Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи в дидактических и в сюжетно-ролевых играх.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лучко Татьяна Леонидовна

Краткое  описание  того, как  заинтересовать дошкольника игрой и  почему  это  важно  для  развитие  малыша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.igrov_deyat_detey_v_sadu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Тема: Руководящая роль воспитателя в формировании связной речи в дидактических и в сюжетно-ролевых играх. 

    Игровая  деятельность детей  должна занимать большую часть времени  пребывания  ребёнка в  ДОУ. Необходимо дать  детям  свободное  от  обучения  и от  нас  время, чтобы  играть. И  даже  обучение в  детском  саду  должно  быть  игрой  или  обыграно  интересным  сюжетом.

     К.Д.Ушинский  об  играх  детей  сказал:

«Для  дитяти  игра – действительность и  действительность, гораздо  более  интересная, чем та, которая  его  окружает. Интереснее  она  для  ребёнка  именно  потому, что  понятнее; а  понятнее  она ему  потому, что  отчасти  его   собственное  создание. В  игре  дитя  живёт, и  следы  этой  жизни  глубже  остаются  в  нём, чем  следы  действительной  жизни, в  которую  он  не  мог  ещё  войти  по  сложности  её  явлений и  интересов. В действительной  жизни  дитя  не  более, как  дитя, существо, не  имеющее ещё  никакой  самостоятельности, слепо  и  беззаботно увлекаемое  течением  жизни; в  игре  же  дитя, уже  зреющий  человек, пробует  свои  силы  и  самостоятельно распоряжается своими  же  созданиями».

   Мы  можем  дать  детям  наше  внимание, участие, себя  в  качестве  партнёра  по  игре – если  они  этого  захотят, если  они  нас позовут. Получить  от  ребёнка  приглашение  в  свою  игру – знак  величайшего  доверия. Мы  же  на  эту  суверенную  землю  его  мыслей  и  чувств  должны  ступать  осторожно. Нужно  слушать  и  слышать  ребёнка. Он сам  скажет, что  нам  здесь  делать.

    Мера  участия  воспитателя  в  играх  зависит  от  возраста  детей и уровня  их  развития. Но в  любом  случае, воспитатель  должен  заинтересовать  ребёнка, ненавязчиво  побуждать  к  играм. Если  воспитатель  видит,  что  какая  либо  игра  не  интересует  дошкольника, возможно,  он  просто  не  представляет, как  в  неё  играть. Поиграйте  сами  в  неё, позовите  напарника  или  родителей. Дети  очень  любознательные, обязательно  обратят  на  вас  внимание  и  тоже  попробуют  поиграть.

    Всё,  что  окружает  дошкольника,  надо  ему  «представить», познакомить. И  лучше, если  это  будет  сюрприз,  а  не  что-то  обыденное.

    Рассмотрим  появление  игрушек  в  группе.

Желательно, чтобы  игрушки  не  появлялись  все  сразу, если  они  конечно  не  связаны  сюжетом  игры. В  группе  создаётся  специальное  место («волшебный  сундучок», красивая  корзинка, загадочный  столик и т.д.), где  любознательные  дети  периодически  находят  новые  игры  и  игрушки. Каждую  обнаруженную  детьми  игрушку  воспитатели  демонстрируют, рекламируют, уточняют  её  действие и  таким  образом  учат  в  неё  играть. Каждая  новая  игрушка может  азартно  быть  обыграна  взрослыми, а  когда  нетерпение и  интерес  у  детей  достигают  точки  кипения, к  игре  подключают  и  их. Взрослые  создают  «сюрпризные»  игровые  ситуации: рано  утром  или  после  дневного  сна  дети  обнаруживают  крупную, красивую, интересную  по  замыслу  постройку или  перестановку  игрового  материала. Эффективными  оказываются  и  «парадоксальные»  поступки  взрослых:  неожиданно  из  группы  исчезают  игрушки, которыми  ребята  подолгу  не  пользуются. Часто именно таким  образом  удаётся  привлечь  внимание  к  незаслуженно забытым  добрым  друзьям. При  этом   мы  должны  помнить, что все  наши  действия  и  замыслы  должны  побуждать  детей  общаться, говорить.

