Главные вкладки

    Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Зарубежные и отечественные методы  диагностики развития детей младенческого и раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_psihich_protsessov.docx16.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет.

    Первые три года жизни являются чрезвычайно важными и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

    В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям. направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их причины и природу, с тем чтобы предпринять соответствующие корригирующие меры.

    В настоящее время существует несколько подходов к диагностике психического развития маленьких детей - как в западной, так и в отечественной науке.

    Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста.

    В зарубежной психологии диагностика развития маленького ребенка осуществляется преимущественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений, соотносимой с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определенном возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами).

    Тесты для раннего возраста, как правило, построены по типу шкалы (например, Шкала умственного развития Бине - Симона или Шкала умственного развития Станфорд - Бине). Такие методики включают определенный круг нормативов - критериев, являющихся опорой для оценки психического развития ребенка в различных сферах (сенсорики, моторики. эмоционального общения, речевого развития). Оценка уровня развития основана на успешности выполнения нормативного задания или обнаружении той или иной способности (например. движение по направлению к предмету и хватание его).Нормативы соотносят с возрастом обнаружения данной способности в репрезентативной выборке детей. На основе сопоставления "психического" и "хронологического" (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка.

    В отечественной науке первые методики нацеленные на диагностику развития детей младенческого возраста разрабатывались в 20 -30 годы 20 столетия. В то время в изучении развития ребенка младенческого возраста

    доминировал рефлексологический подход, с позиции которого психические проявления рассматривались как отражение определенных этапов созревания нервной системы. Поведение ребенка трактовалось как цепочка разрозненных или взаимосвязанных реакций. Н. М. Щелованов впервые сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга создает возможность появление тех или иных реакций, а факт их возникновения обусловливается соответствующими воспитательными воздействиями. Психическое развитие с этих позиций сводилось к последовательному появлению отдельных групп рефлексов.

    Сходные основания были положены для диагностики нервно - психического развития детей развития детей 2 и 3 года жизни. разработанной Печорой К. Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г. При выявлении уровня нервно - психического развития ребенка оцениваются: понимание речи и активная речь, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование навыков самостоятельности и изобразительной, конструктивной деятельности. Авторами разработаны показатели этих направлений: помесячно - на 1 году, поквартально - на 2 году, по полугодиям - на 3 году.

    За подобными показателями скрывается определенный взгляд на ребенка как на определенный стандарт, все дети должны обладать жестко фиксированным набором умений в определенном возрасте, в противном случае констатируется "отклонение в развитии" .

    Еще одну диагностику составила Баженова О.В. Она выделила следующие характерные признаки активного поведения младенца по отношению к предмету и взрослому. По отношению к предметам: сосредоточение внимания на проблемной ситуации, устойчивая ориентировочно - исследовательская деятельность, сложная предметно - манипулятивная деятельность и т.д.

    По отношению ко взрослому - использование доречевых средств общения с целью организации и управления поведением ухаживающих за ним взрослым.

    Недостаток диагностики: громоздкость диагностики затрудняет ее использование. Диагностика Стребелевой Е.А. (1994) на основе теоретического и методического подхода шкалы Л.А.Венгера. Это серия из 10 методик , направленных на определение умственного развития детей от 2 до 3 лет. Исходной являются положение культурно - исторической концепции о ведущей деятельности и зоне ближайшего развития, принимая во внимание , что ведущей деятельностью  в раннем возрасте является предметная и основным способом усвоения  общественного опыта является совместная деятельность со взрослыми. Стребелева выделяет основные параметры умственного развития ребенка: принятие задания ребенком, способы выполнения задания. обучаемость в процессе обследования, отношения ребенка к результату своей деятельности.

    Каждое задание оценивается по 4 -х бальной системе.

    Положительное :выявление зоны ближайшего развития дает возможность специалисту наметить конкретные пути коррекционной работы.

    Недостаток: узкий диапазон как по возрасту, так и по предмету диагностики ( умственное развитие).

    Итог.

    Все диагностики (отечественные и зарубежные) рассматривают лишь отдельные, изолированные линии развития, такие как моторика, сенсорика, умственное или эмоциональное развитие. Причем эти линии выступают как равнозначные, рядоположенные. При этом не выделяется главного стержня развития, определяющего его направление и его перспективу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ...

    Памятка для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ

    Памятка для родителей ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ ОТ  ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ...

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

    ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ  ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ....

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

    ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ  ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ....

    Диагностика психического развития детей 3-4 лет

    Диагностика психического развития детей 3-4 лет. Предназначена для работы педагога- психолога в ДОУ...

    Памятка для родителей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ»

    Расширить знания родителей о возростных особенностях психических развитий детей от двух до трех лет....

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ

    1. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.2. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать  названия окружающих предметов, учатся выполнять  простые сл...