Развитие навыков социально – бытовой адаптации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Уралова Татьяна Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_sotsialno.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков социально – бытовой адаптации у детей с ОВЗ в условиях ДОУ. ( из опыта работы воспитателя МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка Ураловой Татьяны Борисовны)

Социальная адаптация (интеграция в обществе) предполагает социальную реабилитацию ребенка с ОВЗ в общую систему социальных отношений  и взаимодействие, той среды в которую он интегрируется. Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно – воспитательного процесса в нашей группе , где воспитываются дети с ОВЗ. На занятиях детям дается определенная система знаний и начинаются формироваться социально – бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у детей полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

На занятиях детям.

1.Прививались навыки самообслуживания,  включающие в себя: одевание, раздевание,еду, уход за телом и т.д;

2. Развивались коммуникативных навыков общение с детьми и взрослыми;

3.Систематизировались представления детей об окружающих мире;

Работа проводилась по следующим направлениям

Навыки приема пищи:

1.Уметь различать и называть предметы необходимые для приема пищи

( ложка, чашка, блюдце, и т.д.);

2 Закрепить навыки: мыть руки перед едой, сервировать стол перед едой;

3.Во время приема  сформировать навыки пользования ложкой, вилкой;

4. Уметь есть опрятно, не разливая и роняя пищу;

5.Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, фрукты, овощи;

Игровые упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Гигиенические навыки:

  1. Учить различать и называть части тела ( голова, глаза, волосы, нос, зубы, уши, руки, ноги);
  2. Знать предметы гигиены ( мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, душ, полотенце и пр.)
  3. Сформировать представление у детей о том, что надо быть чистым – красивым и , что полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
  4. Сформировать и закрепить проведения и вечернего туалета: мытье рук, лица вытирания насухо полотенцем.

Навыки опрятности:

1.Во время еды аккуратно есть пищу;

2. Пользоваться салфеткой;

Навыки раздевания – одевания:

1.Сформировать умения различать и называть предметы одежды и обуви ( трусы, носки, колготки, майка, рубашка и т.д.);

2. Закрепить навыки одевания и обувания при участия педагога;

3.Научить  складывать обувь;

4.Различать обувь для правой и левой ноги;

5.Учить самостоятельно застегивать одежду ( на пуговицы, молнии);

6.Учить следить за своим внешним видом;

7.Учить пользоваться носовым платком;

Навык адекватного поведения:

1.Учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми;

2. Научить детей взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания;

3. За столом вести себя спокойно;

4. Выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь;

5. В помещении и на улице не сорить, не кричать;

Формирования навыков самообслуживания:

- создание положительно – эмоционального отношения к навыку;

- игры с игрушками ( обыгрывание навыка с персонажем);

-  демонстрация действия педагогом ( показ на себя комментирование каждого действия);

- совместные действия педагога с ребенком;

- самостоятельные действия ребенка ( планирование своей деятельности и комментирование поэтапного выполнения действия самим ребенком);

Проведенная работа подтвердила и позволила сделать вывод, в ходе проведения коррекционных занятий были определены и обоснованы приоритетные направления социальной  реабилитации детей с ОВЗ .

  1. Комплексные занятия, включающие в себе развитие, как двигательных функций, так и всех психических процессов;
  2. Работа с семьей;
  3. Развитие социально – бытовых способностей детей;
  4. Формирование у детей с ОВЗ уверенности в своих силах и возможностях;

Литература:

- Медико- социально психологическая реабилитация детей с ОВЗ  и социальная поддержка с семьей. – М. – 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...

Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».

Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Игры для развития навыков социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ

Данный комплекс игр предназначен для развития навыков социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ....

Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».

Консультация для родителей " Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой орентации для детей с ДЦП"...

Тема: «Развитие навыков социально-коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Презентация из опыта работы "Развитие навыкрв социально - коммуникативной грамотности у детей среднего дошкольного возраста чепез театрализованную деятельность"....