Арт-терапия, как метод корреции эмоциональных состояний у детей.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл арт- терапия,как метод коррекции.18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия, как метод корреции  эмоциональных состояний у детей.

 Эмоциональное состояние современных детей вызывает сегодня серьезную тревогу. У них отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.  Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса. 

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка, в том числе с проблемами, указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художе-
ственной деятельности как в развитии психических функций, так и в активи-
зации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства
(музыки, живописи, художественного слова, театра).
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,  поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная  арт-терапия включает множество направлений.

 В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как  музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

 Изотерапия в  отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром. 

Таким образом, ребенок, действуя в удивительном мире искусства, дает
позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он
уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества,
страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемей-
ных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему
психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно
обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ- терапия как метод раскрытия творческих способностей детей в системе здоровьесберегающих технологий

Арт-терапия –один из самых мягких и глубоких методов в арсенале психологов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, мы как будто получаем закодиро...

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей

Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей...

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"

Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...


 

Комментарии

Скажите, пожалуйста, какие методы арт-терапии вы чаще всего используете на своих занятиях?

Больше всего на своих занятиях я использую цветотерапию и музыкотерапию.