Тренинг-практикум для родителей "Детско-родительские отношения"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Вечер Ирина Сергеевна

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного и гармоничного взаимодействия.

Наша задача 1. Показать родителям важность и значимость семейного воспитания;

2. Показать родителям степень понимания своего ребенка;

3. Повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;

4.  Помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг-практикум для родителей

"Детско-родительские отношения"

  • Вечер Ирина Сергеевна педагог-психолог

Участники: группа родителей дошкольного возраста 6-8 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), проектор, магнитофон, музыкальные записи, обручи, ленты, карточки с заданиями.

Время: 20 минут.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного и гармоничного взаимодействия.

Наша задача 1. Показать родителям важность и значимость семейного воспитания;

2. Показать родителям степень понимания своего ребенка;

3. Повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;

4.  Помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Тема сегодняшнего тренинга: «Детско-родительские  отношения».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» 

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я буду подавать руку,  называя своё имя, написанное на бейджике к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. 

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить предложение.

- Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

Вступительное слово психолога

Семья – это важный фактор здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Именно эта определяет поведение ребенка в социуме.

Ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим

Методы воспитания многообразны, они едины в дошкольном и семейном воспитании.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.

В целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Вы знакомы с ними?

       Родители, склонные к авторитарному стилю чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка, вседозволенность- выполнение всех желаний ребенка

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности

Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1.  – быть активным.

2.  – слушать и слышать каждого.

3.  – говорить по очереди.

4.  – ценим толерантность, точность, вежливость.

5.  – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6.  – время. Используем его для себя наиболее эффективно.

- Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

- Что вы ожидаете от сегодняшней встречи, исходя из темы данного мероприятия?

А теперь перейдем к практическим упражнениям

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1.  Выбирается родитель и ребенок.

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной осенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

- не кричи рот

- не трогай руками – руки

- не бегай – ноги

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: озвучить правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.  

И другие…
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Упражнение «Как тебе лучше?»

Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»

Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Заключение

На выбор родителей закончить фразу: «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно… »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника»

Консультация предназначина для родителей столкнувшимися с проблемами в воспитании влияющими на психологическим здоровье детей....

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в современных семьях»...

Консультация для родителей "Детско-родительские отношения"

В статье рассказывается о типах детско-родительских отношений и как родителям необходимо менять себя и свое отношение к ребенку в соответствии с изменениями в его личности по мере взросления....

Буклет для родителей "Детско-родительские отношения в современной семье"

Детско-родительские отношения в семье – это сложная система, в которой необходимо разобраться. Порой, на разбирательство уходит ни один год, чтобы родители и дети смогли научиться понимать друг-...