     Своевременное  и  полноценное  формирование  речи  в  дошкольном  детстве – одно  из  основных  условий  нормального  развития  ребёнка  и, в дальнейшем, его успешного  обучения  в  школе.

    В  работе  над  речью работа  воспитателя детского  сада  должна  идти  по  двум  направлениям:

          а) предупреждение недостатков  речи: создание  необходимые условий для правильного развития речи и, в  частности, формирование правильного звукопроизношения;

          б) исправление  некоторых  недостатков  речи: звукопроизношения, а иногда и других, более  сложных  нарушений  речи, путём  специальных занятий и правильного  подхода к  детям  с  недостатками  речи  в  условиях  детского  сада.

        Последовательность  работы  со  звуком:

         - подготовительные  упражнения;

         - постановка  звука  определённым  приёмом;

         - автоматизация  и  дифференциация  нового  звука  

           изолированно;

         - автоматизация  и  дифференциация  нового  звука

           в  слогах;

         - автоматизация и  дифференциация  нового  звука

           в  словах;

         - автоматизация  и  дифференциация  звука  

           в  предложениях;

         - автоматизация  и  автоматизация  звука  

           в  самостоятельной  речи.

  В  работе  со  звуком  можно  использовать                              

  а) подготовительные  игры:

     - на  развитие  слухового  внимания;

     - на  развитие  речевого  слуха;

     - на  развитие   фонематического  слуха;

     - на  развитие  артикуляционной  моторики;

     - на  развитие  физиологического  дыхания;

     - на  развитие  речевого  дыхания;

     - на  развитие  голоса.

б)  игры  для  формирования  правильного  звукопроизношения.

  Подготовительные  игры  следует  проводить  для  детей  всех  возрастных  групп, а  не  только  для  младших  дошкольников.

   Игра  может  проводиться  как  самостоятельное, как  предваряющее  или  закрепляющее  занятие, а так  же  как  отдых.

    Рассмотрим  несколько  примеров.

1.Подвижная  игра  «У  медведя  во  бору»:

                           У  медведя  во  бору

                           Грибы, ягоды беру,

                           А  медведь  ворчит  

                           И  на  нас  рычит:

                            Р- р- р  (или  у- у- у).

Условия  игры  известны. Как  только  медведь  начинает  рычать, дети  убегают  от  него  за  черту – домой. Медведь  ловит  их.

   Игра  может  быть  использована  как  отдых, как  начало  или  конец  занятия.

    Логопедические  цели:  1)  автоматизация  звука  р  изолированного  и  в  тексте;  2)  развитие  фразовой  речи;  3)  развитие  дыхания;  4) развитие голоса; 5) нормализация  темпа  и  ритма  речи.

   Цели  физического  развития: развитие  общих  движений, скорости  реакции, собранности.

  Цели  познавательного  развития: может  служить  началом  или  завершением  беседы  о  диких  животных  и  растительности  леса.

     2. Сюжетно – ролевая  игра «Автобус». Посредине  комнаты  в  длину  выстраивают  несколько  стульчиков  (по  числу  играющих).  Два  стульчика  с  одной  стороны, один – с  другой. Между  ними  проход  для  кондуктора. Дети  садятся  лицом  вперёд  по  ходу  автобуса. Впереди  водитель.

     Кондуктор  продаёт  билеты, спрашивая,  кто  до  какой  остановки  едет.

     Вся  игра  соответственно оформляется и  заранее  подготавливается.

     В  зависимости  от  логопедических  целей для  автоматизации  разных  звуков в  словах  и  фразах  подбирают  названия  остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная  станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т.д.

      Пассажиры  едут  каждый  до  своей  остановки. В  дороге  кондуктор  интересуется, с  какой  целью  каждый  из  них  едет. (Водитель  негромко  имитирует  звук  мотора – ррр). На  обратном  пути  пассажиры  вновь  занимают  свои  места. Возвращаются. Происходит  обмен  впечатлениями.

      Могут  быть различные  варианты: для  накопления  словаря и  развития  фразовой  речи  по одной  теме, например «Цветы». Соответственно  меняются  названия  остановок: «Ромашки», «Георгины», «Гвоздики», и т.д. Или  для  закрепления  какого-либо  одного  звука, для  развития  звукового  анализа.

