Доклад на IV Всероссийской конференции
статья по коррекционной педагогике на тему

Наталья Леонидовна Корчагина

В докладе представлен опыт по проблеме: "Деференцированный подход к коррекции эмоционально-личностных нарушений у дошкольников с ОВЗ разных нозологических групп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222_doklad_v_rostov_sentyabr.docx85.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                           детский  сад     «Парус» г. Волгодонска

Выступление педагога-психолога

МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

Корчагиной Н.Л.

на IV Всероссийской

научно-практической конференции

“Психолого-педагогические и медико-социальное  сопровождение: эффективные модели в условиях

инклюзивного и специального образования»

по проблеме: «Дифференцированный подход к коррекции

                          нарушений эмоционально-личностной сферы

                    у дошкольников с ОВЗ разных нозологических групп»

                                                                                           

г. Волгодонск

Сентябрь 2018г.


Добрый  день,  уважаемые  участники  научно – практической  конференции.

Кратко  представлю  опыт  по  проблеме  «Дифференцированный  подход  к  коррекции  нарушений  эмоционально – личностной  сферы  у  дошкольников  с  ОВЗ  разных  нозологических  групп».

Я, педагог–психолог Корчагина Наталья Леонидовна, являюсь  представителем  муниципального  бюджетного дошкольного  образовательного  учреждения  детский  сад «Парус» г.Волгодонска. В  нашем  учреждении  все  группы компенсирующей  направленности, в которых воспитываются дети с  ЗПР, интеллектуальными нарушениями, сочетанными, множественными и тяжелыми нарушениями развития.

Для  осуществления комплексной работы по коррекции и развитию  эмоционально – личностной сферы  детей  с  особыми образовательными  потребностями  в  нашем  учреждении существует  следующая  модель  образовательной  среды.

                                        Технологическая среда

                                                Предметно – пространственная среда

                                                        

                                        Социальная среда                        

                                                                                                        

состоящая  из  определенных  компонентов.

I ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Технологическая среда включает в себя:

  • подбор   рекомендованных  программ развития  эмоционально – личностной  сферы  дошкольников;
  • банк  диагностических  методик,  валидных  для  контингента  наших  воспитанников по  скрининговой  и углубленной  диагностике эмоционально-личностной сферы;
  • разработки индивидуальных  программ  психолого – педагогического  сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями;
  • разработки программ  индивидуального психологического  сопровождения.

Вашему вниманию представлен перечень рекомендованных программ по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у дошкольников:

  • «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет». И.А. Пазухина.
  • « Тропинка к своему Я» О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина.
  • «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет» Н.Ф. Иванова.
  • «Давайте жить дружно» С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник.
  • «В мире друзей». Е.В. Котова. Программа эмоционально – личностного развития детей.
  • «Здравствуй, Я сам!» С.В. Крюкова. Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.

материалы которых мы используем парциально,  и,  перечень методик, рекомендованных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

  • «Аутичный ребенок: пути помощи» О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
  • «Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей» Сара Ньюмен, перевод с англ. Н.Л. Халмогоровой.
  • «Игры с аутичным ребенком, установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» Е. Янушко.
  • «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри.
  • «Основы комплексного развития особых детей в возрасте до 4 лет».  Москва, Центр лечебной педагогики.
  • «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» С.С. Морозова.
  • « Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития». И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина.

Также в коррекции и развитии эмоционально-личностной сферы используем основные адаптированные программы для детей с ЗПР, с УО:

  • « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.
  • «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР» Л.Б. Баряевой, Л.В. Лопатиной.
  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание) / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
  • Программа коррекционно – развивающего обучения дошкольников с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.

где есть образовательная область «коммуникация» или блок по формированию социально-личностных представлений и коммуникативных навыков.

В  банк  диагностических  методик  были  отобраны  следующие методики

для  скрининговой диагностики и углубленного исследования эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сферы:  

п\п

Название

методики

Автор, источник

Направленность  исследования

Категория

детей

1.

Методика исследования

эмоционального

состояния

Э.Т. Дорофеева

Эмоциональное

состояние

ребенка

Средние, старшие,

подготовительные

группы

2.

Методика  Р. Сирса

Р. Сирс.

Уровень

тревожности

Средние, старшие,

подготовительные

группы.

3.

Опросник для педагогов

по оценке адаптации  новых  воспитанников

журнал "Психолог  в детском саду" № 1/ 2004.г.

Уровень,  степень  адаптации  и  процент  адаптивных  возможностей в  условиях  пребывания  в  группе  ДОУ.

Средние, старшие,

подготовительные

группы  (для  новых  воспитанников).

4.

Опросник для родителей новых  воспитанников

по оценке адаптации

журнал "Психолог  в детском саду" № 1/ 2004.г.

Реакция  ребенка  на  процесс  адаптации  к  условиям  нового  ДОУ.

Средние, старшие,

подготовительные

группы(для  новых  воспитанников).

5.

Тест  Индекс тревожности

«Выбери нужное

лицо»

Р.Темпл, М.Дорки,

В.Амен.

Уровень

тревожности

Средние, старшие,

подготовительные

группы (индивидуально,  при  необходимости).

