Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке будет описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предлагаемая методика представляет собой модификацию традиционных и новых методов и приемов работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза (Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Ткаченко, Е. В. Новикова и др.). Нами подобран и систематизирован комплекс дидактических игр и упражнений, занимательных заданий по данному направлению.

Цель коррекционной работы: подготовка к обучению грамоте.

Задачи: 1) овладение произношением звуков на основе четких кинестетических и слуховых ощущений; 2) развитие фонематического восприятия; 3) последовательное развитие навыков звукового анализа и синтеза; 4) формирование звуко-буквенных связей; 5) овладение терминологией – «слово», «слог», «звук», «буква».

Коррекционная работа проводится параллельно как на  индивидуальных так и фронтальных логопедических занятиях. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по коррекции звукопроизношения. Фронтальные занятия проводятся с подгруппой детей 2 раза в неделю. Необходимым условием является проведение занятий на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Постепенно включаются поставленные в ходе индивидуальной работы звуки.

Выделим этапы коррекционной работы и раскроем ее содержание.

I этап – активизация слухового внимания и слухового восприятия.

На подготовительном этапе необходимо приучать детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Проводятся игры и упражнения на материале неречевых звуков и ритмов, которые активизируют внимание, развивают слуховое восприятие и память.

Дидактическая игра «Кто позвал»

Дети встают в круг. Водящий отворачивается и угадывает по голосу, кто его позвал. Усложнить игру можно тем, что каждый по очереди кричит «Ау», а водящий отгадывает.

Дидактическая игра «Близко - далеко»

Детям предлагается послушать, как мяукает котенок (лает собачка, квакает лягушка и т.д.), запомнить. Определить на слух далеко или близко. Усложнить игру можно, предложив мяукать жалобно, дрожа, замирая и т.д. Аналогично можно слушать гудок парохода, поезда, автомобиля.

Дидактическая игра «Музыкальный оркестр»

В этой игре мы  используем  разнообразные музыкальные инструменты (можно в записи). Дети прослушивает, затем отгадывают, кто из музыкантов играет в оркестре.

Дидактическая игра «Три медведя»

Дети должны узнать по голосу, кто из персонажей произносит фразу. Аналогично на материале других сказок, потешек.

Широкое применение находят упражнения на воспитание чувства ритма, которые можно проводить в форме дидактической игры «Телеграф»: 

- прослушать изолированные удары (хлопки,  стук, топот) – определить количество ударов путем показа карточки с записью ритмического рисунка (/, //, // и т.д.);

- прослушать серии ударов и показать карточку;

- прослушать удары длительные и короткие, громкие и тихие ( ___ _ _; _ _ _ ____; та-ти, ти-та, та-та, ти-ти, та);

- отстучать по подражанию изолированные удары, серии ударов по карточке, схеме;

- выполнить движения (прыжки, приседания, хлопки) в соответствии с количеством услышанных ударов;

- отхлопать или отстучать удары по предъявленной карточке.

На данном этапе необходимо постепенно приучать детей вслушиваться в звучание слова. Для этого предлагаются следующие упражнения: «Хлопни в ладоши», «Будь внимательны», «Ушки-слушки». Варианты выполнения задания могут быть такими:

а) показать детям картинку предмета и произнести «тумага-пумага-бумага-пумака». Дети хлопают в ладоши, когда звучит правильный вариант. Вначале подбираются легкие слова, затем более сложные. Усложнить задание можно за счет введения зрительного символа («Светофор»). Поднять красный кружок, когда неверный вариант, а зеленый – при правильном произнесении. Это требует от детей большого внимания.

б) выставляются картинки, названия которых похожи по звучанию (рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, сом). Назвать 3-4 слова в определенной последовательности. Дети расставляют картинки в названном порядке.

В дальнейшем в подобные игры и упражнения начинаем вводить слоги. Повторяются слоговые ряды (на-на-па-на; па-па-па-ба), а дети должны услышать лишний слог. Слоговые ряды также можно повторять отраженно, с выделением ударного слога. Использовать слоги разные по составу: прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных.