      В  этом  случае  пассажиру  в  автобусе  не  выдадут  билет, пока  он сам  не  придумает  свою  остановку, чтобы  в  названии  был  необходимый  звук.

      Цели  социального  развития: развитие  представлений   о  простейших  явлениях   природы и  общественной  жизни, наблюдательности, представлений  по  теме «Транспорт», «Цветы» и пр.

     Цели  познавательного  развития: развитие  представлений  о  норме и  правилах  поведения  в  общественных  местах.

      3. Дидактическая  игра  «Чудесный  мешочек» может  выступать  и  как  основное  занятие  и  как  начало  или  конец  его.   

      Логопедические  цели разнообразны: развитие  звукового  анализа, закрепление  звуков  в  словах, предложениях, в  связном  тексте, совершенствование словаря и  фразовой  речи.

     Цели  умственного  воспитания: развитие  внимания, осязания, представлений, наблюдения и  сравнения, воображения.

     Все  указанные  цели  в  одном  занятии, конечно, реализованы  быть  не  могут. Здесь указаны возможные, но  неполные  варианты  и  цели  к каждой  игре.

     Всё  сказанное  ранее можно  перенести  в  остальные  дидактические и сюжетно-ролевые игры. Детей  следует  постоянно  побуждать  к  общению  друг  с  другом  и  комментированию  своих  действий, что  способствует  закреплению  навыков  пользования  инициативной  речью, совершенствованию  разговорной  речи, обогащению  словаря, формированию  грамматического  строя  языка  и  т.д.

      Большое  влияние  на  развитие  речи  детей  оказывают  игры, содержанием  которых  является  инсценирование  какого-либо сюжета,  так  называемые  игры-драматизации.

Хороводные  игры  и  игры  с  пением  способствуют  развитию  выразительности  речи  и  согласованности  слов  с движениями.

      В  процессе  игры  воспитатель  много  разговаривает с  детьми, в  результате  чего  у  ребёнка  возникает  потребность  в  речевом  общении. Ему  хочется  попросить  взрослого  о  чём-либо,  сообщить  ему  что-то. Воспитатель  всячески  побуждает  детей  обращаться  с  вопросами  по  поводу  той  или  иной  игрушки. Таким  образом, в  сюжетно-ролевой  игре  развивается  речевая  активность  детей. Для  усвоения  названия  предметов  и  действий  с  ними  большое  значение  имеет  активное  манипулирование  ими  самими  детьми.

     Показывая, как можно  играть, следует  все  действия  обозначать  словом. Затем  важно  передать  предмет  ребёнку, чтобы  он  подражал  взрослому, действовал  с  ним. Когда  ребёнок  наблюдает за разнообразными  действиями  и  при  этом  слышит  разные  обозначения  их  словом, у  него  развивается  чувство  языка.

     Действующие  лица  в  игре  появляются  путём  ролевого  перевоплощения  в  тот  или  иной  образ  самого  ребёнка, игрушки  или  окружающих  детей  и  взрослых. В ходе  игры  воспитатель  должен  искренне  перевоплощаться  в  то  или  иное  лицо, чтобы  затронуть  эмоции  ребёнка, заставить  его  сопереживать.

     Целесообразно  организовывать  с детьми  такие  игры, в  которых  участвуют  все  дети  группы («День  рождения  куклы», «Поезд» и т.д.). В игре «Магазин  игрушек» дети, купив  игрушку, играют  с  ней; причём  получить  игрушку  можно  на  определённых  условиях (например,  правильно  попросив).

     В  заключение  отмечу, что  игра – это не  самоцель, а средство  воздействия  на  ребёнка, звено  в  общей  системе  его  воспитания. Поэтому  игра, проводимая  с коррекционной  целью, всегда  должна  сохранять  положительно  воздействующий  заряд  на  все  стороны  психофизического  развития  ребёнка.

     Любая  игра – это  шаг  вперёд  в  развитии  ребёнка. Задача   взрослого – ненавязчиво  направлять  ребёнка  в  его  продвижении  вперёд. И  тогда  не  будет  пути, который бы  он  не  смог  преодолеть.

                                                       Воспитатель  Лучко  Татьяна  Леонидовна.