Практический семинар - тренинг для воспитателей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ильина Юлия Валерьевна

Практический семинар-тренинг "Поощрение и наказание ребёнка в семье" предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Содержит практические задания для педагогов, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар - тренинг для воспитателей

«Поощрение и наказание ребёнка в семье»

«Наказание – очень трудная вещь,

оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.

То же самое можно сказать и в отношении поощрения».  

А.С.Макаренко

Актуальность

        Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, воспитателей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому, взаимодействие детского сада с семьёй является одним из важнейших направлений в организации целостного педагогического процесса.

Одним из факторов социального неблагополучия семей является неполная семья, безработные родители, неблагоприятное материальное положение, нестабильные жилищные условия и несоблюдение родителями правовых норм детей.  С целью определения социального статуса семей в нашем дошкольном образовательном учреждении мною был проведён анализ социального паспорта ДОО.  Анализ показал, что детский сад посещает  248 семей. Большинство детей воспитываются в неполных семьях (43 семьи –                17 %, в них воспитывается 60 детей), процент многодетных семей составляет 13 % (32 семьи, в них – 106 детей), малообеспеченные семьи имеют статус 11семей, что составляет 4,4 % (в них воспитывается 21 ребенок), четыре семьи – 1,6 %, в которых один или оба родителя инвалиды и с детьми-инвалидами.

Так как, в детском саду процент семей находящихся в зоне риска составляет 36, в дошкольном образовательном учреждении функционирует уполномоченная служба, целью которой  является работа с семьями воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; с семьями находящихся на ранних этапах семейного кризиса, с семьями нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; о выявлении признаков нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Одним из значимых направлений в работе с семьёй уполномоченной службы - просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Работа строится на основе изучения следующих правовых документов: Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Декларации о правах ребёнка (10 принципов)», «Конвенции о правах ребёнка».

Согласно требованиям Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст.8); ребёнок имеет право выражать собственное мнение (ст. 13); ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения (ст. 19); родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка (ст. 18).

        В рамках работы уполномоченной службы составлен план работы по осуществлению профилактики социального сиротства, организации работы с семьями несовершеннолетних на ранних этапах кризиса. Взаимодействие членов уполномоченной службы представлено в схеме № 1.

Схема №1. Взаимодействие членов уполномоченной службы ДОО

Функция педагога-психолога в рамках работы уполномоченной службы ведется по следующим направлениям:

- работа с педагогическими работниками по осуществлению профилактики социального сиротства;

- работа с семьями несовершеннолетних на ранних этапах кризиса и с неблагополучными семьями по предупреждению нарушения прав детей в семье;

- работа с воспитанниками ДОО.

В рамках данной работы мною был  разработан семинар-тренинг для педагогов: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

        Цель – повышение уровня осведомлённости воспитателей по проблеме поощрения и воспитания детей в семье.

        Задачи:

  1. Обучить воспитателей использовать в своей работе методы поощрения
  2. Познакомить воспитателей с приемами построения взаимоотношений родителей и детей в семье.
  3. Формировать у воспитателей правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.

Ход проведения практического семинара-тренинга

Необходимые материалы: мягкая игрушка «цветок», магнитная доска, листы А 4, фломастеры, цветные стикеры, клей, ножницы, картинки, вырезки из журналов, газет, листы газеты, запись весёлой музыки, игрушка-таймер (песочные часы, будильник), картинки с изображением чемодана, мусорной корзины, мясорубки.

Вводная часть

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную проблему, связанную с мерами поощрения, а бывает, и наказания в воспитании детей в семье. Прежде чем начать, давайте поприветствуем и скажем друг другу комплименты.

Упражнение  «Комплименты»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы

Инструкция: участники сидят в кругу. Педагог-психолог передает мягкую игрушку «цветок» следующему участнику, приветствует его и говорит при этом ему комплимент. Обмен комплиментами происходит в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество)» и «цветок» передается следующему участнику. И так по кругу, пока все педагоги не скажут друг другу комплименты и «цветок» не возвратится ведущему.

         Напрмер:

-  Ольга Анатольевна, здравствуйте, вы такой добрый человек!

- Да, это так. А еще я ответственная!

-  Мария Сергеевна, добрый день, у вас такие красивые глаза!

Педагог-психолог: Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:

  • Открытое общение
  • Активность и юмор
  • Безоценочное суждение
  • Добровольное участие
  • Взаимоуважение

Основная часть

Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: получить как можно больше новых, оригинальных идей. Идеи записываются на доске, обобщаются, анализируются, оцениваются.

Педагог-психолог: Как Вы думаете, кому труднее живется в семье родителю или ребенку? Почему? (ответы воспитателей). Да, ребенку, его постоянно оценивают, им командуют, не всегда считаются с его интересами, увеличениями, желаниями.

Что такое семья для ребенка? (ответы воспитателей)

Для ребенка семья — это его эмоциональный тыл. Малышу нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами.

Воспитание ребёнка складывается не только из положительных моментов, но и из отрицательных. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.

Мини лекция «Что такое наказание?»

Давайте разберемся, что же такое «наказание».

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. К сожалению, бывает так: если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Рассмотрим основные виды наказаний:

  1. Словесное наказание – это угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д. Трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое? 

«Ты – высказывания»  - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается. 

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

Упражнение «Я - высказывания, ты – высказывания»

Цель: научить формулировать «Я» - сообщения в повседневном общении с детьми, родителями, педагогами.

Инструкция: группа делиться на две команды по цветным стикерам. Первая команда – жёлтые, вторая – зелёные. Первой команде предлагается составлять «Ты» - высказывания, а вторая команда должна как можно быстрее заменить их на «Я» - высказывания. Потом команды меняются местами.

«Ты» - сообщения

«Я» - сообщения

Ты опять в садике себя плохо вёл?

Меня расстраивает твоё плохое поведение

Почему ты не убрал игрушки в комнате?

Я думала мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно

  1. Физическое наказание – это шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д. Для одних родителей физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

Упражнение «Закидай газетой»

Цель: раскрепощение, снятие напряжения в группе.

Инструкция: участники остаются в двух командах. Командам раздаются листы газеты, которые они должны скомкать, смять. Участники строятся в две линии напротив друг друга. Задание командам – пока звучит музыка участники кидают комки газеты на сторону соперника, стараясь, чтобы на соей половине было как можно меньше комков. Как только музыка прекращается – подсчитывается количество комочков на обеих сторонах команд. Упражнение проводится 2-3 раза.

  1. Наказание изоляцией - стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения.

        Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Притча о медведе в тесной клетке

Педагог-психолог: Предлагаю послушать притчу о медведе в тесной клетке.

        «В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый, а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

        Вопросы для обсуждения:

        - Что бы вы чувствовали на месте этого медведя?

        - Имеет ли

Упражнение «Ленточки»

Цель: подвести к осознанию связи между родительскими запретами и поведением ребенка.

Инструкция: педагог-психолог выбирает из группы двух участников. А сейчас пре представьте,  что один из вас – ребенок, которому уже больше года, любопытный и активный (обращаясь к одному из воспитателей), а другой (обращаясь к другому воспитателю) – его мама или папа, которые, естественно, любят своего ребенка и стараются сделать для его блага все возможное. Однако мама беспокоится за малыша. Он уже начал ходить. Вот вышли они гулять на улицу, мама стала переживать: вдруг малыш убежит, что она будет делать? И из любви к своему ребенку мама завязывает ему ножки ленточкой, чтобы он не убежал далеко (воспитателю, выполняющему роль мамы или папы ребенка, предлагается завязать ленточку на щиколотках «ребенка»). И все это делается исключительно из любви к нему!

Далее, поскольку ребенок подрастает и начинает все хватать, мама, опять же из любви к нему и во благо, завязывает ему ленточки на руках. Вдруг малыш возьмет что-нибудь не то. Потом завязывает ребенку глаза – чтобы не увидел ничего лишнего, затем рот – чтобы не сказал ничего лишнего. Через какое-то время ребенка пора отдавать в сад, и мама повязывает ему ленточку на шею, с тем, чтобы отдать свободный конец другим взрослым, которых он должен будет слушаться. Еще ребенку завязывают уши, чтоб он, не дай Бог, не услышал ничего лишнего; когда он подрастает и начинает выражать много чувств, ему завязывают грудь, позже, когда проявляется интерес к сексуальной сфере – ему завязывают ленточку на бедрах. Чтобы все держать под контролем, мама привязывает свою руку к руке ребенка.