Дидактическая игра «Веселый старичок»

В данной игре используется  стихотворение:

Жил на свете старичок маленького роста,

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Предлагает детям послушать смех, для чего произносит слоговые ряды с выделением ударного (Ха –ха –ха, ха – Ха –ха и т.д.). Дети воспроизводят.

Использование таких заданий позволяет дошкольникам научиться вслушиваться в звучание слова, хорошо чувствовать ритмико-интонационную структуру слова, что позволит осознанно подойти к слухо-произносительной дифференциации фонем и элементарному анализу.

II этап – развитие фонематического восприятия, формирование простых форм звукового анализа.

Первоначально работа проводится в ходе уточнения артикуляторной основы сохранных и более простых в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`]. А в дальнейшем добавляются поставленные и автоматизированные на индивидуальных занятиях звуки.

Проводится последовательная работа по уточнению артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения и осуществляется простой анализ – выделение звука на фоне слога, узнавания звука в различном звуковом окружении.

Дидактическая игра «Внимательные ушки»

На примере выделения звука [б]. Даем инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.

Дидактическая игра «Сигнальщики»

На примере звука [с]. Сначала слуховой образ звука [с] сравниваем с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносим слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д. Инструкция: «Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара,  [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Когда каждый звук отработан достаточно хорошо, проводится при необходимости его дифференциация со смешиваемыми звуками.

Дидактическая игра «Чудо-дерево»

Предлагаем детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Дидактическая игра «Звуковое лото».

Раздаем детям цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук, и даем задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Дидактическая игра «Помоги Незнайке»

На наборном полотне перед детьми - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, шар, сумка, машина, утка, лошадка, тигр, шуба, лапа, шляпа, топор, мышка, дерево.

Предлагаем детям рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук [ш]. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.

Когда каждый звук отработан достаточно хорошо, проводится при необходимости его дифференциация со смешиваемыми звуками. Последовательность дифференциации в соответствии с возрастными закономерностями следующая:

- дифференциация гласных;

- дифференциация твердых и мягких согласных;

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Непосредственно обучение анализу начинается с гласных звуков.

Ударные гласные узнаются детьми гораздо легче, чем безударные. Они легче выделяют их из начала слова, чем из его конца или из середины. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у), болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звук внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Используются упражнения:

- просим ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга;

- дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо;

- дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако;

- детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]).

Работу по выделению согласных звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков. Прежде всего, уточняем артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание детей на звучание, характерное для данного звука. После чего предлагаем определить наличие или отсутствие звука в ряду звуков, слогах, словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Детям предлагаются слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Дидактическая игра «Послушай и назови»

Называем слова и просим ребенка назвать первый или последний звук (кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.)

Дидактическая игра «Рыболовы»

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове (дом, кот, рак и др.).

Игра «Веселый поезд»

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

Дидактическая игра «Утенок гуляет»

Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Объясняем, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива. Аналогично можно использовать любые игрушки (мячик катится, ежик идет).

Легче всего из начала слова выделяются щелевые и сонорные звуки, как более длительные. Определение конечного согласного в слове осуществляется успешнее, когда в конце слова взрывной звук.

Простой звуковой анализ осуществляется в трех вариантах: по слуху, после самостоятельного произношения, на основе слухо-произносительных представлений.  

Действие считается усвоенным, если дети могут выполнять его в умственном плане. Для этого необходимо помнить о поэтапном формировании умственных действий (по П.Я. Гальперину, Д.Б. Эльконину), согласно чему, всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с предметами (материальная основа действий); освоений действий в плане громкой речи (проговаривание); перенос действия в умственный план.

