психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
проект по коррекционной педагогике на тему

Сучкова Мария Викторовна

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанника/ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppd_detey_s_nr.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи Выполнил: Учитель-логопед ГБОУ «Школа №1362» Сучкова Мария Викторовна

Слайд 2

Цель психолого-педагогической диагностики детей с н / р : Определение направления образования ребенка, его специфических образовательных потребностей на основе выявления структуры нарушения и уровня развития речи ребенка

Слайд 3

Направления ППД детей с н / р : Ранняя ( скриннинг ) Диспансерная (плановая) По запросу родителей и педагогов (углубленная) Прогностическая Дифференциальная

Слайд 4

Принципы ППД детей с н / р : Комплексности : вскрытие внутренних причин и механизмов нарушения: логопедическое, нейропсихологическое, социально-педагогическое, медицинское и др.; Системности : опора на системное строение психики и языка; системный анализ вскрывает взаимосвязь между нарушениями, сохранные механизмы; Динамичности : учет происходящих изменений и возрастных особенностей; Развития: выявление и учет потенциальных возможностей; Количественно-качественной оценки результатов диагностики

Слайд 5

Методы ППД детей с н / р : Изучение медицинской, педагогической документации; Активное и пассивное наблюдение; Беседа; Опрос: интервьюированиие и анкетирование; Проективные методы: рисуночные тесты; Эксперимент(констатирующий, формирующий, контрольный); Тестирование.

Слайд 6

Задачи ППД детей с н / р : Своевременное выявление детей с н / р ; Определение структуры, степени, этиопатогенеза нарушения для дальнейшего выбора образовательной траектории (тип учреждения, программа, орг.формы ); Оценка качества образования; Определение и обоснование педагогического прогноза Определение условий воспитаний, специфики семейного взаимодействия; Профессиональное ориентирование подростков и взрослых с н /р.

Слайд 7

Количественная оценка принятия помощи ребенком: 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели; 2 балла - ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания; 3 балла – начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания; 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Слайд 8

Ориентировочный Диагностический Аналитический Прогностический Информирование родителей Этапы психолого - педагогического обследования

Слайд 9

Медицинская документация, изучаемая на ориентировочном этапе Медицинская карта ребенка или выписки специалистов из нее; Заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе ( аудиограммы , ЭЭГ, РЭГ и др.). Обменная карта из роддома.

Слайд 10

Педагогическая документация: Характеристики на ребенка педагогов (воспитателей, учителей, социальных педагогов, дефектологов, логопедов), психологов; Школьный дневник; Работы ребенка: относят рисунки (или творческие поделки) и школьные тетради (сравниваются классные и домашние тетради, контрольные тетради с диктантами и сочинениями, рабочие тетради по математике.

Слайд 11

Разделы речевой карты: паспортная часть; анамнестические данные; данные о физическом и психическом здоровье ребенка; раздел, посвященный общей характеристике речи; характеристика связной речи, характеристика словарного запаса, характеристика грамматического строя, характеристика звукопроизношения и фонематического восприятия, слоговой структуры слова; логопедическое заключение.

Слайд 12

Дидактические материалы для проведения диагностики: реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков

Слайд 13

Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

Слайд 14

Психологическое обследование является ведущим видом обследования, задачами которого является получение сведений о личности ребенка, уровне его умственного развития и поведении. Результативность психологического обследования, а также степень обоснованности выводов зависят от соответствия выбранных психодиагностических методов и методик решаемым психолого-педагогическим задачам. Психодиагностические методы и методики делятся: по направленности; по фундаментальному теоретическому конструкту; по форме применения. Диагностическая деятельность психолога обусловлена получением оценки неречевых симптомов в структуре речевого дефекта и определением коррекционного обучения.

Слайд 15

При психологическом обследовании используется только тот психологический инструментарий, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностях их развития.

Слайд 16

Это могут быть следующие методы психологической диагностики: наблюдение, эксперимент, тестирование и другие. Также методы психологического обследования бывают устные и письменные (интервью, беседа), бланковые, предметные (доски Сегена , кубики Кооса ); аппаратурные, компьютерные; вербальные (словесно-логические) и невербальные (матрицы Равена ).

Слайд 17

В дальнейшем, в практической работе при отборе батарей методик для психологического обследования используется психотерапевтическая модель, основой которой является целостное рассмотрение проблем развития ребенка и его переживаний по поводу своего состояния.

Слайд 18

Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития ребенка в соответствии с возрастной нормой, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта .

Слайд 19

Педагогическое обследование ребёнка с нарушением речи проводится в целях: определения уровня педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития; выявления индивидуальных типологических возможностей, что является крайне важным для дальнейшего обучения и развития ребёнка; определения уровня овладения ребенком учебных навыков и степени освоения и усвоения учебного материала в соответствии с учебной программой образовательного учреждения, которое посещает ребенок; оценки динамики развития ребёнка (прежде всего, тех психических характеристик, которым необходима коррекция для получения лучшего результата); организации оптимальных межличностных взаимодействий в тандеме «ребёнок - педагог» на основе индивидуально-типологических особенностей обоих сторон, а также характера взаимоотношений между ними на протяжении всего курса логопедической коррекции; анализа результатов коррекционного воздействия педагогов, принимавших участие в коррекционном процессе; консультационной работы с родителями ребёнка; планирования последующей работы на основании полученных данных.

Слайд 20

Подготовка к обследованию предполагает подборку стимульного материала и конкретных, соответствующих поставленным целям, методов и методик. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от поставленных целей и задач каждого этапа обследования.

Слайд 21

Педагогическое обследование ребенка с нарушением речи осуществляется логопедом с помощью: различных нестандартизированных методик, тестовых заданий; методов исследования фонетической и фонематической сторон речи ; методов исследования лексики и грамматического строя речи; картинки с изображением однородных предметов, различающихся по какому либо признаку (высота, ширина, длина и пр.); методов исследования состояния связной речи методов исследования языкового анализа и синтеза. К ним не предъявляются требования оценки по валидности , надёжности, репрезентативности (адекватное отражение характеристики обследуемых) и стандартизации.

Слайд 22

Основным методом педагогического обследования является обучающий эксперимент, который позволяет определить этап возникновения трудностей, компенсаторные возможности, степень и характер помощи, спроектировать коррекционное направление.

Слайд 23

Заключение Рассмотрев теоретический материал по проблеме нарушения речи у детей, можно отметить, что психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка с нарушением речи, с соблюдением принципов психолого-педагогической диагностики, является в настоящее время актульным , адекватным и своевременным подходом в решении проблемы нарушения речи у детей. В связи с анализом прочитанной научной литературы и вышеизложенным материалом, можно сделать вывод: методологическая база психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи находится на стадии теоретических и практических разработок.

Слайд 24

Список литературы: Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 С. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Калягин В.А. Логопсихология . / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова . - 2-е изд., испр . - М.: «Академия», 2007. - 320 с. Методы обследования речи детей./Под ред. Г.В. Чиркиной

Слайд 25

Спасибо за внимание!