Проект "Истоки"
проект по коррекционной педагогике на тему

Чегодаева Елена Юрьевна

Приобщение детей к русским народным традициям, помогает не только в познании культуры своего народа, а также способствует развитию речи.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Цель: - Познакомить детей с одним из видов литературного творчества – сказкой; Дать понятие «народная сказка»; - Учить определять главных героев сказок, обсуждать их поступки, действия; - Развивать диалогическую речь, активизировать речевую деятельность.

Слайд 2

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ, СКОРОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ЗАКЛИЧКИ. ЦЕЛЬ: - Развивать речь детей; -Формировать правильное звукопроизношение; -Развивать слуховое внимание, образное восприятие; Создавать положительные эмоции у детей; - Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Слайд 3

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ЦЕЛЬ: - Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; -Помогать разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам русских народных сказок, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); - Активизировать словарь; Развивать диалогическую речь; - Развивать правильное звукопроизношение; - Развивать лексико-грамматический строй речи.

Слайд 4

ЗНАКОМСТВО С МАКЕТОМ РУССКОЙ ИЗБЫ, КОЛОДЦА ЦЕЛЬ: - Расширять активный словарь детей; Познакомить детей с особенностями жилища и обустройством двора на Руси; - Развивать образное восприятие; - Воспитывать уважение к обычаям и традициям русского народа.

Слайд 5

ЭКСКУРСИЯ В УГОЛОК «РУССКАЯ ИЗБА» ЦЕЛЬ: -Активизировать словарь детей; -Познакомить детей с предметами народного быта и основными занятиями русских людей; Дать краткие знания о мужской и женской одежде, обуви, головных уборах русского народа.

Слайд 6

РУССКИЙ САМОВАР И ЧАЕПИТИЕ НА РУСИ ЦЕЛЬ: Активизировать словарный запас детей; Способствовать формированию интереса детей к традициям русского народа; - Способствовать созданию положительных эмоций.

Слайд 7

КУБИКИ, РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ, ПАЗЛЫ (ПО СЮЖЕТАМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК) ЦЕЛЬ: Развивать конструктивный праксис; Развивать зрительное восприятие, внимание, память; Активизировать словарь детей; - Развивать связную речь.

Слайд 8

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПЕСЕНКИ, ПЛЯСКИ (согласно плану музыкального руководителя) ЦЕЛЬ: Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, трещотках, погремушках; Развивать слуховое внимание, память; Развивать силу голоса; -Развивать дыхание; Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; Развивать танцевально-игровое творчество.

Слайд 9

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными промыслами; Развивать эстетическое восприятие прекрасного; Учить в рисовании украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи; -Развивать мелкую моторику.

Слайд 10

ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЁМ ЦЕЛЬ : - Расширить знания и представления детей о национальной культуре и традициях народа; - Сформировать представление о народных праздниках; -Активизировать словарь детей.

Слайд 11

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА» ЦЕЛЬ: Сформировать у детей представление о народном празднике –Масленица; Приобщать детей и родителей к активному участию в празднике: учить заклички, потешки, петь песни, водить хороводы, играть в народные игры; Приобщать детей и взрослых к истокам народной культуры, учить уважать; -Традиции русского народа, его историю и язык; -Формировать положительное отношение к празднику.

Слайд 12

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - Активное участие родителей в народных праздниках; Посещение с детьми музеев, выставок народно-прикладного искусства, мастерских народных умельцев; Подбор фотографий, материалов из журналов, интернет- ресурсов по теме; Изготовление с детьми альбомов «Говорят дети» (с рисунками и рассказами детей). Коллекционирование народных игрушек, изделий народных промы слов.



Предварительный просмотр:

«Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим»

                                     В. Шефнер

ПРОЕКТ «ИСТОКИ»

направлен  на формирование познавательного, речевого, нравственного и эстетического развития детей среднего дошкольного возраста с ТНР.

                                             

 Учитель-логопед: Е.Ю. Чегодаева

                                                                     

Цель проекта: Создание условий для освоения детьми средней группы знаний об истории жизни и традициях русского народа.

Задачи:

  1. Коррекционные задачи:
  • Расширение словаря по теме;
  • Развитие лексико-грамматического строя;
  • Развитие звукопроизношения;
  • Развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие конструктивного праксиса.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Приобщать родителей к духовно-нравственному, нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Срок реализации проекта: один учебный год.

Работа с детьми организована на основе перспективного планирования, с учётом следующих принципов:

  • Учёт возрастных особенностей детей;
  • Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер;
  • Проект составлен на основе принципов доступности и последовательности;
  • Проект предусматривает всестороннее развитие детей (познавательное, речевое, нравственное, патриотическое, эстетическое);
  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

Направления проекта:

  • Работа с детьми;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Взаимодействие педагогов (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель).

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

1 этап: Подготовительный.

На подготовительном этапе разработки проекта мы-педагоги группы, задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской культуры. В последнее время, в силу занятости родителей, не у всех детей есть возможность посетить музеи, выставки, познакомиться с бытом, традициями, культурой русского народа.

Работа по теме велась в группе и раньше, однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует особых условий, которые будут способствовать всестороннему развитию детей, помогут ориентировать семью на духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание детей.

Проект помогает решать многие задачи: коррекционные и воспитательные, что является актуальным в условиях логопедической группы детского сада.

Работа в период подготовительного этапа:

-Определение проблемы;

-Обсуждение данного проекта;

-Изучение методической литературы;

-Создание в группе предметной развивающей среды;

-Выявление первоначальных знаний детей о жизни, традициях русского народа;

-Подбор  и обновление иллюстраций, детской литературы, дидактических пособий, оборудования, экспонатов.

2 этап: Практический.

Работа велась по направлениям:

- Формирование различных форм образовательной деятельности;

-Организация дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных игр, театрализованных игр;

-Организация и проведение народных праздников;

-Самостоятельная художественная деятельность;

-Оформление выставки детских работ;

-Изготовление макетов.

-Взаимодействие с родителями и педагогами.

3 этап: Обобщающий.

Включает:

-Анализ проделанной работы;

-Выявление результатов;

-Обобщение опыта работы по теме;

-Планирование дальнейшей работы по теме.

Описание проекта - представлено в презентации.

  • Проект показал высокую практическую значимость в работе с детьми:

Дети овладевают более глубокими знаниями о русском народе, его истории, культуре, языке;

  • У детей совершенствуется: познавательное, речевое, нравственное, патриотическое, эстетическое развитие;
  • Дети умеют различать изделия русских народных промыслов;
  • У детей сформированы простые навыки в области прикладного искусства;
  • Дети знают, народные игры, хороводы, пляски;
  • Знают устное народное творчество: сказки, загадки, скороговорки, потешки, заклички;
  • Знакомы с народными инструментами;
  • Принимают активное участие в народных праздниках;
  • Учатся уважать традиции, культуру, язык русского народа, любить свою Родину.

Проект помог родителям осознать важность формирования у детей знаний о своём народе, быте, традициях, Актуализировать значимость положительного эмоционального опыта через  общение с детьми в ходе совместных игр, занятий.

Методическая литература:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду

    Под редакцией М.А. Васильевой –М.,2004.

2.Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду.-М.,2005.

3.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культур.. -СПб.,1997.

4.Журнал «Дошкольная педагогика»

Под редакцией  Н.В. Нищевой



 

Комментарии

Лариса Владимировна Шилова010157

Тема очень актуальна, обширна .интересна.Сохранить невидимую нить традиций русского народа очень важно. Материал, создающий плодотворную почву для творческого педагога. Приму на вооружение. Спасибо!