Особенности адаптации у детей 3-4 лет. Как вести себя родителям в адаптационный период.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Плетнева Елена Борисовна

Для детей отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать психогенным фактором, стрессом.

Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_3-4_g.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности адаптации у детей 3-4 лет. Как вести себя родителям в адаптационный период.

Для детей отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать психогенным фактором, стрессом.

Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, капризы, страхи, уход в себя, бурный протест, агрессия в отношении взрослых или детей и др. У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела.

У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается, дома одевается сам, в саду ждет воспитателя. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Но ребенку нужно получить первый опыт социализации. Именно от первого опыта, полученного в процессе адаптации к ДОУ, зависит дальнейшее поведение и эмоционально-психологический настрой ребенка. Задача родителей и педагогов сделать этот процесс менее болезненным. Как родители могут помочь? Рассмотрим несколько тезисных моментов, характерные для детей этой группы.

1.Положительный настрой. Если родители негативно относятся к детскому саду или воспитателям, испытывают страх за свое чадо, предъявляют претензии, что малыш мокрый, голодный, обделенный вниманием или просто утром  вы встали раздражительными, то и ребенок неосознанно «считывает» эмоциональный настрой мамы. Рассказывайте положительные моменты о том, что ждет ребенка в детском саду.

2.Единство требований ДОУ и родителей. Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

3. Единый режим. Адаптация для каждого ребенка проходит индивидуально: кого-то забирают через 2 часа, кого-то после обеда, сна или на прогулке. Поэтому дома стараемся соблюсти временные промежутки питания и сна. Тогда ребенку легче привыкнуть к новому режиму.

4.Навыки самообслуживания. Учите ребенка самостоятельно одеваться-раздеваться, переобуваться, ходить в туалет, правильно держать ложку, кушать твердую пищу.

5.Агрессивное поведение, капризы, гипоактивность. Адаптация может повлиять на ребенка двояко: либо изменить его кардинально, либо проявить «слабые» черты характера. К примеру ребенок дома ведет себя спокойно, а в саду носится как угорелый; на детской площадке доброжелателен, а в саду бьет и щипает детей; дома вежливый, а в саду обзывает детей или взрослых; дома разговорчив, в саду молчит…

Обратите внимание, что упрямство, негативизм, противостояние требованиям со стороны взрослого, может быть следствием кризиса 3 лет. Поэтому родители постоянно наблюдают за поведением, настроением своего ребенка и о любых изменениях говорят воспитателю или психологу. Умейте отличить «новообразования» адаптации, за которые не ругаем и не наказываем. Мы только можем поддерживать и помогать своему малышу, скорректировать его поведение.

6.Плаксивость, истерики, протесты. Не нужно бояться детских слез. Конечно, у каждого малыша в глазах столько неподдельного горя, что у любого взрослого содрогнется сердце. Но как только за взрослым закрывается дверь, через пару минут ребенок затихает. Он отвлекается на вопросы взрослого, игры с детьми или индивидуальные задания. Некоторые дети наблюдают со стороны друг за другом и постепенно окунаются в общий педагогический процесс.

7. Драки, конфликты. Многие дети рассказывают небылицы о детском саду. К примеру, во время игры детки столкнулись друг с другом, а родителям сказали, что его толкнули или поцарапался, не заметив, а при мамином вопросе назвал любое детское имя. Учитесь отсеивать правду от небылиц.

Уточните у воспитателя о происшествии дня с целью понять мотивы, а не с целью наказать обидчика или воспитателя. Если кто-то из родителей знает, что его ребенок может затеять драку или толкнуть со всей силы на словесную агрессию, то дома с ребенком проводит соответствующие нравственные беседы, а педагогов предупреждает об особенностях малыша. Постарайтесь все нюансы обсуждать сначала с воспитателем без посторонних лиц и без ребенка.

8. Ритуалы прощания и встреч. Утро начните с улыбки. Встаньте минут на 15 раньше, чтобы не спеша разбудить ребенка массажем, потешкой, любимым мультиком. Во время похода в детский сад обратите внимание на интересные явления: погоду, время года, растения, животные, положительные эмоции людей. В садике не забудьте сказать, что любите свое чадо и придете за ним вечером.

9. Психологическая подготовка к саду. Вечером можете узнать, как прошел «рабочий» день ребенка. Утром можете за хорошее поведение пообещать принести, (не купить), любимую игрушку, мыльные пузыри, воздушный шарик На ночь расскажите сказку про детский сад, заострив момент на «проблемах». К примеру, рассказываете о том, как мама Зайчиха ведет зайчонка в детский сад, который боится ее потерять. А слоненок показывает зайчонку, как весело в детском саду и что мамы обязательно забирают всех детей. Расспрашивайте у ребенка о его проблемах, трудностях и ставьте в известность педагогов, чтобы помочь разрешить все детские страхи.

10. Игрушки из дома, сладости. На сон, если ребенок остается впервые, можете принести игрушку. В остальных случаях пусть игрушки провожают и встречают ребенка вместе с родителем. Так как дети забирают друг у друга игрушки, ломают, разбирают, теряют. Поэтому будьте готовы к разным ситуациям. Не давайте детям сладостей в детский сад. Они могут подавиться или дразнят других детей.

И самое главное, наблюдайте за своим ребенком весь адаптационный период. Изменение настроения, поведения, нарушения сна, аппетита, частота заболеваний, любые новообразования «говорят» о результатах адаптации детей к детскому саду. Ставьте в известность воспитателей и психолога, чтобы помочь каждому малышу приобрести положительный опыт.

Список используемой литературы.

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.http://ds6topolek.ucoz.ru/publ/adaptacija_detej_rannego_vozrasta_k_uslovijam_detskogo_sada/1-1-0-16
  2. Двойнова А.Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период. http://www.resobr.ru/materials/46/5226/
  3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 18, 35-44
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 70-102

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский  сад комбинированного вида №228 «Голубка»

350078,г. Краснодар, ул.им.Тургенева №.146,  тел./факс  (861) 220-57-51, 220-45-07

e-mail:detsad228@kubannet.ru

Консультация для педагогов

                            Особенности адаптации у детей 3-4 лет.

Как вести себя   родителям в адаптационный период

                                          Подготовила педагог-психолог Плетнева Е.Б.