Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Попова Елена Владимировна

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речевой функцией. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое, стимулирующее функции руки. Развитие ребёнка с синдромом Дауна с первых дней жизни отличается от нормы. Нарушение активного схватывания  у детей с синдромом Дауна ведёт к нарушению формирования зрительно-двигательной координации и восприятия свойств предметов: схватывание по - разному больших и маленьких предметов. На любом занятии, напрвленном на развитие движений, одновременно задействуются сциально-эмоциональные, когнетивные речевые аспекты развития. Это важно, поскольку, планируя и осуществляя такое занятие, следует очень внимательно относиться к подбору игр, оборудования, тексту инструкций. Данная методическая разработка рекомендуется для родителей детей с синдромом Дауна, воспитателй, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с  синдромом Дауна».

                                        Учитель - дефектолог СПНДР № 13

                                 Адмиралтейского       района

                                             Попова Елена Владимировна

Санкт – Петербург

2018 г.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения присущая только человеку. Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

         Речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности. Порожденная потребностями общественной жизни, наша речь осуществляется чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферических органов речи. Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры больших полушарий. К периферическим органам - относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга, в нем происходит понимание слышимых слов, в нем формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.   Неразрывно связанные и взаимодействующие под ведущим регулирующим воздействием центральной нервной системы, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.  Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. Ребенок рождается с еще несовершенным мозгом. Вследствие анатомо-физиологических особенностей мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности фонетических возможностях. С другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. Речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Слово, таким образом, становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность: в процессы памяти, восприятия, мышления. Познание осуществляется на основе значения слов и понятия. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и т.д. Очевидно, что в основе процесса понимания речи лежит выработка систем условных связей, благодаря чему слово объединяется с комплексом ощущений. Любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное повышает возбудимость двигательной области коры головного мозга. Всякое ощущение по своей природе смешанное – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным, по сравнению с другими. Когда ребенок видит предмет, получает осязательные ощущения и т. д. в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые возникают в двигательной проекции глаз, шеи, рук. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ синтез происходит в двигательной проекционной области. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают их связать в единый образ. Физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов также говорил, что речь – это … мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. При этом около трети всей поверхности руки занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. При изучении строения головного мозга учеными доказана зависимость развития моторной речи от развития тонкой моторики в целом. Известно, что при травме в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. По мнению М.М. Кольцовой кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

             Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками более сложную работу, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи.  Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И.П. Павловым. Большинство авторов приходят к выводу о том, что в детском возрасте правое полушарие играет  большую роль в речевых процессах, чем у взрослых, и вносит свой специфический вклад в их развитие. Высказывается мнение о том, недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. И.П. Павлов высказывал мысль о связи функции обеих рук и формировании речевых «центров» в обоих полушариях, которая дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии.              

              Младенец первых месяцев жизни не может выполнять координированные целенаправленные движения. Все движения ребенка, том числе и движения рук в этом возрасте носят безусловно – рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного усилия – они не преднамеренны. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Первые предречевые реакции – гуление, свирель, лепет относятся к врожденным рефлексам, так как у всех правильно развивающихся детей они появляются в одни сроки и в одинаковой форме. Гуление даже может быть у глухих от рождения детей.                  

             Движения выпрямленных рук над грудью развиваются, закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице человека, улыбается ему и активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В 2 - 3 месяца у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени включаются центры тактильного анализатора коры больших полушарий. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е. в процессе формирования зрительно – тактильно – кинестетических связей. После   сформирования этих связей движения руки выполняются под контролем зрения. Теперь вид предмета – это стимул движений по направлению к нему.

       Таким образом, формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачек, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы, рука начинает действовать как специфический орган. До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно – рефлекторный характер. Первая двигательная функция рук - схватывание, которое сначала проявляется как врожденный рефлекс. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. В 4 – 4,5 месяца у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание случайно задетого предмета, его ощупывание.  В этот период у ребенка возникают «ощущения», т. е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества, способен соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т. д.) к одному и тому же объекту. В возрасте от 4 – 7 месяцев у ребенка наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. Появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием. Малыш обследует предмет губами и языком, берет другой, бросает, чтобы вызвать звук, похлопывает по предмету, стучит им, размахивает. С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может его переложить в другую руку. С 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями схватывания или перемещения. Он способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения. 7 – 10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным положением в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы в определенном порядке и т. д. Ребенок прекрасно сжимает игрушку, берет мелкие предметы пальцами, а большие всей ладонью. Движения схватывания становятся более точными, уверенными. Вслед за развитием тонких движений пальцев появляется цепочка слогов. С 10 – 11  месяцев до 1 года 2 месяцев - до 1 года 3 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: укачивают куклу, прокатывают машину, строят из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: разжался кулачок, пальцы действуют более самостоятельно. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

В 1 года 2 месяца - до 1 года 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Развитие, обучение и воспитание любого ребенка теснейшим образом связано с уровнем его физического развития, то есть с состоянием здоровья и двигательной активностью. Малыш демонстрирует свои знания через деятельность, а она невозможна без активных произвольных движений. Мышление вырастает из опыта. В процессе накопления опыта ребенок впитывает информацию и строит нервные сети, которые позволяют ее использовать. Главный компонент опыта - сенсорная информация из окружающей среды, поступающая через глаза, уши, вкусовые рецепторы, нос и нервные рецепторы, располагающиеся на коже, в каждой мышце и каждом органе тела. На основе этой информации ребенок начинает вырабатывать способы адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.

Развитие ребенка с синдромом Дауна с первых дней жизни отличается от нормы. У них снижена потребность в эмоциональном общении с взрослыми, позже появляется «комплекс оживления» и выражен не ярко. Нарушение эмоционального контакта с взрослыми сказывается на характере первых действий с предметами – хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Нарушение активного схватывания у детей с синдромом Дауна ведет к нарушению формирования зрительно – двигательной координации и восприятия свойств предметов: схватывание по – разному больших и маленьких предметов. У детей с синдромом Дауна не формируется своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение с взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест).  Не возникает своевременно гуление и лепет. Значительно позже появляется познавательная активность.

 В период пренатального формирования стволовой части мозга и на протяжении первых пятнадцати месяцев жизни, по оценкам специалистов, у ребенка развиваются сто триллионов нервных сетей, которые связывают между собой чувствование и движения мышц. Они позволяют малышу понять материальный мир и ощущать себя в нем безопасно. Нормальное сенсомоторное развитие - это основа всего психического развития ребенка. В ходе становления моторных навыков сенсорная картина мира переводится в движения всего тела или в специфические движения руки.

Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.

Мелкая моторика - совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости.

Движения мелких мышц лица, глотки и артикуляционного аппарата позволяют нам жевать, глотать пищу и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, то есть способностью соотносить зрительную информацию и движения рук/тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитье и т. д.

Любое развитие, в том числе и развитие движений рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны   с другими   сферами   развития: подвижностью   и мобильностью, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т. д. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координация   способствуют   осмысленному   исследованию, окружающего мира и совершенствованию внимания. Навыки мелкой моторики - это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения.

Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело и перерабатывать сенсорные ощущения.

Следует обратить внимание на существенные основные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное влияние на развитие у них навыков мелкой моторики.

Особенности, характерные для детей с синдромом Дауна

Сердечные аномалии. Дети с синдромом Дауна часто страдают пороками сердца, к примеру, могут иметь межпредсердный дефект, дефект межжелудочковой перегородки и др. Это может вызывать быструю утомляемость и замедлять формирование любых навыков, в том числе и моторных.

Нарушения зрения. Среди детей с синдромом Дауна достаточно высок процент детей с недостатками зрения. Как правило, это рефрактивные отклонения - чаще всего миопия, а также нистагм или кортикальные нарушения зрения. Сниженное зрение ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации.

Сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям, особенно респираторным, влекущим за собой отиты, которые усугубляются узкими слуховыми проходами. У 50 % детей с синдромом Дауна наблюдается снижение слуха - тугоухость, как кондуктивная, так и нейросенсорная.

Достаточно часто встречается недостаточная проходимость верхних дыхательных путей, связанная с гипертрофией миндалин и аденоидов. Носовые проходы у них тоже уже, чем обычно, что усиливает заложенность носа и вынуждает ребенка дышать ртом, высовывая наружу язык. Частые респираторные заболевания негативно влияют на развитие.

Заболевания желудка и кишечника. Повышенная склонность к заболеваниям желудка и кишечника, что связано, в частности, с гипотонусом.

Гипотериоз - это нарушения функций щитовидной железы, которое заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка.

Особенности строения и функционирования нервной системы. Среди особенностей нейроанатомического строения детей с синдромом Дауна можно отметить сниженную общую массу головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга, что затрудняет формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации. Количество извилин коры головного мозга и количество нейронов в коре полушарий большого мозга тоже меньше, чем в норме, миелинизация недостаточна. Зрительно-моторные центры (теменные доли) развиты лучше, поэтому обучение, построенное на зрительно-моторном восприятии, бывает более успешным. Речевые зоны развиты недостаточно. Из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция, протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется. Возможна пониженная чувствительность к боли, температуре и нажатию (надавливанию) на поверхность тела.

Особенности когнитивного развития. Поскольку на ранних стадиях развития моторные и когнитивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве, и манипулировать окружающими его объектами, особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна, несомненно, влияют на развитие моторных навыков.

Гипотония. Сниженный мышечный тонус у детей с синдромом Дауна может проявляться в разной степени. Диапазон проявлений гипотонии - от слабовыраженной, до крайне сильной. Гипотония в разной степени может затрагивать разные группы мышц. Тонус мышц рук бывает ниже, чем ног; правая и левая части тела могут также иметь разный тонус. В раннем возрасте сниженный тонус заметно влияет на их двигательное развитие. С годами картина гипотонии становится менее четкой, сглаженной, но, тем не менее, гипотония продолжает тормозить двигательное функционирование.

Сниженный мышечный тонус той или иной части тела оказывает негативное влияние на развитие тех навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры. Ребенку с низким тонусом мышц рук будет трудно научиться ползать на животе и подтягиваться, чтобы встать на ноги, поскольку руки в этих действиях принимают самое активное участие. Ребенку с низким тонусом мышц живота будет труднее сохранять равновесие в положении стоя и научиться передвигаться на четвереньках, потому что и в том, и в другом случае необходимо пользоваться мышцами живота.

Гипотония представляет собой самый главный фактор, осложняющий моторное развитие ребенка с синдромом Дауна, это первичное отклонение, порождающее вторичные: нарушение координации, ослабленное чувство равновесия, сниженную чувствительность, гиперподвижность суставов.

Чрезмерная подвижность суставов. Связки, соединяющие кости, у детей с синдромом Дауна легче растягиваются, а, следовательно, слабее, чем в норме. Такие дети, к примеру, перераспрямляют локтевые суставы и суставы пальцев рук, часто садятся из положения на четвереньках, опираясь на руки и проводя одновременно обе ноги через стороны по кругу. С точки зрения двигательного развития, очень большое значение имеет то, что из-за гиперподвижности суставов, наряду с гипотонией мышц, детям с синдромом Дауна бывает трудно фиксировать определенную позу, удерживать суставы в нужном положении. Для младенца характерна распластанная поза на спине, а когда ребенок начинает стоять и ходить, можно заметить, что его ступни плоско располагаются на опорной поверхности, как будто совсем не имеют свода. В вертикальных позах при стоянии и ходьбе такие дети могут распрямлять колени, им бывает трудно стабилизировать тело. Без специальной проработки возможно «застревание» на грубых формах захвата. Часто детям с синдромом Дауна сложно фиксировать запястье в нужном положении для своевременного захвата пальцами, удерживания предмета и отпускания его. Формирование стабильности запястья означает, что ребенок может удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия, требующего контролируемого движения пальцев.

Слабость мышц. От силы мышц зависит выносливость организма, его способность переносить повседневные физические нагрузки. Кроме того, ребенок неосознанно стремиться компенсировать свою слабость путем использования неверных движений. Неправильные двигательные паттерны вредны с точки зрения долговременной перспективы.

Короткие конечности. По сравнению с длиной туловища ноги, руки и пальцы детей с синдромом Дауна короче, чем в норме. Это создает определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам или при перелезании через какие-то препятствия. Таким детям бывает труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев. Кроме того, с короткими пальцами сложнее отвинчивать крышки с банок, ловить одной рукой мячик и т. д. Некоторые дети с синдромом Дауна рождаются с неполным набором запястных костей, которые формируются только со временем. Довольно часто мизинчик у детей с синдромом Дауна бывает согнут внутрь или отогнут наружу.

Снижение телесной чувствительности. Проприоцепция как ощущение тела в пространстве является одним из наиболее важных путей познания для ребенка.

Все мышцы имеют проприоцепторы, которые ощущают степень удлинения мышцы и позволяют осознавать физическое положение, обеспечивая обратную связь для поддержания равновесия и мышц рук. Ребенку со сниженной телесной чувствительностью будет трудно научиться ползать на животе и подтягиваться, чтобы встать на ноги, поскольку руки в этих действиях принимают самое активное участие. Ребенку с низким тонусом мышц живота будет труднее сохранять равновесие в положении стоя и научиться передвигаться на четвереньках, потому что и в том, и в другом случае необходимо пользоваться мышцами живота.

Гипотония представляет собой самый главный фактор, осложняющий моторное развитие ребенка с синдромом Дауна, это первичное отклонение, порождающее вторичные: ослабленное чувство равновесия, сниженную проприоцепцию, гиперподвижность суставов.

Вестибулярная система контролирует ощущения движения и баланса.

Не менее важную роль в процессе сенсорно-двигательного развития играет осязание, то есть информация, поступающая в мозг и позволяющая определить, насколько глубоко прикосновение, как сильно надавливание на поверхность тела, холод, жару, боль. Малышам с синдромом Дауна требуется дополнительный тренинг кинестетического восприятия.

Перечисленные особенности, характерные для детей с синдромом Дауна, заметно затрудняют их двигательное развитие, а, следовательно, и развитие речи.

Анализ нормального и аномального развития речи и их сравнение позволяет сделать вывод, что речь ребенка с отклонением в развитии формируется на тех же принципах и проходит такие же этапы, как и речь обычного ребенка. Дети с синдромом Дауна, в раннем возрасте готовы к обучению и хотят общаться. Поэтому их необходимо учить различным способам общения с окружающими людьми, чтобы не затормозить дальнейшее развитие. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми с ребенком. При правильной организации деятельности ребенка с синдромом Дауна его речь уже в раннем возрасте может стать основным средством общения. Конечно, у подобных детей существуют трудности, которые обязательно должны учитываться в процессе формирования речи и которые возможно преодолеть совместными усилиями логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.  

Последовательность развития основных навыков мелкой моторики

Представим схематично последовательность развития основных навыков мелкой моторики для разных возрастных периодов жизни ребенка.

С рождения до двух лет малыш может:

В этот период происходит развитие стабильности, билатеральной координации и сенсорики, у малыша начинают формироваться умения и движения, необходимые для последующего развития ловкости и цепкости пальцев.

  • Смотрит на руки, пытается пощупать и «прочувствовать» все
    подряд: исследует собственные руки, игрушки и окружающее ртом.
  • Опирается на руки, использует руки, когда ползает, садится.
  • Дотягивается до объектов, хватает предметы.
  • Перекладывает предметы из руки в руку, использует обе руки
    в процессе игры.
  • Воспроизводит самые простые жесты типа «пока-пока».
  • Самостоятельно ест; стаскивает с себя просторную одежду.
  • Калякает на бумаге толстым мелком или фломастером.
  • Переворачивает страницы в книжке.

С двух до четырех лет

В это время на первый план выходит ловкость и проворство пальцев (мануальная ловкость). Постепенно выделяется ведущая рука.

•        Забавляется с игрушками, которые надо толкать и тянуть.

  • Начинает играть с песком и водой, охотно играет с сенсорным материалом.
  • Переходит от ладонного захвата к щепотному и пинцетному захвату.
  • Уверенно ест ложкой, начинает пользоваться вилкой.
  • Натягивает просторные штанишки, носки, тапочки, шапку.
  • Рисует мелком горизонтальные и вертикальные линии, круги.
  • Держит ножницы и пытается резать ими бумажную полоску.

Оценка уровня развития

Оценка уровня развития должна проходить в игровой форме. Необходимо предложить ребенку игры, в которых требуется совершать простые манипуляции с мелкими предметами, а также мелки и бумагу, побуждая его порисовать так, как он любит.

Наблюдения.

         Кратко перечисляются задания и игры, предложенные ребенку.   Описывается текущий уровень двигательного развития, с использованием контрольных списков навыков крупной и мелкой моторики.

Анализ. 

        Профессиональная оценка проблем, связанных с недостаточно успешным развитием отдельных навыков, причин
возникновения этих проблем и т. д.

Контрольный лист оценки уровня развития навыков мелкой моторики,

для детей синдромом Дауна

Оценка уровня развития навыков мелкой моторики включает определенный перечень навыков:

Захват

  • Использует указательный жест.
  • Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват.
  • Использует щепотный захват.
  • Использует пинцетный захват.

Запястье

  • Поворачивая предметы, двигает всей рукой.
  • Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем.
  • Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.

Манипулирование мелкими предметами

  • Берет, удерживает и помещает в емкость крупные бусины (диаметр бусины - около 3 см, диаметр отверстия - около 5 см).
  • Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера.
  • Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
  • Опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы и т. д.).
  • Используя щепотный захват, продевает толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) в отверстие бусины диаметром
    около 3 см.
  • Нанизывает на толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) крупные бусины (диаметр бусины - 2,5 3м, диаметр отверстия в бусине - около 1 см).
  • Нанизывает бусины диаметром около 2,5-3 см на толстый шнур.
  • Разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3 см.

Подготовка руки к письму

Рисование вертикальных, горизонтальных линий и кругов

  • Рисует по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении.
  • Рисует по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении.
  • Рисует по бумаге, перемещая руку по кругу.
  • Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
  • Рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
  • Рисует округлые линии,  подражая  взрослому.   Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
  • Рисует   вертикальные   линии   с   опорой   на   образец. Придерживает бумагу второй рукой.
  • Рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
  • Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

Закрашивание поверхностей

  • Беспорядочно калякает по бумаге формата А4 (стандартный машинописный лист).
  • Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10x10
    см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
  • Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5х5см.
    Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
  • Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 10x10
    см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.

 

Индивидуальная работа

В процессе индивидуальной работы необходимо уделять специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей и связанных с ними нарушений. Следует максимально использовать сильные стороны развития детей: например, сохранность зрительно-моторного восприятия или хорошую способность к имитации. При построении и проведении индивидуального занятия нужно принимать во внимание особенности конкретного ребенка с точки зрения его типа: выделяются «деятели», то есть подвижные и быстрые дети, предпочитающие движение, а не статичные позы, и, наоборот, медлительные «созерцатели» - осторожные, наблюдающие за происходящим, такие не очень-то любят побегать или полазать.

На любом занятии, направленном на развитие движений, одновременно задействуются социально-эмоциональные, когнитивные и речевые аспекты развития. Это важно, поскольку, планируя и осуществляя такое занятие, следует очень внимательно относиться к подбору игр, оборудования, тексту инструкций и т. д.

 Занятие по развитию мелкой моторики полезно сочетать с двигательной активностью, так как это наиболее подходящая форма работы с ребенком. Кроме того, такие занятия отлично стимулирует речь, общение и познание. В таких, случаях именно в процессе движения ребенок начинает активно воспроизводить слоги и слова, обретает уверенность в себе, учится соблюдать простые правила, имеет возможность выразить эмоции.

Говоря о подготовке руки к письму, отметим, что в процессе освоения навыков письма важную роль играют следующие факторы:

Общая готовность. Успешность первых попыток детей копировать линии зависит от таких факторов, как скорость созревания, опыт взаимодействия с окружающим миром, степень заинтересованности.

Умение сохранять равновесие тела. Для того чтобы приступить к занятиям, ребенок должен уметь самостоятельно сидеть. Если он этому еще не научился, его придется поддерживать (с помощью подушек или свернутых валиком полотенец) или усаживать на специальный стульчик, фиксирующий положение тела. Дети с синдромом Дауна после трех лет, как правило, вполне способны сидеть за столом. Приходится лишь следить, чтобы столешница и стул были подходящими повысоте и дети не «складывались пополам». Важную роль играет также своевременная коррекция зрения.

Умение управлять предплечьем. Когда ребенок только учится брать в руку карандаш, его кисть обычно лежит ладонью вниз (большой палец боком на столе), а карандаш он берет остальными пальцами. Позже ребенок, как правило, начинает поворачивать предплечье так, что его кисть переводится в так называемое нейтральное, или среднее, положение, и тогда карандаш управляется тонкими движениями пальцев и кисти независимо от предплечья.  Ребенок с синдромом Дауна старше трех лет предпочитает пользоваться ладонно-пальцевым захватом и может «застрять» на таком захвате, если постепенно не учить его использовать щепотный и пинцетный захваты.

Способность стабилизировать запястье. Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами и осуществлять движения, необходимые для письма. Дети с синдромом Дауна довольно долго осваивают умение поворачивать запястье, не отрывая локоть от стола.

Захват. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку, захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, так как это может ограничить свободу движений. Поскольку детям с синдромом Дауна свойственна сниженная перцепция и гипотония, выработка нужной силы захвата тоже требует времени и навыка.

Примерный возраст, в котором дети с синдромом Дауна усваивают различные типы захвата:

  • ладонный захват (13-36 месяцев).

Сначала дети хватают мелок или карандаш, действуя всей ладонью, и чиркают им по бумаге, зажав в кулаке. Одни дети держат мелок в кулаке так, что пишущий конец находится ближе к большому пальцу, другие - ближе к мизинцу. В последнем случае они поворачивают предплечье, кисть оказывается в нейтральном, или среднем, положении (супинация);

  • ладонно-пальцевый захват (24 месяца-5 лет).

Ладонно-пальцевым называют захват, в котором по-прежнему участвует ладонь, но одновременно с ней карандаш удерживают большой, указательный и средний пальцы;

  • захват щепотью статический (4-8 лет).

Ребенок держит карандаш щепотью, но движение карандаша по бумаге осуществляется за счет движения предплечья, в то время как положение кисти и пальцев остается статичным;

  • захват щепотью динамический (5-12 лет).

Ребенок держит карандаш щепотью, и движения карандаша по бумаге осуществляются за счет тонких движений кисти и пальцев;

Билатеральная координация. Важно научить ребенка пользоваться обеими руками одновременно, так чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и пишет, а другая - придерживает бумагу. В первое время, если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, лист бумаги необходимо фиксировать, прикрепляя его к столу, или пользоваться услугами движения глаз с тонкими движениями плеча, предплечья, кисти и пальцев.

Игры и задания, направленные на совершенствование зрительно-двигательной координации, тонких захватов пальцами, способности поворачивать запястье.

  • Перекладывание мелких предметов.

Здесь удобно использовать мелкие фигурки, шарики, камушки, пуговицы. Их можно складывать в разные емкости, опускать в отверстия разной конфигурации и размеров. Отдельное место в таких играх занимает так называемая «копилка». В качестве монеток удобно использовать пластмассовые кружки около 3 см в диаметре и 2 мм толщиной, поскольку детям синдромом Дауна трудно брать с горизонтальной поверхности плоский предмет. Конечно, по мере освоения навыка, можно использовать более мелкие предметы, усложнять задания, внося в него элементы сортировки по форме, размеру и цвету, а также предлагать ребенку брать предметы с разных сторон, поверхностей и т. д.        

  • Игры, организованные по принципу «поймай движущий предмет». Здесь хорошо подходят мелкие заводные и инерционные
    машинки, небольшие каучуковые шарики и т. д.
  • Игры с использованием «крутых виражей», когда надо провезти мелкий предмет по толстой изогнутой проволоке, требуют,
    во-
    первых, поворотов находящимся на весу запястьем, во-вторых, билатеральной   координации, а   в-третьих -   способность
    регулировать силу пальцевого захвата.
  • Игры, требующие открыть, развернуть завернутый предмет
    вынимать предметы из небольших банок или коробочек с разными
    крышками.
  • Пальчиковые игры

Литература

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль «Академия развития»,1997.
  2. Жинкин Н.И. «Механизмы речи». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. «Ребенок учится говорить». СПб ,1998.
  4. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». С-Пб МиМ., 1997.
  5. Программа «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия» Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».
  6. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Ассоциация Даун Синдром. 1997 г. «Маленькие ступеньки»,
  7. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр». СПб, Кристалл,1997.
  8. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. «Игры и занятия с детьми, раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии»
  9. Трохимчук Л.В., Шквирина О.И., БабенкоТ.И. Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки. Ростов – на – Дону,1994.

10.Цвынтарный В.В.Играем пальчиками развиваем речь. Н. Новгород:      Флокс,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Данная методическая разработка направленна на успешную работу в развитии мелкой моторики у детей с  синдромом  Дауна и облегчения  их общения с окружающим миром. Предназначенна для роди...

Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...

Конспект родительского собранияна тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в общем развитии ребенка»

Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка и предостави...