Рабочая программа родительского клуба "Скоро в школу"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудимова Алла Петровна

Комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительский клуб "Скоро в школу"69.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родительского клуба «Скоро в школу»

Тамбов 2015

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл

 ребенка за руку в детские годы, что вошло

 в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

 человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

 В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Дошкольное детство пролетает стремительно. Кажется, совсем недавно малыш пришел в детский сад, а уже через несколько месяцев он станет первоклассником. Сколько интересного и, в то же время, пугающего своей неизвестностью, ждет его впереди. В этот период каждому ребенку необходимо особое внимание, поддержка, помощь со стороны родителей. В рамках проекта разработаны формы работы с родителями и детьми, подобран теоретический материал и практические упражнения, способствующий формированию «родительской готовности к школе».

В нашем детском саду для родителей детей старшего дошкольного возраста организована работа клуба «Скоро в школу». Заседания клуба проходят 1 раз в  месяц. Посещают клуб 12-17 родителей. План работы клуба утверждается на первом заседании (план предварительно разрабатывается на основе вопросов и пожеланий родителей и размещается на групповых стендах за 10-15 дней до первого заседания). Одно из главных условий – создание доброжелательной атмосферы, располагающей к общению (посещения без принуждения).

Участники: воспитатели и специалисты ДОУ, воспитанники подготовительной к школе группы  и их родители.

Актуальность

 Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.

Наше исследование показало, что для родителей будущих первоклассников характерно следующее:

 Недостаточный объём знаний о компонентах готовности детей к школе.

 Трудности в оказании помощи ребёнку при подготовке к школьному обучению.

 Слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.

Подготовительная работа: подбор нормативных документов, сбор информации о школах района.

Новизна программы заключается в следующем:

- разработан комплекс тренингов детско-родительского взаимодействия, при подготовки ребенка к школьному обучению.

Цель- повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

 -Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «Готовность детей к школе».

- Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.

- Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.

 -Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие.

Реализация программы  предполагает следующие этапы:

Диагностический этап. Цель: выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч.

Основной этап. Цель: отобрать информационный материал, разработать игры и упражнения и апробировать их на практике.

Заключительный этап. Цель: систематизировать информацию,  полученную на основном этапе, подвести итоги.

 По итогам каждого занятия родителям выдаются буклеты, памятки, распечатки, которые отражали основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в условиях семьи. Материалы  будут  включены в итоговый сборник «Родителям будущих первоклассников». Информационный сборник – это комплекс чёткой, доступной, востребованной информации теоретической и практической направленности по проблемам готовности детей к школе.

Календарно-тематическое планирование заседаний родительского университета.

Темы встреч и их краткое содержание

Формы проведения

Ответственные

Сентябрь

Вступительное слово заведующей «О работе клуба»

«Значение режима дня в жизни дошкольника»

1.Информирование о результатах предварительного анкетирования родителей и опроса детей о знании режимных моментов.

2. Сообщения:

«Что такое рационально организованный режим дня?»

«Обеспечение двигательной активности ребенка»

«Изменения в режиме дня ребенка, связанные с поступлением в школу»

«Организация сна ребенка»

«Просмотр телепередач»

Устный журнал:

Лекция – беседа

  • Обсуждение предварительного опроса родителей и детей
  • Ознакомление с памяткой «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»

Заведующий

Педагог-психолог

Инструктор по ФК

Октябрь

«Развитие речи дошкольника» Сообщения:

  • Развитие звукопроизношения
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  • Развитие слоговой структуры слова.
  • Развитие связной речи:
  • Развитие диалогической речи (сказки по ролям)
  • Развитие монологической речи (пересказ, составление рассказа по картине)
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие фонематического слуха.

Устный журнал:

Лекция – беседа

Ознакомление с памятками  

Учитель-логопед

Ноябрь

«Как помочь ребенку стать внимательным»

1.Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс»

2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум.

Встреча-студия:

  • Обсуждение предварительного анкетирования родителей
  • Сообщение по теме собрания
  • Работа в группах

Педагог-психолог

Декабрь

«Компьютер в жизни ребенка.  Информационная безопасность»

1.Сообщение результатов анкетирования.

2.Выступление психолога «О компьютерной зависимости»

3. Тест-игра для родителей «Возрастной портрет моего ребенка. Воздействие компьютера на его личность»

4. Мнение эксперта – зам.заведующего

Ток-шоу:

  • Обсуждение предварительного анкетирования родителей
  • Выступления
  • Тест-игра
  • Ознакомление с памятками

«Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»

«Дети и телевизор»

Педагог-психолог,

Зам. заведующего

Январь

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

1.Осмотр выставки детских работ.

2.Решение кроссворда по теме собрания.

3.Сообщение педагога-психолога «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

4. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью медиатора»

5. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка»

Встреча-практикум:

  • Сообщение по теме собрания. Выполнение родителями заданий в ходе сообщения.
  • Практикум
  • Слайд-шоу
  • Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
  • Ознакомление с памяткой «развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Педагог-психолог

Зам. заведующего

Воспитатели

подготовительной к школе группы

Февраль

« Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников»

«Интеллектуальные игры дома»

Встреча-практикум:

  • Сообщение по теме собрания. Выполнение родителями заданий в ходе сообщения.
  • Практикум
  • Игровой калейдоскоп на развитие умственных способностей ребенка
  • Ознакомление с памяткой

Педагог-психолог

Март

 «В школу с хорошим аппетитом».