        Далее идет обсуждение данного упражнения.

        Вопросы к «ребенку?»

         - Что чувствует ребенок, находясь в таком положении?

        - Какая ленточка вам больше всего мешает?

         - Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему?        Таким образом, прежде чем осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно «проигрывает» его, иногда даже сам не замечая об этом. Получая какой-либо запрет, мы все равно мысленно «прокручиваем» запретное действие, чтобы понять, что этого делать нельзя.

эта история какое-либо отношение к данной теме семинара-тренинга?

4. Наказание трудом - или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением.

        «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр.   Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

        Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?». Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Изготовление памятки «Родительские запреты»

Цель: помочь воспитателям разграничить запреты для детей при помощи цветовых зон.

Инструкция: участники объединяются в мини-группы или остаются в двух командах. Каждой команде раздается листы А 4. Лист делится на четыре зоны: зелёная, жёлтая, красная и оранжевая. Каждая зона – определённые родительские запреты, которые дети должны соблюдать. Участники должны сделать памятку «Родительские запреты», используя вырезки из журналов, газет, нарисовать что-то своё, а затем представить их.

        Зелёная зона – всё то, что ребёнок может делать по собственному усмотрению или желанию, т.е. то, что в отношении чего ребёнок имеет полную свободу выбора (куда пойти, чем заняться, с кем дружить). Читать книги, выбирать друзей, проявлять свои чувства, рисовать, ходить в туалет

        Желтая зона - действия ребенка, относительно которых ему предоставляется ограниченная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Можно гулять одному, но только во дворе. Можно ходить по лужам, но только в резиновых сапогах. Можно рисовать, готовить, но только в фартуке. Можно смотреть телевизор, но до определенного времени.

        Оранжевая – некоторые обстоятельства вынуждают родителей нарушать установленные правила. Не приветствуются, но допускаются. Можно поесть сладкого в свой день рождения. Можно посидеть за компьютером, телевизором в выходные дни. Можно скушать конфеты после каши

        Красная зона – действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Категорически нельзя, где нет исключений. Нельзя совать пальцы в розетку, открывать дверь чужим людям. Разговаривать и уходить с незнакомыми.

Мини лекция «Что такое поощрение»

        Педагог-психолог: Рассмотрим  метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

        В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

        Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

        Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.

Упражнение «50 способов похвалить ребенка»

Цель: показать педагогам как можно разнообразить выражения одобрения ребенку, поддержать его, укрепляя его самоуважение, самооценку и уверенность в собственных силах.

Инструкция: участники сидят в общем кругу и быстро передают игрушку-таймер  друг другу, называя при этом, как он будет хвалить ребёнка. Если педагог затрудняется ответить, таймер звенит и участник выходит из игры. Побеждает тот, кто смог придумать как можно больше слов поощрений для ребенка.

Заключительная часть

        Педагог-психолог:        Уважаемые педагоги, думаю, что тема, затронутая сегодня, не оставит вас равнодушными и заставит задуматься о том, стоит ли наказывать ребёнка; что считать проступком, а что нет; какой вид наказания оправдывает цель вашего поведения.

        

Помните, наказание не должно:

•    Вредить здоровью

•   Употребляться в сомнительных случаях

•    Быть унизительным

•  Быть  страшным для ребенка (ребенок должен боятся  не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно:

•     Применяться один раз за один проступок

•  Следовать    сразу    за    проступком,    а    не    отсрочено    и сопровождаться прощением

•     По серьезности соответствовать проступку

Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»

Цель: рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.

Инструкция: на магнитную доску вешается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. У каждого педагога на столе лежит набор цветных стикеров. На желтом стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы в группе на семинаре-тренинге, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На красном стикере – то, что показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.

Зелёный стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе.  Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить»  отправлялось в лист «мясорубка». Листочки пишутся и приклеиваются к нужному плакату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрения и наказания ребёнка в семье

наказание-очень тудная вещь....

Консультация для родителей на тему: «ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ».

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье?».        Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда играет. Поощр...

Консультация для родителей: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Консультация для родителей: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...

Консультация для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Тема нашей сегодняшней консультации «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо использу...

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления....