Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.
статья по коррекционной педагогике на тему

Четверикова Светлана Александровна

Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четверикова С.А.

(учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №83», г.Бийск)

Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.

В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление — игровая педагогика, которая рассматривает игровую терапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра. Игра является не только одним из любимых занятий детей, но и ведущей деятельностью, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть у индивида сохраняется на протяжении жизни.

С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у детей. Также она является главным методом обучения для ребенка. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.

Занятие игровой терапией с ребенком позволяет сблизить ребенка с взрослым и оказывает благотворное влияние на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальных норм.

Методика игротерапии охватывает  выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно.

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него, т.е. любая игра подбирается индивидуально.
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

У детей с ОНР помимо недоразвития различных сторон речевой деятельности и несовершенства языковых средств,  прежде всего, страдает коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения приводит к развитию отрицательных качеств характера, что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации. Игра на логопедических занятиях является и методом, и формой обучения дошкольников. Таким образом, развивается возможность детей активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. При положительных эмоциях в игровых ситуациях дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки. В работе учителя — логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.  В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения. С помощью игры в большей степени развивается устная речь ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.
      Одной из первых форм детской игровой деятельности является СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия; «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
 Сюжетно-ролевые игры организуют логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится логопедом в форме занятия, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателем.

Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Они имеют большое познавательное значение,
так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.
Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками.

Сегодня многие согласны с тем, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия, взаимоотношения с детьми, так как учебная деятельность неадекватна дошкольному детству. В игре ребенок учится быть открытым этому миру, начинает гибче мыслить, принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.  

Литература:  

  1. Гамазкова И. Л. Доскажи словечко [Текст]: логопедическое пособие / И. Л. Гамазкова — Дрофа, 2013. —  90 с.
  2. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. [Текст]: практическое пособие для проведения детско-подростковых тренингов /  Н.В. Зеленцова-Пешкова Ростов н/Д Феникс 2014. – 156 с.
  3. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. [Текст]: книга для родителей /О. Н. Капшук — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 221 с.
  4. Лэндрет Г.Л. (ред.) Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции. [Текст]: сборник статей, пер. с англ./ Г.Л.Лэндрет . — М.: Когито-Центр, 2007. — 479 с.