напряжение, мышечные зажимы;
  • Снижают агрессию.

Упражнение «Рисунок на спине»

Взрослый на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик и т.д. ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый.

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Дети с нарушенным поведение, как правило, испытывают чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Повышенная мышечная напряженность возникает не только в теле ребенка, но и в органах артикуляции.

  • Активация и тонус головного мозга;
  • Расслабление артикуляционных и мышечных зажимов;
  • Выплеск негативной энергии.

Упражнение «Без голоса»

Участники вслед за ведущим артикулируют слова, предложения не проговаривая их вслух. Затем произносит упражнение шепотом, а потом четко и громко.

Упражнения на удержание равновесия

Для многих детей, имеющих поведенческие расстройства, удержание равновесия является непростой задачей. Во-первых, поддержание равновесия задействует сразу несколько мозговых структур, а во-вторых, требует форсированности и координации движений. Данные упражнения помогут научить ребенка «ощущать» свое тело.

  • Произвольная регуляция сенсомоторной сферы;
  • Снижается утомляемость и возбудимость;
  • Гармонизация психического развития.

Упражнение «Пройди по дорожке»

Ведущий выкладывает на полу кубики или кегли  и просит участника пройти между ними с завязанными глазами.

Игры для развития внимания

  • Умение контролировать свои действия, сосредоточенность;
  • Снижение двигательной расторможенности и утомления.

Основная задача игр данного раздела – формирование произвольного внимания.

Упражнение «Художник в темноте»

Участники берут карандаш и лист бумаги, на котором нарисован большой квадрат. Ведущий просит их закрыть глаза и попытаться заштриховать квадрат.

Парные и групповые упражнения

У детей с нарушенным поведением наблюдается множество проблем в коммуникативной сфере. Для них характерны конфликтность, неумение подчинять свое поведение правилам игры и согласовывать свои действия с действиями других детей.

Такие игры помогут развить:

  • Навыки совместной деятельности;
  • Доброжелательное отношение к сверстникам;
  • Развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

Упражнение «Доверие»

Ведущий делит участников на пары.  Двое участников садятся за стол, на котором лежит чистый лист бумаги.  Один из участников берет в руки карандаш и закрывает глаза.  Другой – берет его руку и начинает рисовать ею геометрические фигуры и т.д. задача первого – угадать, что изображено на бумаге.

Элементарная библиотерапия

Библиотерапия – воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния.

  • Помогает ребенку «примерить» на себя различные социальные роли;
  • Помогает распутать клубок собственных переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение поведенческих реакций у детей дошкольного возраста»

Далеко не последнее место в жизни ребенка, занимает психологическая комфортность, ибо она в дальнейшем является финишной прямой, для становления маленького существа-полноценной личностью....

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Эмоциональные и поведенческие нарушения состояниея ребёнка.

Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Однако, на формирование этих...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста помогут в работе воспитателям и педагогам-психологам....

"Выявление поведенческих нарушений детей раннего возраста в условиях психоневрологического дома ребенка"

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Даже кратковременная работа по психологической реабилитации способствовала улучшению поведения детей раннег...

Техника эбру (рисование на воде) как ресурсный метод коррекционного воздействия эмоциональных и поведенческих нарушений детей дошкольного возраста.

В статье раскрыто коррекционное воздействие техники эбру на эмоциональные и поведенческие нарушения детей дошкольного возраста....