Методический аспект развития и коррекции речи дошкольников посредством изобразительной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Серкова Анна Евгеньевна

Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи.

         Большие возможности в преодолении речевых нарушений заключены в развитии творчества в изобразительной деятельности. Именно она позволяет дошкольникам выразить в рисунках, лепке, аппликации свое представление об окружающем мире..

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи.

         Большие возможности в преодолении речевых нарушений заключены в развитии творчества в изобразительной деятельности. Именно она позволяет дошкольникам выразить в рисунках, лепке, аппликации свое представление об окружающем мире.

       Выделяют следующие виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Значение изобразительной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь теснейшим образом связано с развитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками и карандашами обогащает представления детей об окружающих предметах и способствует проявлению умственной и речевой активности. Используя изобразительную деятельность, педагог может определить уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Изобразительная деятельность можно рассматривать не только как один из предпочитаемых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Она подводит дошкольников с нарушениями речи к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Также изобразительная деятельность ребенка в свою очередь знакомит нас с его внутренним миром, его страхами и радостями .

       Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей, имеющих нарушения этой функции. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

       В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и речи у детей с речевым недоразвитием, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды изобразительной  деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации сформируют коммуникативную направленность речи.

       Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Особенно высокие показатели наблюдаются при каждодневном использовании всего наглядного материала, оречервлении всех демонстрируемых действий, предметов, их признаков и закреплении значений.

               Изобразительная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметом. Таким образом, изо – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях, изобразительной деятельность решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т. д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность .    

 Организация и содержание изобразительной деятельности в детском саду компенсирующего вида.

       Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест. Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому занятия следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы более непринужденны. После беседы, чтения, чтения художественного произведения необходим перерыв, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть . Методика развития изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи включает в себя проведение 35 занятий. В неделю проводится одно занятие общей продолжительностью 25-30 минут, что соответствует возрастным особенностям детей. В основу этих занятий положены разработанные ранее методики по изобразительной деятельности (Казакова Т. К. Комарова Т. С. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», которая включает в себя все виды зданий по изобразительной деятельности для каждой возрастной группы, Н. П. Сакулина). Но помимо данной методики, также используются различные журналы, пособия, наглядность и собственная фантазия для увеличения интереса детей к изобразительной деятельности.

Для занятий по изобразительной деятельности используется следующее оборудование и материалы: большой стол для коллективных работ, мольберт, доска для рисования мелом, кисти разных размеров, пальчиковые краски, акварель, гуашь, ножницы, различные материалы для аппликации и коллажей, сангина, восковые мелки, угольный карандаш и много другое.

Развитие творчества у детей с ОНР должно предполагать активизацию творческого потенциала личности. При этом, под изобразительным творчеством детей в соответствии с имеющимися в гуманитарной науке позициями, (Поддъяков, 2000,Матюшкин, 1993, Комарова 1990) следует понимать деятельность по созданию субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта посредством оптимального сочетания изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения

       Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а так же развивать способности в той или иной области деятельности.

       Под методами обучения изобразительной деятельности в детском саду компенсирующего вида понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

       Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.       Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование), то выделяют методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

       

       Наглядный метод включает следующие приемы: рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение за птицами, цветами и т. п., экскурсия в библиотеку, музей и др., демонстрация картин, кино и диафильмов и т.д., знакомство с различными изобразительными материалами .

       Словесный метод включает в себя: тематические беседы, рассказ, объяснение, чтение художественных произведений, анализ и самоанализ детских рисунков. Рассказ, объяснение и беседа являются методами устного изложения знаний педагогом. Рассказ – это повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала. Объяснение – это изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых  понятий, закономерностей и т.д. Обычно сопровождается учебной демонстрацией, вопросами к детям. Беседа – это диалог между педагогом и детьми посредством которого дети  побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала. Суть обучающего характера беседы заключается в том, что дети, конструируя ответы, анализирует и сопоставляет известные факты. Знания углубляются, закрепляются и систематизируются. Применение данных методов – рассказа, объяснения, беседы – позволяет педагогу систематически излагать технические сведения, знакомить с устройством инструментов и приспособлений и т.д. слово педагога оказывает на воспитанников  эмоциональное воздействие, активизирует их практическую деятельность, развивает воображение [31].

Практический метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, и творчества, то есть организация познавательной деятельности детей, путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

            Таким образом,   в своей деятельности педагог использует различные методы и приемы в рисовании, аппликации, лепке, конструировании .

       Система занятий построена с учетом ниже приведенных дидактических принципов.

       Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Здесь необходимо использовать такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

       Принцип наглядности, приобретающий особую значимость для развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. Этот принцип позволяет формировать художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности. Необходимы просмотр картин известных художников, иллюстраторов; наблюдение за природными явлениями.

        Принцип систематичности и последовательности, реализуемый путем постепенного овладения практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения и использовании средств выразительности. Так, на первых занятиях детей учат рисовать пальчиками, делать набрызг, а в конце учебного года знакомят с разными видами монотипии граттажа. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных и прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая тематика занятий ориентирована на изменения в природе и события в социальной жизни.

       Принцип доступности, опирающийся  на психологические особенности детей (недостаточные объем сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологические  недостатки (ограниченный объем движений общей моторик, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания данных недостатков развития необходимы физкультминутки с элементами логоритмики, дыхательная и пальчиковая гимнастика, подвижные игры, привлекательные темы занятий.

При организации занятий следует учитывать так называемую «зону ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности.

        Принцип индивидуализации, учитывающий индивидуально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется в процессе рисования по замыслу при свободном выборе изобразительных материалов и техники изображения.