1.Сообщения:

«Влияние питания на здоровье дошкольника».

2.Слайд-шоу « Витамины и полезные продукты»

2. Развлечение (родители + дети) «Путешествие на остров Здоровья».

Встреча-студия:

  • Сообщение по теме собрания
  • Ознакомление с памяткой «Меню для первоклассника на  неделю».
  • Творческие выступления детей
  • Спортивное развлечение

Инструктор по ФК

Воспитатели подготовительной к школе группы

Ст. медсестра

Дети подготовительных групп

Апрель

«Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»

1.Выставка рисунков:

детей «Как я представляю себя в школе»,

родителей  «Каким я представляю своего ребенка в школе».

2.Сообщения:

- «Готовность к школе: психологическая, физическая, специальная»

«Готовность к школе родителей»

3.Напутственное слово воспитателя

Встреча-студия:

  • Сообщение по теме собрания
  • Создание родителями  портрета «Идеальный первоклассник»
  • Ознакомление с памятками

«12 советов родителям будущих первоклассников»

«Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу»

Педагог-психолог,

Зам. заведующего

Май

«Скоро в школу»

Семейный конкурс:

  • Конкурсная программа
  • Подведение итогов работы клуба.
  • Награждение.

Заведующая,

Зам. заведующего,

Педагог-психолог,

Воспитатели

Углублённое обследование детей проводится перед поступлением детей в школу (с февраля по май). Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе ориентиром чаще всего служит карта-характеристика. В карте заложены уровни готовности к обучению по следующим параметрам:

 — Психологическая и социальная готовность;

 — Развитие школьно-значимых психофизиологических функций;

 — Развитие познавательной деятельности;

 — Состояние здоровья.

Карта-характеристика построена в виде теста. Результаты обследования фиксируют (обводят кружочком) в карте-характеристике. Которую заполняют педагоги, воспитатели и психологи во время тестировании ребёнка.

 На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности ребёнка к школе даёт медико-психолого-педагогический консилиум ДОУ.

Карта-характеристика

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

А. Желание учиться в школе:

 1) Ребёнок хочет идти в школу

 2) Особого желания пока нет

 3) Идти в школу не хочет

Б. Учебная мотивация:

 1) Осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

 2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь новые школьные принадлежности и т.д.)

 3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребёнок не видит.

В. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

 1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.

 2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.

 3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения.

 1) Поведение организованное.

 2) Поведение недостаточно организованное.

 3) Поведение неорганизованное.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

 Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат;

 1) Нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет. Речь правильна, отчетлива.

 2) В фонематическом строе речи и звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).

 3) Ребёнок косноязычен — не умеющий грамотно и красиво формулировать мысли или говорить. Имеет дефект произношения. На лицо у ребёнка расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение (необходимо наблюдение у логопеда).

Б. Мелкие мышцы руки;

 1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.

 2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.

 3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами ребёнок работает плохо.

В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

 кость;

 1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.

 2) Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

 3) Ориентация в пространстве, координация движения развиты плохо, неуклюж, мало подвижен.

Г. Координация в системе «глаз — рука»;

 1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимая на расстоянии (с доски, с книги).

 2) Графический образ, зрительно воспринимаемый с расстояния, переноситься в тетрадь с незначительными искажениями

 3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемый с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

 картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

 1) Соответствует средним показателям возрастной группы.

 2) Ниже средних показателей возрастной группы.

 3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

 Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

3. Развитие познавательной деятельности:

А. Кругозор:

 1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором он живёт, о животных, о растениях, временах года.

 2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим .

 3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие речи:

 1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

 2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна.

 3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

 1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

 2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.

 3) Уровень активности, самостоятельности достаточно низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

 1) Ребёнок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

 2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняется со стимулирующей помощью взрослого.

 3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

 4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь. Помощь воспринимается с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности:

 1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

 2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологическом поддержке.

 3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности:

 1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставлять все полученные результаты с поставленной целью.

 2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.

 3) Результаты усилий ребёнка совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого соответствия.

Ж. Темп деятельности:

 1) Соответствует средним показателям возрастной группы.

 2) Ниже средних показателей возрастной группы.

 3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Результат после проведения тестирования ребёнка:

 Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:

Выше среднего и средний – большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего — большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.

Низкий — большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий – интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем, при оценке большинства показателей 3-м .

4. Состояние здоровья.

1) Особенности развития ребёнка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковы имелись, повлиявшие на развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания).

 2) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребёнок начал ходить, говорить).

 3) Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность – сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

 Группа здоровья __________________

 Заключение __________________________________________________________

 Рекомендации по индивидуальной работе с ребёнком ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В дополнение к карте-характеристике проводят обследование будущих первоклассников, в основу которого положен принцип достаточного минимума.

Консультация для родителей

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

          Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность, высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность, формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми.

 Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?

 • Общее развитие:

 - ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;

 - умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;

 - имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;

 - активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;

- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.

 • Развитие памяти и внимания:

- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;

 - переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;

 - может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;

 - после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.

 У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.

 • Речевое развитие:

- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;

 - четко дифференцирует все звуки;

- может выделять звук в начале, середине, конце слова;

 - может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;

 - использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;

 - умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;

- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.

 Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.

 • Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:

- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;

 - может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;

- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;

 - дорисовывает элементы согласно схеме (образцу);

 - находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;

- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.

 Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.

 • Социально-личностное развитие:

- ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;

 - может заниматься и учиться, а не только играть;

 - может планировать свою деятельность, не действует хаотично;

- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;

- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;

- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;

- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;

- способен управлять своим поведением.

 Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.

 • Развитие движений и пространственная ориентация:

- ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;

 - освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;

 - при сохранении равновесия движения координированы и ловки;

- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.

 • Здоровье:

 - ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;

- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;

 - спокоен, нераздражителен, усидчив;

- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)

- в речи нет выраженных задержек в развитии.

 Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.

Тренинг детско-родительских взаимоотношений.

Несмотря на то, что специалисты, занимающиеся проблемами развития детей и оказания им разнообразной помощи, подчас придерживаются диаметрально противоположных взглядов, все они единодушны в том, что родители являются наиболее значимыми людьми для своих детей, особенно в те годы, когда еще только формируется личность ребенка. Задолго до того, как Зигмунд Фрейд (1938) высказал гипотетическое предположение о влиянии процесса взаимодействия родителей и детей на их поведение, повсеместно признавалось, что родители играют огромную роль в развитии своего ребенка, "Достаточно проанализировать в историческом контексте развитие религии, социальных отношений, культуры и образования в том или ином обществе, чтобы прийти к выводу, что во все времена влияние родителей на поведение детей, рассматривалось как "определяющее".

Анализ психолого-педагогических исследований по вопросам семейного воспитания свидетельствует о том, что в распоряжении родителей всегда находилась более чем достаточная информация по вопросам воспитания детей и другим, семейным проблемам.

Однако, несмотря на обилие материалов по вопросам воспитания и развития детей, традиционно получаемых семьей, большая их часть не могла обеспечить родителям помощь на профессиональном уровне.

Практически во всех случаях коррекционные программы были разработаны с целью выявления через анализ взаимодействия родителей и детей тех переменных, которые связаны с личностным развитием ребенка, Такие подходы делают совершенно очевидным тот факт, что родители не становятся равноправными партнерами, а остаются пассивными участниками процесса консультирования, рассматриваемыми лишь как своеобразное "средство" воздействия на ребенка, К тому же, подобный подход не предполагает формирования у родителей навыков, которые они могут применить в различных ситуациях в ходе взаимодействия со своим ребенком и таким образом изменить их "директивное" отношение к нему.

Особенности нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок" связаны главным образом с неэффективными способами общения и поведения родителей во взаимодействии с детьми.

Причины неэффективного родительского отношения в семьях с авторитарным и гиперсоциальным стилем воспитания следующие:

• ригидные стереотипы воспитания;

• педагогическая и психологическая некомпетентность родителей в выборе средств, методов и постановки целей воспитания;

• нечеткое понимание понятий авторитетности и авторитарности в воспитании детей;

• неразвитая способность к рефлексивному поведению;

• личные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть "направлены лишь с помощью комплексного подхода, сочетающего общепедагогические и психокоррекционные методы работы с родителями.

С этой целью  была разработана модель программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях на основе интерактивного подхода. Этот подход базируется на нескольких стратегиях групповой работы с родителями.

Во-первых, на стратегии тренинга родительской эффективности Т. Гордона. В рамках, которой основное внимание концентрируется на формировании у родителей коммуникативных навыков рефлексивного слушания.

Теоретическая база подхода - психотерапия, центрированная на клиенте,        К. Роджерса. Подход ориентирован на принятии ребенка, признании самоценности его личности, ориентации на его проблемы посредством глубинного эмпатичного понимания поведения ребенка.

Цели и задачи программы.

Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормальному взаимодействию».

Задачи программы:

1. Сформировать представление об основных компонентах двустороннего общения.

2. Научить родителей реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением своих чувств.

3. Помочь родителям осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, и изменить восприятие собственного ребенка.

4. Развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия).

5. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

6. Ознакомить родителей с основными особенностями развития личности дошкольника и причинами возможных отклонений в поведении.

Результатом программы должно стать построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям, приобщения родителей к базовым знаниям о потребностях и поведении детей; развития навыков коммуникации в процессе межличностного общения.

Предмет коррекции: неэффективные способы взаимодействия родителей с детьми.

Объект коррекции: родители с проблемами нарушений взаимоотношений в диаде "родитель - ребенок".

Структура коррекционно-обучающей программы.

Программа включает три основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:

I этап - ориентировочный (2 занятия);

II этап - объективирование трудностей (3 занятия);

III этап - реконструктивно-формирующий (3 занятия);

IV этап - обобщающе-закрепляющий (2 занятия).

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместное психолого-педагогическое консультирование), с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений.

Специфическими эффектами участия родителей в данной программе являются повышение их сензитивности к чувствам и переживаниям детей на основе более адекватного представления о детских возможностях, ликвидация психолого-педагогической некомпетентности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком, осложнение жесткого контроля со стороны родителей и навязывания ими своей воли.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации ребенком; коррекция некоторых личностных особенностей характера (тревожность, доминантность, неуверенность, неспособность владеть собственными чувствами).

Основная форма занятий по данной программе когнитивно-поведенческий тренинг.

Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации когнитивно-поведенческого тренинга:

1) Принцип групповой работы: вся работа и все выводы делается совместно.

