Сторителлинг, как метод обучения дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Врублевская Татьяна Геннадьевна

Уважаемые педагоги! Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. На успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также формы и методы его подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Одним из способов достижения этой цели является сторителлинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storotelling_.docx282.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Сторителлинг, как метод обучения дошкольников»»

Интернет-консультация

подготовила

учитель-логопед Врублевская Т.Г.


Уважаемые педагоги!

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. На успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также формы и методы его подачи, которые способны вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Одним из способов достижения этой цели является сторителлинг.

"Интерактивный метод сторителлинг", что же это? В узком смысле "сторителлинг" - это то, чем занимается каждый человек планеты, каждый день - рассказывание  историй. И это одно из самых естественных действий в жизни человека. Мы рассказываем истории, разговаривая  по телефону со своими друзьями. «Ты ни за что не поверишь, что со мной приключилось сегодня!..» Дети рассказывают о том, что происходило в детском саду, в школе, на игровой площадке, в театре, ...- они рассказывают о вещах, которые кажутся им смешными, забавными, интересными, трогательными, ...
Многое в нашей жизни зависит от рассказанных и услышанных историй.  Мы читаем истории в газетах и журналах, слышим истории, когда включаем радио или телевизор, чтобы узнать новости, послушать или посмотреть те или иные передачи. Эти истории помогают нам составить представление о мире, в котором мы живем.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Иными словами  – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных героях.

Если "рассказывание и выслушивание историй" настолько естественно для человека любого возраста, то обязательно нужно использовать эти приемы в обучении детей.

НО! Пересказ событий и "сторителлинг", это разные вещи!   
"Сторителлинг" 
— это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время. 
Для чего детям сказки, истории, фильмы и мультфильмы? Прежде всего для того, чтобы передавать опыт, рассказывать о поведении и его последствиях, развивать фантазию и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.


Например: надо обсудить с малышом, что такое короткое/длинное 

Вариант 1. Можно подсунуть ему картинки с парой карандашей, ленточек: «Ну-ка, дружок, найди самую длинную» - это традиционный подход в обучении и развитии детей

Вариант 2. Берем две ленточки и рассказываем сказку: Та, что подлиннее – хвастушка и задавака. «Не хочу с тобой играть! Ты – коротышка какая-то. А из меня и бантик можно сделать, и узелок завязать». Грустно короткой ленточке, чуть не плачет она. Вдруг видит, к длинной ленточке малыш подошел. С ножницами в руке. Чик-чик, и вместо длинной ленточки на коврике две лежат – коротенькие. Посмотрели ленточки друг на друга (сколько из всего стало, кстати?), спорить им теперь не о чем, длина у них одинаковая. Подружились они и стали с тех пор играть вместе.

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Переложив скучный материал в ситуации, которые могут происходить в жизни — мы подготавливаем слушателя к решению задачи, которая однажды перед ним встанет.

«Дайте детям в руки ножницы, и пусть сказка получит продолжение...  Две ленточки очень хотели найти двух подружек. Можем мы им помочь? Чик-чик сделать? – хорошая мысль. Каждую ленточку на две разрезать? А можно придумать другой способ? …А если ленточка только одна? Как из нее 5 подружек сделать? Опять чик-чик? Идея замечательная. Только вот вопрос: сколько этих самых чик-чиков потребуется?»

Недавно дети 4-й группы экспериментировали с магнитом, а вот вам и история о магните!

      В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени  Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что  босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».


Возьмем за пример обучение детей математике.

Игры с геометрическими фигурами – что может быть интереснее. А расскажите эмоционально, используя китайскую игру «Танграм», и дети увлекутся сами и увлекут своих друзей, родителей этой увлекательной игрой.

Много тысяч лет назад жил в Китае один старик. Взял он как-то в руки керамическую плитку. Старые слабые руки не удержали хрупкую вещь, плитка упала и разбилась на семь кусочков. Взволнованный старик попытался посохом собрать кусочки вместе, но ему никак не удавалось собрать прежний квадрат. Но зато каждый раз у него получались новые и новые интересные фигуры. Это занятие оказалось таким захватывающим, головоломным, что другие люди подхватили эту игру. А квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Танграмом или "Доской мудрости"

                                       

А как дети любят сказки! Сказки о числах, геометрических фигурах. Старшие дошкольники такие сказки уже с удовольствием сочиняют самостоятельно.

Сказка «Геометрические фигуры» - Автор Щербакова Тамара Николаевна

«Жил-был круглый, без единого уголка круг. Родные братья его были круглы. А двоюродные  были вытянуты и называли их …. Овалы. Скучно стало кругу, и покатился он путешествовать. Долго ли, коротко прикатился он в неизвестный город. А в городе том все жители с прямыми уголками, да с четырьмя вершинами. Дивится наш круг: «Никогда не видео таких фигур». Начал круг со всеми знакомиться. У  одного все 4 стороны равны, да уголки прямые.

- Здравствуй, как тебя зовут?          

- Меня зовут квадрат. А тебя?

- А меня зовут круг.

А у другого жителя все углы прямые, а вот только стороны не одинаковые.

- Здравствуй, как тебя зовут?      

- Меня зовут прямоугольник. А тебя?

- А меня зовут круг.

Вдруг прибежал из соседнего города к ним друг. А у него 3 угла, 3 стороны да 3 вершины. Дивится наш круг еще больше.

- Здравствуй, как тебя зовут?          

- Меня зовут треугольник. А тебя?

- А меня зовут круг.

Подружились наши фигуры. Стали вместе путешествовать. Увидели много других городов, познакомились с жителями этих городов.  

Картинка с геометрическими фигурами

Стали все дружно жить, а страну свою назвали Геометрией. А всех жителей стали звать…. (геометрические фигуры)

Сказка «Состав числа 6» - Автор Щербакова Тамара Николаевна

Стоит в поле теремок, цифра 6 одна в нем живет

Грустно, скучно цифре шесть, не с кем даже кашу есть.

Позвала к себе друзей, что бы стало веселей.

Прибежала единица, но одна не может поселиться

Ей нужна соседка, что бы было в сумме 6

Позвала в соседки двойку, а шестерка говорит:

«С двойкой вам не поселиться, нужно чтобы в сумме было 6.

Ты подумай, единица, кто с тобою рядом может поселиться.»

Единица размышляла и…… пятерку позвала

Стали дружно все там жить, только двойка вот грустит,

Что не взяли в теремок. Хоть он низок не высок

«Не расстраивайся двойка. Мы найдем тебе соседку

Ну-ка дети помогите и соседку отыщите.

Правильно, 4. Стала двойка и четверка

Вместе в теремке том жить, веселиться, не тужить.

Прибежали две сестры небывалой красоты

Тройки в теремок стучат. Поселиться в нем хотят.

Пустит ли 6 их? Конечно, да

3 и 3 сложили, 6 получили.

Весело теперь 6, много у неё друзей.

Ну, а мы теперь запомним всех соседей этажей

1 и 5, 2 и 4, 3 и 3

Наши цифры молодцы!

Продолжать можно долго-долго. Идея одна: не пытайтесь навязывать ребенку задание. Вместо этого – расскажите историю, сказку,… Тогда задание превратится в игру, тогда будет не скучно, будет интересно. И продуктивно. И запоминающимся. И практичным...  

Применение обучающих историй позволяет интегрировать учебную деятельность в соответствии с ФГОС, а также в зависимости от образовательных потребностей, потенциала каждого ребенка.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ как метод обучения дошкольников

В данной консультации представлен  материал о методе обучения решению логических задач в детском саду....

формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия

      Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...

Активные методы обучения дошкольников

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, внедряющих активные методы обучения. В материале содержится описание методов, их характеристика, использование....

Методы обучения дошкольников

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели», путь к чему- либо . Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод ...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...