НОД с элементами экспериментирования
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

·                   Учить детей узнавать предметы  из  металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

·                   Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

·                   Развивать общеречевые навыки.

Обогатить и активизировать словарь детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД с элементами    экспериментирования  

в  подготовительной   группе.

Тема: «Металл, его свойства и качества».

Образовательная  область: «Познавательное  развитие».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Образовательная область: «Физическое развитие».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие ».

Цели:

  • Учить детей узнавать предметы  из  металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
  • Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
  • Развивать общеречевые навыки.
  • Обогатить и активизировать словарь детей.
  • Развивать навыки продуктивной деятельности, проявлять самостоятельность в экспериментально-исследовательской деятельности
  • Формировать умение устойчивого взаимодействия с детьми и проявлению относительной независимости от взрослого.

Материалы: металлические предметы, ёмкость с водой, магнит, сундук, деревянные и резиноые предметы, иллюстрации рисунки по теме, варежка с магнитом, костюм для  игрового персонажа, пиктограммы, экран-мультимедиа, ноутбук.

Словарная  работа: металл, полезные ископаемые,металлические предметы, магнит, притяжение.

Предварительная работа. Игры с металлическими предметами в группе, в уголке экспериментирования (металл.конструктор) , игры с магнитом.

Ход занятия.  

Педагог.Ребята, мы с вами живём в  большой стране  России,которая  занимает большую территорию. Она богата  разными полезными ископаемыми, которые  находятся  глубоко под землёй. Мы  сегодня  станем  исследователями  и будем определять, какими свойствами  обладают металлы    Мы собирали коллекцию Какую?(Ответы детей)           (Слайды  1,2)

Педагог. Ребята, послушайте  загадку:

Толстый тонкого побьёт,

Тонкий что-нибудь прибьёт.  

(Слайд  3)

Ребята, как вы думаете, о каком предмете эта загадка?

Дети. Эта загадка о молотке.

Педагог.Правильно, эта  загадка о молотке. А из чего сделан молоток?

Дети. Молоток сделан из  металла.

Педагог. Да, молоток сделан из металла. Как  можно о нём сказать? Если он из металла,то   какой он?

Дети. Он  металлический.

Педагог.Правильно.А вы знаете, для чего нужен молоток?

Дети.Молоток нужен, чтобы забивать гвозди.

Педагог. В  далёкие времена  молоток использовали   с другой целью. Например,если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по  металлическому  предмету. Стук разносился  далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь.

Педагогстучит молотком по металлическому предмету.

В группу вбегает  Почемучка.

Почемучка. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Что, где горит?

Педагог. Во- первых, здравствуйте.У нас ничего не горит. А вот ты, Почемучка, чем-то-то сильно взволнован .Сядь, успокойся, расскажи нам, кто ты, как  тебя зовут.

Почемучка. Я –мастер  почемучка. Хорошо, что у вас ничего не горит.А почему  вы так громко стучали?

Педагог. Я рассказывала детям, как в давние времена при помощи молотка сообщали  всем о том, что где-то пожар.

Почемучка. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали.

Педагог. Нет, Почемучка,брали не палки, а что-нибудь металлическое и  стучали.

Опыт 1.

Дети стучат сначала  деревянными палочками, а потом - металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему.  Делают вывод. ?         (Слайд  4)

Вывод: Деревянные предметы издают глухие звуки, а металлические –звонкие звуки.  (Вывешивается пиктограмма)

Педагог:  А ты умеешь отличать металлические предметы от неметаллических? Может, мы с детьми тебе поможем в этом

Почемучка: Да я и сам это умею! (заталкивает в сундук,  открывает его и говорит: «Смотрите вот сколько у меня  всякого добра!»

Педагог.Ой! Почемучка, у тебя тут такой беспорядок. Ребята поможем Почемучке навести порядок в его сундучке.

Игра  «Наведи порядок  в сундуке»

Цель: классификация предметов  по  признаку  «из чего сделано».

Дети берут предмет, называют его, рассказывают из чего он сделан, где используется.

Педагог.Дети, а вы знаете, что ещё можно сделать из металла?

Ответы детей.

Почемучка. А я тоже знаю такие предметы!

Педагог.Хорошо, Почемучка, назови нам  предметы, сделанные из металла.

Почемучка:задумывается- Стул!

Педагог.  Стул сделан из металла, но ты не сможешь его поднять.  Металл он тяжёлый.  Мы с детьми сейчас это докажем.

Опыт 2.

Педагог берёт две пластины –одинаковые по размеру: металлическую и деревянную.  

Педагог.А давайте проверим  на весах, какая из них тяжелее.(работа на весах)

(Слайд 5)

Вывод: Металлическая пластина тяжелее  деревянной.

 (Вывешивается пиктограмма)

Педагог:Металлы  можно нагревать до больших температур.  Они становятся  мягкими, и из них можно  изготавливать разные  поделки и предметы  

( Слайд 6)

Дети кладут на отопительную батарею  металлическую пластину.

 Педагог. Пока пластина лежит на батарее, мы с вами подвигаемся. 

Физминутка «Не ошибись».

Я называю разные слова :

На  название  металла вы  делаете хлопок над головой, а на другие слова- одно приседание. Будьте внимательны!

Педагог: Давайте посмотрим, что стало с пластиной.

Дети достают её, трогают руками и отмечают, что она стала  тёплой.

Вывод:   металлы  при нагревании становятся тёплыми .

 (Вывешивается пиктограмма)

Педагог.Почемучка, я сейчас покажу тебе и детям  фокус.- надену  волшебную рукавичку , и все предметы к ней прилипнут.

Опыт  3.

Педагог надевает рукавичку и проводит ею над мелкими предметами.

Педагог. Что произошло и почему?

Дети отвечают.

Педагог предлагает детям проделать то же самое с разными предметами (достать из воды металлические предметы).

Педагог вместе с детьми делает вывод: металлические предметы притягваются к магниту. (Вывешивается пиктограмма)

(Слайд  7)

Опыт 4.  

Педагог. Как вы думаете, дети, металл имеет цвет?

Дети отвечают (да, нет).

Педагог. Давайте проверим, возьмем кусочек наждачной бумаги и потрем о металл. Что мы видим?

Дети. Металл заблестел.

Педагог. Да, металл имеет свой цвет и особенный металлический блеск. 

Опыт 5.  

Педагог. К нам пришел еще один гость, Мастер Самоделкин. Наверное, он что-то интересное нам покажет.

Самоделкин кладет на металлическую часть молотка железный гвоздь и бъет по нему другим молотком. Гвоздь расплющивается.

Самоделкин объясняет детям смысл фокуса:У металлов есть свойство – расплющиваться от сильного удара, это называется ковкостью. (Вывешивается пиктограмма)

(Слайд 8)

Педагог. Послушайте стихотворение.

Эй, кузнец, молодец!

Захромал мой жеребец,

Ты подкуй его опять!

«Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два и готово!»

(Слайд с кузнецом)

Работа с однокоренными словами.

Педагог. Ребята, вы молодцы, работаете хорошо! А сейчас мы должны разгадать кроссворд.

Дети отгадывают кроссворд.

Педагог.Ребята, вы сегодня многое узнали о металлах, давайте еще раз расскажем, какие свойства и качества имеют металлы.

Ребята. Металл тяжелый, меет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, из него можно делать разные предметы, металл обладает ковкостью.

Почемучка. Ой, спасибо, ребята, так много нового узнал я о металлах, пойду, расскажу обо всем своим друзьям, чему я научился. До свидания!

Дети прощаются с гостями и уходят.