2) Принцип последовательности в выстраивании процедур по усвоению и отработке новых, более эффективных, по сравнению со старыми, форм поведения (сначала участникам группы демонстрируется образец этого поведения и организуется его обсуждение, затем ведущий дает подробную инструкцию с выделением основных компонентов для эффективного выполнения демонстрируемого образца, и только потом включаются практические упражнения по закреплению и отработке новых навыков поведения).

3) Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение информации от других членов группы, анализирующих результаты выполнения упражнений. Благодаря этому каждый участник может корректировать свое последующее поведение, заменяя старые неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Для этого на занятиях создаются условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе.

4) Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях, Взрослый должен иметь естественную заинтересованность в изменениях своего отношения в ходе работы, т, к, принудительно личностные изменения поведения в положительном смысле, как правило, не происходят.

5)Принцип самостоятельности: формирование у родителей уверенности в себе через "ежедневное выспрашивание" (анализ) чувств, состояний.

6) Принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений эффективного взаимодействия с детьми.

7) Принцип компетентности в вопросах власти и авторитета человеческих отношений: родители узнают о тех издержках, которые подстерегают их на пути попустительства и авторитарности. Учатся новому способу взаимодействия на основе субъект-субъектных недирективных отношений в процессе выполнения отдельных упражнений и участия в дискуссиях на определенные темы.

Структура занятия.

Каждое занятие, независимо от коррекционного этапа программы и его конкретного содержания включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, не перебивая; а также создать позитивный настрой на занятие, обеспечить эмоциональное отреагирование и информировать участников о содержании предстоящей работы. Для решения этих задач выполняются упражнения и игры на психологический "разогрев" и на снятие эмоционального напряжения: слушание музыки, дыхательная гимнастика, элементы саморегуляции.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию соответствующего этапа коррекционной программы. Например, на первом этапе программы родители знакомятся с правилами функционирования тренинговой группы, с принципом безусловного принятия ребенка; получают представление о характеристиках педагогического и психологического общения и т. д.

Заключительная часть ставит своей целью снятие у родителей эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом обсуждение домашнего задания. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями. Вопросы могут быть типа: "что понравилось и что не понравилось; почему", "что мешало выполнять задание сегодняшнего занятия", "что было особенно трудно выполнить и почему" и т.п.

Домашнее задание является обязательным на каждом занятии и используется как элемент метода педагогической формы поведенческого тренинга. Оно имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, касающихся способов взаимодействия родителей с детьми. Представление домашнего задания - устный рассказ родителей о результатах своих воспитательных усилий, осуществляемый в начале или в конце занятия. В некоторых случаях (в зависимости от цели занятия) - в основной части занятия.

Ритуал прощания может проводиться в нескольких вариантах:

I. Вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу.

II. Через специальные упражнения и игры (ромашка, записки и сигнал).

Средства и методы, используемые на занятиях.

1. "Методика репетиция поведения": участникам демонстрируется модель неэффективного и оптимального поведения в какой-либо ситуации межличностного общения, Затем происходит моделирование этого поведения с помощью ролевой игры в группе и апробация нового поведения через выполнение домашнего задания.

2. Метод проигрывания ситуации взаимодействия с ребенком; анализ ситуации, поступков, действий родителей и детей, их коммуникаций в решении проблем» Метод основан на составлении реестра этих поступков и их классификация на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

3. Метод анализа коммуникаций "ребенок - родитель" при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты:

а) ребенок - родитель - проблема (проблема ребенка, родители -препятствие в ее решении);

б) родитель - ребенок - проблема (проблема родителя, родитель -препятствие к ее решению);

в) ребенок - проблема (проблема ребенка, это только его проблема);

г) родитель - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается).

4. Метод анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?" Психолог в ходе анализа должен подвести родителя к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблему); активное слушание (декодирование чувств ребенка); обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.

5. Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия "ребенок - взрослый" базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Дрейкус). Метод строится на следующих принципах организации эффективного общения:

Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление степени самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа "Я".

Во-вторых, коммуникация должна строится как безоценочная, т.е. необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка, ставить диагноз, "навешивать ярлыки", делать негативные прогнозы на будущее ребенка.

В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуникации падает на отражение эмоциональных компонентов активности и деятельности ребенка.

В-четвертых, взрослый в коммуникативном акте должен стать инициатором предложения кооперации и сотрудничества с ребенком в разрешении проблемных ситуаций.

Реализация намеченных принципов требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активного") слушания, техники использования "Я-высказываний" и техники разрешения конфликтных ситуаций.

Техника активного слушания включает невербальные и вербальные компоненты. К невербальным относятся:

• установление перцептивного контакта с ребенком - позиция лицом к лицу; визуальный контакт на уровне глаз; заинтересованность во взгляде взрослого;

• теплая улыбка взрослого;

• ласковая, мягкая интонация, умеренная громкость голоса и средняя скорость речи;

• дистанция в пространстве между ребенком и взрослым в пределах 50-70 см.

К невербальным компонентам коммуникации можно отнести невмешательство в активность и деятельность ребенка, молчаливое, заинтересованное слушание.

Вербальные формы выражения эмпатии включают повторение высказываний ребенка и перефразирование, предполагающее более полное и углубленное описание чувств и переживаний ребенка взрослым, по сравнению с исходным высказыванием.

Техника «Я - сообщения (высказывания)» основана на уровне языка и на уровне чувств, «Я - сообщение» - сообщение, когда человек напрямую говорит о том, что он чувствует без личностных оценок факта случившегося. Во-первых - сообщение о своих чувствах, Во-вторых - описание факта случившегося.

Полная структура «Я - высказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций взрослого характера поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства, описание причин возникновения аффективной реакции, указание возможным результатов и следствий продолжения поведения ребенка.

• Метод обсуждения и разыгрывания ситуаций "Идеальный родитель и ребенок" глазами родителя и ребенка. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального общения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Например: упражнение "уговаривание" - уговорить ребенка что-нибудь сделать методом перефразирования. Роль ребенка выполняет кто-либо из взрослых участников тренинга. Его задача: отказаться любыми путями от предложений родителя, используя слово "если"...

• Метод групповой дискуссии позволяет вызвать индивидуальные стереотипы воспитания, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам.

Темы для обсуждения, используемые в групповой работе с родителями:

1. "Роль родительских ожиданий" (что хотят родители от детей, какими они видят их в будущем).

2. Что должны дать родители детям, и что дети должны дать родителям (обсуждение цели и сути воспитания, Сводится ли воспитание к обучению или это общение?).

3. Неадекватные аффекты в отношениях с детьми (эмоциональные счеты к ребенку, границы требований и контроля за поведением ребенка).

4. "Как мы наказываем детей" (способы наказания: эффективные и неэффективные).

5. Стереотипы взаимодействия с детьми (вербальное и невербальное общение с ребенком).

6. Наши конфликты с детьми (причины и источники конфликта, способы их разрешения, обоюдно выигрышная позиция в конфликте).

7. "Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку" (Возрастные особенности нервной системы и поведения детей в период 5-ти летнего и 6-ти летнего возраста; чему учить, что требовать и чего не стоит делать в этом возрасте. Связь типа нервной системы ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) и типа реагирования с характером предъявляемых взрослым требований или устанавливаемых целей воспитания).

Т.о. ряд групповых дискуссий и практических упражнений может помочь родителям обнаружить источник их неверных убеждений, понять, что некоторые взгляды должны со временем меняться.

Содержание программы.

Первый этап - ориентированный (занятия №1-№2).

Общие задачи, реализуемые в ходе занятий:

- снижение эмоционального напряжения;

- создание положительного эмоционального настроения;

- инвентаризация проблем.

Занятие №1.

Цель: знакомство с группой; формирование взаимного доверия; освоение правил функционирования группы; знакомство с принципом безоценочного (безусловного принятия).

Ход занятия:

I. "Разминка".

1. Игра "Знакомство - имя" (представиться группе сначала от своего имени, а потом от имени своего ребенка). Можно назвать свой возраст, профессию, интересы.

2. Психологическое упражнение "передача хлопков по кругу" (затем цвета, чувства раздражения и благодарности).

3. Знакомство участников с основными правилами работы в группе (обращаться по имени и на "ты", открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие "здесь и теперь", избегать непосредственных оценок друг друга).

I. Основная часть

1. Инвентаризация проблем: написать 10 любых проблем, которые возникают у вас с детьми в процессе общения. Проблемы распределяются в трех столбиках:

*Проблемы ребенка

*Мои проблемы

*Наши общие проблемы

1. Обсуждение проблем по вопросам:

- Какой столбик заполнен больше остальных?

- Почему так получилось?

- Можем ли мы быть моделью образцового поведения для ребенка?

1. Упражнение "Идеальный родитель и ребенок". Лист бумаги делится на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.

2. Знакомство и обсуждение принципа безусловного принятия человека, ребенка.

3. Способы безусловного (вербального и невербального) принятия ребенка :

- упражнение "Глаза в глаза";

- упражнение "Встреча ребенка как самого лучшего друга";

- упражнение на вербальных способов принятия: "Я хочу тебе подарить; мне нравится в тебе..."

III. Заключительная часть.

1. Обмен впечатлениями друг о друге и о ходе занятия,

2. Домашнее задание: В течение следующей недели (двух-трех дней) постараться отследить и посчитать количество эмоционально "теплых" и холодных высказываний по отношению к ребенку. Попробовать обнимать ребенка не меньше четырех раз в день (не считая утренние приветствия и поцелуи на ночь). Ритуал прощания.

Занятие №2.

Цель: дать представление об особенностях развития личности ребенка и причинах возникновения эффекта непослушания; и способствовать осознанию собственных стереотипов в воспитании ребенка.

I. "Разминка".

1. Упражнение "Ассоциации".

2. Упражнение "Я рад(а)".

3. "Поводырь и слепец".

II. Основная часть

1. Упражнение "Смена ролей": диалог 2-3 минуты в разных позициях. Один участник играет роль ребенка и сидит (стоит) на стуле, а другой - родитель, усаживается возле стула.

2. Обсуждение и обмен чувствами, Дается понятие дистанции в общении и способ устранения негативных взаимоотношений между родителем и ребенком через изменение дистанции в процессе общения.

3. Упражнение "Смена ролей":

1) Участники следуют прежней инструкции, но стараются дотянуться друг до друга в течении 30 секунд, т.е. один поднимает руку, другой опускает, 2) Позиции те же, но при выполнении упражнения участники не должны смотреть друг на друга.

Дискуссия: обсуждение эффекта непослушания и безразличия, границ родительского вмешательства в детские дела.

III. Заключительная часть.

1. Обмен впечатлениями в ходе занятия,

2. Упражнение "Дерево" и "Восковая палочка".

3. Домашнее задание: Описать круг дел (составить список), с которыми ваш ребенок в принципе мог справиться самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Выбрать из этого списка несколько дел и постараться не разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрить старания ребенка, несмотря на их результат.

4. Ритуал прощания.

Второй этап - объективирование трудностей (занятия №3-№5).

Общие задачи, реализуемые в ходе занятий №3-№5 - эмоциональное отреагирование родителями чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия с детьми;

- формирование продуктивного образа родителя и ребенка;

- обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях;

- тренаж эффективных речевых сообщений родителей, адресованных ребенку;

- Дальнейшая диагностика внутриличностных и межличностных проблем.

Занятие №3.

Цель- обучение навыкам саморегуляции; поиск резервов; обучения способам эффективного слушания; осознание "дистанции" в воспитании ребенка.

I. "Разминка".

1. Упражнение "Озеро покоя".

2. Обучение родителей навыкам расслабления, успокоения и саморегуляцию через выполнение серии упражнений,

- "Снятие напряжения в 12 типах",

- "Мое самое спокойное место",

- "Вселенная".

II. Основная часть.

1. Обучение умению слушать партнера по общению,

а) Упражнение "Истинные и ложные утверждения": необходимо сообщить партнеру утверждения, которые вы считаете истинными, А он должен повторить услышанное, стараясь подражать голосу, тону, интонации, выражению лица, позе партнера. Упражнение выполняется в парах со сменой ролей;

б) Упражнение "Ты - сообщения": один партнер произносит, какие либо утверждения, которые кажутся ему верными, а второй должен выслушивать не перебивая и повторить высказывание, начиная его словами: "Ты имеешь в виду, что ...". Его задача - трижды добиться согласия.

Например: "Мне кажется, что здесь жарко".

"Ты имеешь в виду, что тебе здесь дискомфортно?"

"Да" и т.д. Упражнение выполняется несколько раз в парах сменного состава.

2. Знакомство с правилами эффективного слушания и их обсуждение:

- слушать с полным вниманием то,/ что говорит собеседник;

- избегать предварительных предубеждений о том, что собеседник собирается сказать;

- не пользоваться чужими и предвзятыми оценками;

- задавать вопросы что бы прояснить любые многозначные высказывания;

- кратко пересказать собеседнику то/ что он сказал.

3. Упражнение "Позиция сверху и снизу" (нападающий и потворствующий)

Выполняются в парах. Задача участников: один должен руководить действиями другого партнера, используя только руководящие указания. Исполнитель должен строго придерживаться рекомендаций. После выполнения идет обмен ролями и обмен чувствами, которые испытывали при выполнении упражнения.

4. Упражнение "соперничество": партнеры придумывают ситуацию взаимодействия, которые они должны выполнить совместно/ при помощи жестов, пантомимики и рисунков-схем. Например: надо поднять стул и вынести его в коридор.

5. Заполнение таблицы «Сам и вместе с ребенком»: родители должны вспомнить и распределить 2-е колонки дела, обязанности; которые их дети могут выполнять самостоятельно и только при их участии.

Обсуждение таблицы по вопросам: «Есть ли у вас столкновения с ребенком на почве выполнения каких-либо дел?», «Что он может выполнять и что он должен выполнять сам?», «Придумайте вспомогательное средство, которое могло бы заменить ваше участие в каком-либо деле ребенка».

III. Заключительная часть.

1. Обобщение предыдущих упражнений и вывод: «При взаимодействии с ребенком старайтесь помнить о том, как вы общаетесь с ним». Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка, позволяйте ему ошибаться. Только тогда он будет взрослеть, и становиться «самостоятельным».

2. Домашнее задание: Вместе с ребенком составьте таблицу «Сам и вместе». Обсудите все возможные перемещения из колонки «Вместе» в колонку «Сам», которые возможны в ближайшем будущем.

3. Ритуал прощания.

Занятие №4 .

Цель: диагностика уровня восприятия чувств ребенка в коммуникации; обучение способам активного слушания; обучение навыку декодирования чувств ребенка.

I. Разминка.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Я прав».

3. Упражнение «Передача хлопков по кругу».

4. Упражнение «Восприятие чувств ребенка»: родители заполняют таблицу где перечислены высказывания ребенка и варианты возможных чувств, которые испытывает ребенка. После её заполнения проводится анализ уровня восприятия родителями чувств своего ребенка.

II. Основная часть.

1. Разбор контрольных ситуаций взаимодействия с ребенком:

а) ребенок пришел из школы очень расстроенным и сообщает родителям о том, что больше туда никогда не пойдет;

б) родителям предлагается вспомнить ситуации (1-2), когда им было трудно заставить ребенка что-либо выполнить, если он был не в настроении.

2. Правила поведения диалога по способу активного слушания.

3. Отработка навыка ведение "активного" диалога:

а) группа работает, вместе обсуждая варианты ответов родителей на те или иные реплики (высказывания) детей;

б) индивидуальная работа по заполнению 3-го столбца таблицы "Восприятие чувств ребенка", графа "Ваш ответ".

Например, ребенку сделали укол, он плачет и говорит "Доктор плохой!" Ваш ответ - "тебе очень больно и ты обиделся на доктора".

III. Заключительная часть.

1. Обмен мнениями и чувствами о ходе занятия. Ответы на вопросы родителей.

2. Домашнее задание: начните применять "активный" диалог в общении с вашим ребенком, помня о правилах его ведения. Попробуйте отследить положительные и отрицательные последствия такого общения в своем и детском поведении.

3. Ритуал прощания.

Занятие №5.

Цель: определение эффективности речевых сообщений родителей, адресованных детям; реконструкция коммуникаций между родителями и детьми; отработка навыка декодирования чувств ребенка.

I. "Разминка".

I. Психологическая разминка (напряжение - расслабление).

2. Игра "Восковая палочка".

3. Обсуждение (метод дискуссии): впечатления от использования "активного" слушания в общении с ребенком, трудности "активного" слушания.

II. Основная часть.

1. Знакомство с типами типичных способов коммуникации родителей с детьми с использованием специального каталога.

2. Разрывание коммуникативных установок по схеме:

1) Я вижу (что все твои игрушки разбросаны).

2) Я слышу (что ты говоришь...).

3) Я чувствую (усталость, раздражение и т.д.).

4) Я хочу что бы ты (убрал свои игрушки в коробку).

5) Если тебе понадобится помощь, то я готова тебе помочь. Упражнение практикуется в парах сменного состава с подбором конкретных ситуаций взаимодействия родителя с ребенком.

3. Работа с предыдущей таблицей (ситуации и речевое сообщение; причины неэффективности высказывания).

Задание: напишите для каждой из перечисленных выше ситуаций эффективные ответы-сообщения, избегая всех ранее перечисленных ошибок.

III. Заключительная часть.

1. Обсуждение результатов предыдущего упражнения, обмен чувствами, вопросы родителей.

2. Домашнее задание: попробуйте провести один день без слов критики и упреков в адрес вашего ребенка. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода, Посмотрите на реакцию ребенка.

3. Ритуал прощания.

Третий этап - реконструктивно-формирующий (занятия №6-№8).

Общие задачи, реализованные в ходе занятий №6-№8: обучение способам выхода из конфликтных ситуаций; дальнейшее осознание собственных чувств и установок по отношению к ребенку; обучение вербальным и невербальным способам эффективного самовыражения; расширение сферы осознания чувств и переживаний и конгруэнтности поведения.

Занятие №6.

Цели: развитие способности вербального и невербального самовыражения; обучение способам "Я - сообщения"; тренаж выражен: - конгруэнтных вербальных и невербальных сообщений.

I. "Разминка".

1. "Нестандартное приветствие": поздороваться ногами, ступнями, локтями, тыльными сторонами ладоней и т.п.

2. Упражнение на развитие пантомимических способностей самовыражения: каждый участник без слов должен изобразить загаданную ему вещь или животное, а остальные - угадывать её название.

3. Вспомнить несколько ситуаций, когда вы злились, раздражались из-за поведения (поступков, действий) своего ребенка. Обсуждение 2-3 ситуаций с выходом на проблему отрицательных переживаний родителей и причин подготовивших их.

II. Основная часть.

1. Правило "Я - сообщения" и "Ты - сообщения": в каких случаях его следует применять; " + " и "-" "Я и Ты - сообщений", разбор нескольких ситуаций с перефразированием "Ты - сообщения" на "Я - сообщение".

2. Тренинг эффективного вербального общения в коммуникации родитель - ребенок.

Задание: Заполнить таблицу с описанием ситуаций взаимодействия родитель - ребенок, используя "Я - сообщения".

3. Анализ ошибок при использовании "Я - сообщения".

4. Тренажер выражения конгруэнтных эмоций, чувств, поведения и "Я - сообщений". Сначала в группе, а потом в парах».

III. Заключение.

1. Упражнения на саморегуляцию и расслабление ("Мудрец", "Мое спокойное место").

2. Обмен чувствами. Ответы на вопросы родителей.

3. Домашнее задание: попробовать использовать "Я - сообщения" в общении с ребенком, помня о том, что успех обязательно придет с опытом!

4. Ритуал прощания.

Занятие №7.

Цель: дальнейшее осознание собственных ожиданий по отношению к ребенку и реальных возможностей ребенка; знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

I. «Разминка".

1. Приветствие - передача воображаемых: цветка, котенка, свечи по кругу.

2. Упражнение "Я хочу сегодня 1) узнать; 2) услышать; 3) научиться..." Проводится в кругу в три этапа.

II. Основная часть.

1. Работали с убеждениями родителей. Задание: дописать два списка:

I-ый - "каждый ребенок должен и обязан..."

II-й - "Любой родитель должен и обязан..."

После выполнения родители пишут у каждого списка источники, т.е., как они об этом узнали. Затем делается вывод, о том, что некоторые убеждения и ожидания вредят, мешают, ломают родителей и ребенка. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, необходимо соизмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
2. Разыгрывание конфликтных ситуаций по способам "Выигрывает только родитель" и "Выигрывает только ребенок". Анализ ситуаций подобного взаимодействия и вывод о том, что практика первого способа Формирует агрессивность или пассивность у ребенка, а второго - приводит к накоплению недовольства собственным ребенком и своей судьбой, а у детей формируется завышенный уровень притязаний в общении с окружающими:

3. Знакомство с пяти-шаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.