В работе с дошкольниками широкое применение находит метод моделирования. К средствам наглядного моделирования относятся зрительные символы гласных и согласных звуков, графические схемы, фишки, полоски, домики, карточки для обозначения звукового и слогового состава, языкового анализа предложений.

Так, например, в работе с гласными можно брать геометрические формы, которые соответствуют положению артикуляции губ во время произнесения гласных звуков (по Т.А. Ткаченко). Хорошо задействовать цвет при обозначении звуков: гласные – красный цвет, согласные твердые - синий цвет, согласные мягкие – зеленый цвет. Для анализа использовать звуковые линейки, цифровой ряд. Это могут быть «движущиеся» модели: например, мячик катится по линеечке в зависимости от местоположения звука. Для осознанного усвоения слогового состава слова можно использовать домики с окошками. Слова – это домики, в  домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога – два окна, если три слога – три окна и т.д.

При обучении звук связывается с соответствующей буквой, формируются звуко-буквенные связи, начинается обучение слогослиянию, чтению. Однако, следует учесть, что в работе с дошкольниками необходимо акцентировать работу на звуках, ни в коем случае не спешить с ориентацией на букву.

На протяжении всей работы идет  введение  понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки. При формировании каждого навыка (по мере усложнения) необходимо использовать не менее 15-20 слов.

После усвоения детьми форм простого анализа переходят к следующему этапу работы.

III этап – формирование сложных форм звукового анализа.

Последовательный, количественный и позиционный анализ следует начинать с гласных. Именно на материале  гласных детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.

Детей обучают четко артикулировать каждый звук, а затем определять их количество и последовательность. Используются  задания по звуковому анализу цепочек гласных.

Дидактическая игра «Отгадай и назови звуки»

Произносим два гласных (ау, уа, аи, иа, иу, уи, ао, оа), затем увеличивает цепочку (ауу, уау, аауу, уаауа). Предлагается выполнять задания:

- назови первый звук

- назови последний звук

- сосчитай

Дидактическая игра «Слушай и складывай»

У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Произносим слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают.

Далее в работу включаются согласные звуки. Первоначально производят звуковой анализ обратных слогов, типа: ок, ук, ак. Далее проводится синтез обратного слога (договаривание): а + п, у+т, о+к.

С детьми отрабатывается алгоритм:

а) интонационное выделение каждого звука;

б) выделение первого гласного;

в) выделение последнего согласного;

г) полный анализ слога, обозначение фишками, связь с буквой.

Дидактическая игра «Живые звуки»

Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Произносим слияние гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги. Далее предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ок – сок, ук – сук, ак – мак, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове. В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухо-произносительным представлениям.

Параллельно с анализом проводится синтез слогов, слов.

В начале обучения сложным формам анализа обязательно дается картинка в качестве опоры. Анализ проводится со вспомогательными средствами (моделирование), которые служат контролем выполнения задания. Это может быть работа со звуковой линейкой. Демонстрируем предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков. Аналогично с цифровым рядом. Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука». Затем дети определяют место заданного звука, указывают предыдущий и последующий звуки.

Используются разнообразные игры и упражнения, включается занимательный материал (кроссворды, ребусы). Одновременно развиваются процессы анализа и синтеза.

Дидактическая игра «Послушай и назови»

Показываем картинку (называем слова) и просим ребенка назвать последовательно звуки: кот, дым, мак,  рука, кошка, собака и т.д.

Игра «Пирамида»

Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Раздаем детям предметные картинки и предлагаем их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех. Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп и др. Аналогично проводится игра «Новоселье».

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

Называем звуки слова (к, о, т). Дети называют целое слово.

Дидактическая игра «Собери слово»

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сонключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

- односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

- трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Переходить к следующим заданиям следует после усвоения предыдущих упражнений. На занятиях может также закрепляться лексический материал, отрабатываться структура предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

 В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

 В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи

Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...

Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:—Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНРЗАДАЧИ РАБОТЫ:—Проанализировать логопедическую, психо...

Статья. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников....