Консультация для родителей: “Гиперактивный ребёнок”
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Консультация для родителей: “Гиперактивный ребёнок”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: “Гиперактивный ребёнок”

Внешние проявления гиперактивности с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений.  Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок не сидит на месте, быстро раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того, чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Гиперактивность

(англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder) синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.
Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей – цикличность: продуктивно они могут работать 5–15 минут. А затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В момент адаптации необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой. Для этого чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист — врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
детей часто развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Гиперактивность считается патологией и представляет собой серьезную социальную проблему. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняется.
Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
– обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
– соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
– соответствующая медикаментозная поддержка;
– разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.

Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Дефицит активного внимания:

  • Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  • Не слушает, когда к нему обращаются.
  • С большим желанием берётся за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
  • Не организован.
  • Часто теряет вещи.
  • Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  • Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ёрзает.
  • Проявляет признаки беспокойства.
  • Спит намного меньше, чем другие дети.
  • Очень говорлив.

Импульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав.
  • Неспособен дождаться своей очереди, часто вмешивается в игры и занятия других детей.
  • Плохо сосредоточивается.
  • Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  • Не может контролировать и регулировать свои действия.
  • При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
  • Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающая в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

Работа с семьёй

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать своего ребёнка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребёнка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребёнком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построеного на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Практические советы для родителей с гиперактивными детьми.

Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:

– проявлять твердость и последовательность воспитания;

– помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;

– контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;

– не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов “нет”, “нельзя” (например: «Сейчас же прекрати, перестань!»);

– избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданными способами

(например: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного);

-повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;

– не настаивайте на том , чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок(можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться за свой поступок?”);

-выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок

(необходим контакт, ребенку надо чтобы его выслушали);

Изменение психологического климата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно времени;

– проводите досуг вместе с семьей;

– не допускайте ссор в присутствии детей.

Организация режима дня:

– установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;

– оградите ребенка от длительных занятий на компьютере; (норма 10 -15 мин. в день);

– по возможности избегайте больших скоплений людей.

Специальная поведенческая программа:

-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например – жетоны, фишки, медальки и т.д. – накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);

– не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);

– чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;

– воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией  (предложите побить подушку, мягкую спортивную “грушу”);

– постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.

Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми – это потерянное время.

Наиболее действенное средство – это убеждение через “тело” (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).

                                                       Советы:

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;

– оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;

– давайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.

                                                       Медикаментозное лечение

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

                                               Психокоррекционная работа

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей. Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребёнка на определённом месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребёнка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребёнка в группе, создание гибкого режима работы.

             Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
• поддерживать дома четкий распорядок дня;
• выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
• автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
• отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
• сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
• оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
• не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
• не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
• не приказывать, а просить (но не заискивать);
• не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
• Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
• Снизить требования к аккуратности в начале работы.
• Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
• Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
• Предоставлять возможность выбора.
• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

  • Тактика поведения с ребёнком,
  • Способы разрешения конфликтов.
  •  Недопустимость жёсткого обращения с ребёнком.

                                    Педагогическая коррекция

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребёнка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и  контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребёнка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребёнком эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил поведения с ребёнком».

Ограничения:
1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

• «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
• «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
• «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
• «Час тишины и час можно».
• «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
• «Ловим комаров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Консультация для родителей  и воспитателей....

Консультация для родителей: "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивный ребенок: кто виноват, и что делать? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и имп...

консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"...

Консультация для родителей Гиперактивный ребёнок

Консультация для родителей Гиперактивный ребёнок...

Консультация для родителей. «Гиперактивный ребёнок. Как помочь?»

Советы по воспитанию гиперактивного ребёнка....

Консультация для родителей "Гиперактивный ребёнок"

Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слиш...

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок».

Консультация для родителей«Гиперактивный ребёнок».Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно с...