СТАТЬЯ «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»
статья по коррекционной педагогике на тему

Наумова Елена Николаевна

В данной статье раскрываются особенности   использования театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 «Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта »

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельности принятия образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, речью, пением и т.п.) [3, 23].

Ребенок формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно - игровых действий переходят к обучению сюжетно-отобразительной игре, которая занимает в обучении умственно отсталых детей длительный период. Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослым  следует перейти к воспитанию у них умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функций замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Формирование игровой деятельности при обучении умственно отсталого ребенка требует проведения специально организованных педагогами занятий и лишь затем переносится в свободную деятельность детей [5, 10].

В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания стали уделять проблему помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. И одной из видов творческих игр является игра театрализация. Театрализованные игры играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития подготовки детей с нарушением интеллекта к жизни. Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи:

  • Развивать точность координацию движений.
  • Развивать речевые и неречевые средства общения.
  • Развивать эмоционально-волевую деятельность.

Особенно это важно в работе разной степени детей с нарушением интеллекта, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Такие дети имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. У таких детей отмечается слабо дифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Можно сделать вывод, что детей с нарушением интеллекта имеют неустойчивое внимание, плохая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности в ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, не четкая дифференцированность словаря, а значит, такие дети склонны к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быстро утомляются, не хватает внимания сосредоточенности [10, 153].

Работа c детьми с нарушением интеллекта, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии осуществляются следующими направлениями:

  • Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения в их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;
  • Формирование познавательных действий и ориентировки пространстве: 1)реальном - на основе предметно-игровой деятельности; 2)отражение в различных знаках- с предметами – заместителями в ходе игровой, предметно-практической, элементарно трудовой деятельности;
  • Обучение принятию игрового образа, роли:1) восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем, как педагог заменяет реальное поведение игровым; 2) освоение действий с различными игрушками в ходе режиссерских игр; 3) взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх драматизации;
  • Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели: 1) освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами; 2) движения с предметами-заместителями; 3) движение с условными изображениями и отдельными деталями костюма;
  • Развитие мелкой моторики рук, осуществляющееся в ходе управления различными куклами, переодевания и действий с воображаемыми предметами;
  • Овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи: 1) согласование со словами педагога; 2) произнесение отдельных реплик персонажей в ходе театрализованных игр; 3) освоение интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, происходит развитие важных функций: подготовка театрализации и процесс игровой деятельности. Чтобы решить все эти функции в театрализованной игре, нам помогает в работе с детьми нарушением интеллекта комплексный подход, который тесно взаимосвязанный с занятиями по разделам программы (ознакомление с окружающим миром и художественной литературой; развитие речи и музыкальное воспитание и т.д.) Комплектность таких занятий достигает взаимодействие согласованность в работе с педагогами, которые знакомят с методами и приемами театрализованной деятельности. В своей работе, мы педагоги, считаем особой задачей развитие гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, пробуждение их интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.

В театрализованной игре детей с нарушением интеллекта социальные отношения моделируются в эмоциональных комфортных условиях, отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате этого дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Особое внимание уделяется познавательного общения взрослого и детьми, а также сверстников между собой, поскольку такие дети не могут и не стремятся продуктивно взаимодействовать с окружающим [4,23].

Например, игра с куклой или переодевание, в перевоплощение в игровой персонаж используется прием для знакомства с детьми детей друг с другом, а также для создания игровой мотивации. Приобщение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое общение. Если ребенок проявляет интерес и желание ответить сам за животного, то стараемся поощрять эти попытки. Поначалу дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, дети начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят сверстников, обращаются друг к другу, хвалят друг друга. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание партнера выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой и т.д. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей, испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В результате такой формы установления контакта, дети начинают воспринимать взрослого как «друга». Ребенок привыкает к тому, что взрослый «ведет» его, изменяя его движения. У него возникает доверие к педагогу, чувство общности с ним, интерес занятия с взрослым. И дети учатся активно улыбаться, смотреть в глаза педагогу. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом, стараются лучше сыграть роль. В своей работе мы, педагоги используем аудиозаписи для образных театрализованных игр. Музыка помогает детям имитировать движения персонажей, подчеркивать характер героев, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движение в свою очередь помогает детям повышать активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения.

Использование театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта и РДА, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию. Активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе [10. 155].

Литература:

  1. Брызгалова А. Н., Калиновская М. А. «Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд. Юнипресс» 2006г.
  2. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972 г. -287с.
  3. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009. — С.23–25.: — ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»
  4. Гнедова О. А., Майдонюк Л. Е «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санкт - Пет. «Детство Пресс» 2007г.
  5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. Рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.
  6.  Запорожец А. В.  «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» М., 2001г.
  7.  Ребенок в мире сказок. Музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4–7 лет//автор/составитель: Власенко О. П. Издательство: Учитель.- 2009 г. 411 с.
  8.  Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999г.
  9.   Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 38-40.
  10.  Фадеева Е. В. Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 153-155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельн...

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

Консультация для родителей: "Театрализованные игры, как средство социального развития детей"

Консультация для родителей: "Театрализованные игры, как средство социального развития детей...

Семинар для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры, как средства социального развития детей 2 - 3 лет"

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необхо...