Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Якунина Валерия Александровна
    Рекомендации для родителей при проведении артикуляционной гимнастики с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_artikulyatsiya.docx358.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей

    «Артикуляционная гимнастика – это весело,

    полезно и интересно»

    Цели:

    1. Приобщить родителей к образовательному процессу.
    2. Ознакомить с методами и приемами обучения детей.
    3. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей с ТНР. G:\DCIM\101D5100\_DSC0876.JPG

    Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи  язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

    Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.

    Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата.

    Артикуляционная гимнастика проводится:

    - в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;

    - в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    - с родителями дома.

    В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить наиболее значимые:

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.

    2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.

    3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

    4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

    5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.

    6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

    Чтобы добиться желаемого результата, необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы:

    • выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
    • упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
    • вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
    • комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений;
    • проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
    • удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
    • следить за качеством выполнения упражнений;
    • желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
    • не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.

    Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

    1. «Окошко».

    Ротик широко открыт,

    Язычок спокойно спит.

    Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

    Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

    1. «Чистим зубки».

    Зубы верхние – смотри:

    Чищу «чашкой» изнутри.

    Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

    Ходит «горка» влево – вправо,

    Чистит зубки очень браво.

    Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

    Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.G:\DCIM\101D5100\_DSC0870.JPG

    1. «Месим тесто». 

    А теперь уж не зубами –

    Я пошлепаю губами:

    «У быка губа тупа,

    Па-па-па, па-па-па».

    Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

    • пошлёпать губами кончик языка;
    • пошлёпать губами середину языка;
    • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
    1. «Чашечка».

    Улыбаюсь, рот открыт:

    Там язык уже стоит.

    К зубкам подняты края –

    Вот и «чашечка» моя.

    Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

    Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

    1. «Дудочка».

    Я слегка прикрою рот,

    Губы – «хоботом» вперед.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у-у-у.

    Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.G:\DCIM\101D5100\_DSC0881.JPG

    1. «Заборчик». 

    Широка Нева-река,

    И улыбка широка.

    Зубки все мои видны –

    От краев и до десны.

    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

    Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    1. «Маляр».

    Язык – как кисточка моя,

    И ею нёбо крашу я.

    Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

    1. «Грибочек».

    Широко открою рот,

    Будто щелкну я вот-вот.

    Присосу язык на нёбо,

    Челюсть вниз – и вся учеба.

    Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

    1.  «Киска».

    Широко раскрою рот,

    «Горку» выведу вперед.

    И, назад отодвигая,

    Я ее не разрушаю.

    Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

    1. «Поймаем мышку».

    «Горкой» выгну язычок,

    Пожую ему бочок:

    Левый, правый, оба сразу

    Я жую как по заказу.

    Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

    Описание: Улыбнуться, спеть: «а-а-а» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

    1.  «Лошадка».

    Рот широко открываю,

    К нёбу язык прижимаю.

    Прыгает вниз язычок.

    И раздается щелчок.

    Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

    1. «Пароход гудит».

    Вывожу язык вперед,

    Закушу его – и вот:

    «А» тяну – и к нам идет

    Белый-белый пароход.

    Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

    Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «а-а-а» («пароход гудит»).

    1.  «Слоник пьет».

    Я слегка прикрою рот,

    Губы – «хоботом» вперед.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у-у-у.

    Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

    Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». «Набирать водичку», слегка при этом причмокивая.

    1. «Индюки болтают».

    Широко открыт мой рот,

    Язычок – назад – вперед.

    Лижет «чашечкой» губу

    И «болбочет» на бегу.

    Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

    1. «Орешки».

    Языком давить стараюсь,

    В щеку сильно упираюсь.

    Раздалась моя щека,

    Как мешок у хомяка.

    Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

    Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

    1. «Качели».

    «Чашкой» вверх

    И «горкой» вниз

    Гнется мой язык –

    Артист!

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

    1.  «Часики».

    Влево-вправо кончик ходит,

    Будто места не находит.

    Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

    1. «Блинчик».

    Поперек улыбки лег –

    Отдыхает язычок.

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

    1. «Вкусное варенье».

    Как будто варенье лежит на губе –

    Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

    Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

    1.  «Шарик».

    Вот толстяк – надуты щеки

    И, наверно, руки в боки.

    Вот худышка – щеки впали:

    Видно, есть ему не дали.

    Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

    Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

    1. «Гармошка».

    Присосу язык на нёбо,

    А теперь смотрите в оба:

    Ходит челюсть вверх и вниз –

    У нее такой круиз.

    Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

    Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

    1.  «Барабанщик».

    За зубами в бугорок

    Бьёт широкий язычок.

    Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

    Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

    Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

    • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

    Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

    1. «Парашютик».

    Я «чашку» выведу вперед,

    С нее подую вверх.

    И теплый воздух обдает

    Мой носик, например.

    Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

    1.  «Загнать мяч в ворота».

    Щек своих не надуваю,

    Мяч в ворота загоняю.

    Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

    Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

    Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

    Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата раз...

    «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно».

    Сегодня я хотела бы поговорить о значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.Наша речь непосредственно связана с движениями речевого ап...

    Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....

    Артикуляционная гимнастика_это весело полезно и интересно

    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта....

    Артикуляционная гимнастика - это весело полезно и интересно.

    Статья предназначена для родителям, воспитателям групп детей с тяжёлыми нарушениями речи. В ней указаны причины по которым необходимо выполнять с такими детьми артикуляционные упражнения. Раскрыты осо...

    Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно.

    Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции,...