4. Разыгрывание ситуации: "отец приходит уставший с работы, заходит в ванную и видит ужасный беспорядок. При обращении к дочерям (дочери и сыну) он наблюдает их препирательства друг на друга..." Родители должны продолжить эту ситуацию, используя конструктивный способ разрешения конфликта.

III. Заключительная часть.

1. Обмен чувствами; вопросы родителей».

2. Домашнее задание: применить данный способ в общении с детьми и запомнить их реакции на ваше поведение.

3. Ритуал прощания.

Четвертый этап или занятие №8.

Цель: диагностика общения родителей с детьми; осознание собственных установок в развитии ребенка; принятие реального образа своего ребенка и формирование позитивного настроя в воспитании ребенка (обобщение сформулированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации).

I. "Разминка".

1. Приветствие: "Я рад(а) что сегодня...".

2. Заполнение "шкалы общения родителей с ребенком". Анализ результатов, Вывод: если запретов и проявлений отверженности ребенка - слишком много, то он начинает делать "все назло", т.е. ухудшается его поведение.

II. Основная часть.

Дискуссия: методы и правила дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.

Вывод: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

1. Составление списка правил дисциплины - из четырёх колонок: что разрешено делать ребенку по собственному желанию; собственный выбор ребенка в пределах определенных границ, условий; исключения из правил (что может делать ребенок при некоторых обстоятельствах) . 1) Категорическое "нельзя". Обсуждение этого списка и вывод: правила (ограничения. Требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, которым сообщено требование, запрет должен быть разъяснительным, дружественным, чем повелительным.

2. Упражнение "Сильные стороны моего ребенка": родители играют роль своего ребенка и от его имени говорят о его сильных сторонах (3-4 минуты). Затем в парах или тройках идет обсуждение о том, как можно использовать эти качества. После все встают в круг закрывают глаза и говорят по очереди о том, что считают ценным в своем ребенке, что хотели бы изменить, убрать. Те, кто не хочет говорить вслух, могут проговаривать про себя, передав следующему участнику сигнал - жим рукой.

3. Упражнение "Когда мне легко и сложно общаться с ребенком, то я...": участники по очереди называют свои проблемы, трудности в общении с ребенком и возможные способы их разрешения. Если возникает заминка, то группа предлагает свои варианты разрешения проблемных ситуаций.

III. Заключительная часть.

1. Обмен впечатлениями о ходе занятия невербальном и вербальном способами.

2. Настройка на уверенность в собственных силах и возможностях -упражнение "Луч", "Вселенная".

3. Ритуал прощания.

В начале и в конце цикла занятий проводятся совместные занятия родителей с детьми (или совместные консультации).

С целью диагностики и коррекции проблем нарушений детско-родительских взаимоотношений между родителем и ребенком используют:

* Упражнение "Совместное рисование".

Родитель и ребенок получают чистый лист бумаги и по одному карандашу разного цвета. Им дается задание нарисовать что-либо, выполняя по очереди один штрих (линию, кружок). Если взаимопонимание нарушено, то каждый член семьи создаст на листке свой самостоятельный образ, при том, что начало рисунка может быть общим. Создание же единого образа указывает на позитивный характер отношений.

* Упражнения для достижения понимания на разных уровнях взаимодействия: зрительном, тактильном, слуховом, кинестическом.

№1. Упражнение "Поймай ребенка": выполняется в парах. Родитель должен поймать ребенка, падающего к нему на руки спиной.

№2. Упражнение "Найди булавку": на одежде ребенка прячется булавка и родитель должен её найти, ощупывая ребенка с закрытыми глазами.

№3. Упражнение "Холодно - горячо": в комнате прячется предмет. Родитель должен найти его, следуя указаниям ребенка.

№4. Упражнение "Что изменилось": участники по очереди изменяют что либо в своем внешнем виде и по очереди угадывают эти изменения.

№5. Упражнение "Зеркало": участники в парах повторяют движения, мимику, позу и т.п. своего партнера.

№6. Упражнение "Смена ролей": родитель усаживается на пол возле стула, на котором стоит ребенок. Участники глядят друг на друга и беседуют 2-3 минуты. Затем идет обмен ощущениями.

№7. Упражнение "Архитектор и строитель": строитель (взрослый) с завязанным глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должны расставить в определенном порядке картинки (кубики) на полу (или большом листе-карте). Родитель и ребенок должны побывать в разных ролях и потом обменяться впечатлениями.

В результате проделанных упражнений ребенок и родитель постепенно начинают общаться на одном языке, понимать мысли, чувства и действия партнера. Все это гармонизирует отношения в семье, устраняет тревожность, агрессивность и другие негативные проявления в поведении ребенка.

Кадровое обеспечение реализации программы: педагог-психолог, психотерапевт, социальный педагог, социальный работник, имеющие специальную психолого-педагогическую подготовку и способные создать необходимые и достаточные условия для эффективной групповой работы с родителями.

Материальным ресурсом, необходимым для реализации программы, является наличие помещения, соответствующего требованиям для проведения тренинговых занятий.

Эффективность проводимых занятий отслеживается с помощью критерия субъективности (устных и письменных рефлексивных высказываний членов группы), данных наблюдений и результатов методик: анализ стиля воспитания (АСВ), опросник взаимодействия родителей с детьми (ВРР).

После завершения проведения психолого-педагогической коррекционной программы с целью определения ее эффективности необходимо провести повторное исследование по изучению особенностей детско-родительских взаимоотношений.