       Принцип связи речи с психическими процессами, заключающийся в одновременном развитии творчества детей, обогащении и расширении словарного запаса. Для этого необходимы знакомство с новыми изобразительными материалами, нетрадиционными приемами изображения, известными художественными и музыкальными произведениями; развитие связной речи через различные тематические беседы, чтение известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем рисунке и др.

        Принцип деятельностного подхода. Согласно Л. С. Выготскому, развитие высших психических функций успешно осуществляется в различных видах деятельности, которые являются ведущими на том или ином возрастном этапе человека. Это положение является главенствующим в процессе развития творчества у детей с ОНР, в котором ведущим видом деятельности выступает изобразительная .

       Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Применение этих методов и приемов способствуют не только развитию творчества у детей с общим недоразвитием речи, но и динамическому изменению речи, повышению проявления самостоятельности в повседневной жизни, эмоциональной отзывчивости, индивидуальности.

  Активизация лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

       Умение различать, выделять, а затем и правильно произносить составные (звуковые и морфологические) части слова активизирует накопление словаря. Следовательно, преодоление общего речевого недоразвития обеспечивается единством и взаимодействием в развитии всех сторон речи, ее лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя.

В большинстве случаев неговорящие дети с большим нежеланием и осторожностью включаются в речевое общение – совершенно новый для них вид деятельности. Боясь употребить неправильно слова, неотчетливо их произнести, они часто предпочитают отмалчиваться или отвечают на речь действиями, жестами. Этот момент в педагогической работе с неговорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить желание общаться с помощью слова. В этом отношении продуктивными на первых порах могут быть только такие занятия, которые захватывают чувства ребенка. Так, если заставлять его просто повторять за логопедом какое-либо слово («Это книга. Скажи: книга»), то можно вовсе не добиться результата, но если дать предмет в руки и предложить действовать с этим предметом (рассмотреть новую книгу с красочными иллюстрациями, найти в ней изображения определенных предметов, сравнить что-либо и т.д.), то у ребенка возникает естественное желание поделиться результатами своей работы или своих наблюдений.

        Такие побуждения в процессе деятельности детей, как: «Кто найдет? Кто подметит? Кто сделает? Кто сделает быстрее? лучше? красивее? аккуратнее?» и т.д., активизируют детей и побуждают к высказываниям.

Замечания по поводу неправильно выполненного задания или употребленного слова должны быть очень осторожными, их цель не порицать ученика, а вызвать желание поправить положение.

В дальнейшем, когда речь более или менее разовьется, в процессе учебной работы дети начнут говорить не только по желанию, но и в силу необходимости отчитаться в усвоенных знаниях .

       Активная речь формируется постепенно, на основе понимания слышимой речи. Основная задача на первых этапах обучения – «научить разговорной речи по поводу знакомых событий и подвести к несложным описаниям предмета, явления, события .

       Вначале происходит как бы односторонний разговор, когда речью пользуется педагог, а ребенок отвечает на речь действием, выполнением заданий или другой какой-либо реакцией, указывающей на понимание сказанного.

       С накоплением словаря, пусть даже элементарного, необходимо, чтобы дети включались в беседу, в которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами или действиями. Постепенно объем разговорной речи расширяется, однако без специальной работы над словом, грамматическим строем, произношением и звуковым анализом развитие устной речи будет продвигаться очень медленно .

         На занятиях изобразительной деятельностью детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки.

        Также можно использовать прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты и т. д.

     У детей с нарушением речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка-логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого.

«яблоня»:  карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а ребенок приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки;

«магазин» рисуют многочисленные полки, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами.

« зоопарк»: на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно «накормить, напоить зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды и т. д.

       Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Изобразительная деятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.          Названия предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит, рассказ о создано изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и, что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса.

        В изобразительной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картинку связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и оречервляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог .              

Необходимо специально воспитывать детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначают детям выделять в предметах их признаки. Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль    взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки.      

 Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения.

Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки.              

         Таким образом, слово помогает осмыслению процесса изображения. На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенно подготовку все более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или сочетанием сменяется построением предложений разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных – сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения .

       Также мы выяснили, что на занятиях по изобразительной деятельности важным моментом в активизации лексического запаса становится создание развивающей среды (разнообразный стимульный материал, сочетание различных методов и приемов, позволяющих активизировать словарный запас, а также скорректировать и развить психологическую сферу детей, имеющих нарушения речи).

Список литературы:

  1. Белова –Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова –Давид. – М.: Просвещение, 1972. – 230с.
  2. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: межвузовский сборник трудов / В. П. Глухов; под ред. Л. И. Беляковой и др. –  М.: МГПИ, 1985. -145с.
  3. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко /  Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 52-59.
  4. Дьяченко, О. М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] /О. М. Дьяченко / Вопросы психологии. – 1987. – №1. – С. 44-51.
  5. Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2007. – 544с.
  6. Комарова, Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т. С. Комарова  / Дошкольное воспитание. – 1990. – №6.—С. 12-15.
  7. Краузе, М. П. Дети с нарушениями развития: Психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. – М.: Академия, 2006. – 208с.
  8.  Левина, Р. Е. Основы теории и практики. [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 173с.
  9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 1998. –  630с.
  10. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 304с.
  11. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А Пономарев; под ред.А. Н. Леонтьева. М.: АПН РСФСР, 1960. – 352с.
  12. Рыжова, Н. В. Развитие творчества у детей с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности / Н. В. Рыжова / Монография. – Ярославль, 2011. – 299с.
  13. Рыжова, Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР: Библиотека журнала «Логопед– М.: Творческий центр, 2009.
  14. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1982. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Опыт работы по теме:«Развитие художественно- творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности» в средней группе

Опыт работы по развитию художетвенно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности....

Методическая разработка "Развитие навыков общения у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить не только  темп развит...

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Проект: «Развитие речи младших дошкольников посредством изобразительной деятельности»...