6.

Психодиагностические  наблюдения  за  поведенческими  проявлениями  воспитанников.

Долговременные наблюдения  за  поведенческими  проявлениями  воспитанников  в  разных  ситуациях  и  режимных  моментах.

Средние, старшие,

подготовительные

группы, группы кратковременного пребывания.

7.

Оценка  уровня  социального  развития

Дэвид Вернер

Уровень  социального  поведения

Средние, старшие,

подготовительные

группы, группы кратковременного пребывания (индивидуально,  при  необходимости).

8.

Диагностическая  шкала  социальной  адаптации  ребенка.

Н.Л. Корчагина

Уровень  социальной  адаптации

Средние, старшие,

подготовительные

группы,  группы кратковременного пребывания (индивидуально,  при  необходимости).

9.

Методика исследования  детского  самосознания  (полоролевая  идентификация)

Н.Л.Белопольская

Уровень  самосознания. Полоролевая  идентификация.

Средние, старшие,

подготовительные

группы (индивидуально,  при  необходимости).

По итогам диагностики проводится работа по разработке индивидуальных  программ  психолого-педагогического  сопровождения каждого ребенка с особыми образовательными потребностями по установленному образцу  и программы психолого-педагогической реабилитации  детей инвалидов. Разрабатываются  программы  индивидуального психологического сопровождения, куда включаются результаты скрининговой и углубленной диагностики, подбор необходимого инструментария, план коррекционных  и игровых упражнений, краткий анализ по итогам проведенной работы.  

Следующий компонент образовательной среды - это предметно-пространственная среда.

II. ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Для создания благоприятной предметно-пространственной среды, способствующей разносторонне развивать эмоционально-личностную сферу  у  наших воспитанников была проделана следующая работа:

  • Пересмотрен  речевой  режим  в  ДОУ  и  введены  дополнительные  упражнения,  знаки,  карточки,  символы,  жесты для активизации  взаимоотношений  и  создания  ситуации  вербальных  коммуникаций  для  безречевых  детей.
  • Введены  дополнительные  знаки,  символы,  упражнения,  карточки  для  формирования  поло-ролевой  идентификации.
  • Ведется  работа  по  насыщению  сенсорно – двигательной  среды  для  формирования  базовых  сенсорно - двигательных  эталонов,  приносящих  удовольствие  ребенку,  тем  самым  снимающих  психо-эмоциональное  и  нервно – мышечное  напряжение,  что  благоприятно  сказывается  на  снижение  уровня  эмоциональной  лабильности  и  закрепление  позитивного  фона  настроения.
  • Продолжается работа по оформлению уголков уединения для детей с РАС в групповых комнатах  и зоны релаксации в кабинете психолога.
  • Расширена  работа  по  распознаванию  базовых  эмоций  и  процессов  самосознания  через  групповые и индивидуальные занятия с применением  техник  самопознания,  закрепления схемы  тела  и  переноса  на  плоскость  в  рисуночных  играх  и  упражнениях.
  • На  групповых  и  мини  групповых  психологических занятиях  ведется  работа  по  формированию  процессов  контроля  и  регуляции  поведения  в  группе  сверстников.  Для  этого  используем  определенные  ритуалы,  схемы  занятий,  запрещающие  знаки,  звуковые  сигналы,  как  организующие, предупредительные,  так  и  по  завершению  работы;  что  является  дополнительной  опорой  ребенка  для  завершения  действия.

III. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Компоненты  социальной  среды  включают  в  себя  2  больших  блока  направлений: работа с педагогами и работа с родителями.

В работе с педагогами были внесены изменения в

  • педагогическое общение, психологический климат и педагогические трансляции  (Язык, стиль речи педагога. Темп. Сила голоса. Интонации. Тембр голоса. Позы. Гримасы. Дистанции. Все формы вербального педагогического взаимодействия, с учетом нозологических групп воспитанников.)
  • Новый алгоритм взаимодействий в коллективе  согласно циклограмме работы, согласованной с коллегами  (Для профилактики неконструктивных способов профессионального взаимодействия, с ориентировкой на позитив и с позиции взаимозаменяемости и взаимопонимания).

В работе с родителями были введены  обновленные формы взаимодействия с родителями воспитанников:

  • Совместные проекты детского сада и семьи;
  • Тематические досуги с участием родителей, детей и педагогов ДОО;
  • Родительский клуб для просвещения и объединения родителей;
  • Мини тренинги по общению в диаде «Родитель-Ребенок»;
  • Мини тренинги семейные по формированию у детей с РАС  эмоциональной отзывчивости  к членам семьи и конструктивным способам взаимодействий;
  • Тематические досуги для родителей и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с активным включением этих детей в досуговую деятельность;
  • Интерактивные способы взаимодействия с родителями.

Представленная вашему вниманию работа  позволяет запустить компенсаторный ресурс ребенка  через комплекс специальных стратегий, тактик, приспособлений, способствующий максимально помочь ребенку с особыми образовательными потребностями в познании себя в окружающей действительности и реализации своих социальных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится  2-3 раза в неделю.Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»

ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ  «Всероссийской  научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...