Картотека игр "Дыхательная гимнастика"
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме

Истигечева Елена Николаевна

Картотека игр на развитие дыхания

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Надуй игрушку» Задача : развить сильный, длительный, непрерывный выдох. Оборудование : неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера. Описание . Ребенок должен надуть шарик или игрушку , плавно, длительно выдыхая воздух в отвер­стие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Слайд 2

Игра «Птички (бабочки )» Задача : укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Оборудование : фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные. Описание . «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигур­ку по поверхности стола. Перед началом игры дела­ется один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Слайд 3

Игра «Вертушка » Задача : развить выдох, укрепить мышцы губ. Оборудование : сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка. Описание . Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Слайд 4

Игра «Лети, одуванчик !» Задача : выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ. Описание . Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пу­шинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох .

Слайд 5

Игра «Загадай желание » Задача : развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ. Оборудование : песочный набор, маленькие свечки для торта. Описание . Взрослый предлагает ребенку подгото­виться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам из­готавливает «куличики» (« тортики ») из песка, в ко­торые затем втыкаются свечки в соответствии с воз­растом ребенка. Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Слайд 6

Игра «Фокус с предметами » Задача : тренировать силу и направленность выдоха. Оборудование : любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.) Описание . Взрослый кладет любой легкий пред­мет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи .

Слайд 7

Игра «Надувайся, шар !» Задача : развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ ш ] . Описание . Дети стоят близко друг к другу в ма­леньком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся !» и отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети сно­ва сужают круг и тянут звук [с] или [ ш ] (в зависимо­сти от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух .

Слайд 8

Игра «Кто дольше ?» Задача : развить речевое дыхание, силу голоса. Описание . Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу. По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной но­те тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополни­тельного вдоха, тот считается победителем .

Слайд 9

Игра «Вьюга воет » Оборудование : сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце. Описание . Взрослый показывает детям картин­ку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает. Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начина­ется» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вью­га» - изменяют силу голоса до громкого (но не кри­ка), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла». Задача : развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент .

Слайд 10

Игра «Лестница » Задача : тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр. Описание . Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наобо­рот - от низкого до высокого. Перед началом игры взрослый показывает ребенку , как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Слайд 11

Игра «Подуем в трубочку» Задача : тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю. Описание . Сделать глубокий вдох носом, задер­жать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык про­сунуть между ними, свернуть его и подуть в полу­чившуюся трубочку. Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикреплен­ную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек .

Слайд 12

Игра «Отгадай, что за овощ» Задача : тренировать глубокий вдох носом, на­учить различению запахов. Оборудование : блюдо с овощами, имеющими яр­ко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огу­рец, укроп. Описание . Рекомендуется для детей от 4 лет. Ре­бенок рассматривает, называет овощи, нюхает и за­поминает их запахи. Чтобы получить более насыщенный запах, взрос­лый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках. Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Слайд 13

Игра «Отгадай, что за фрукт» Задача : тренировать глубокий вдох носом, на­учить различать запахи. Оборудование : ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша. Описание . Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рас­сматривает, называет, нюхает их, затем с завязан­ными глазами старается определить по запаху пред­ложенный ему фрукт .

Слайд 14

Игра «Приятный запах » Задача : тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи. Оборудование : ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка. Описание . Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произно­сят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах !»

Слайд 15

Игра «Фокус» Задача : отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю. Описание . Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх. Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу. Если ребенок хорошо справляется с таким зада­нием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и та­ким же образом стараться ее сдуть

Слайд 16

Игра «Задуй ватку в ворота» Задача : выработать умение целенаправленно менять силу выдоха. Оборудование : кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты. Описание . Взрослый вместе с ребенком сооружа­ет широкие «ворота» из кубиков или другого строи­тельного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая « ворота » узкими.

Слайд 17

Игра «Кто дальше задует ватку в ворота» Задача : тренировать плавную, непрерывную воз­душную струю, при необходимости изменять ее на­правление. Оборудование : кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты. Описание . Игра проводится как соревнование, ес­ли у детей хорошо получается предыдущее упражне­ние. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут неболь­шой ватный шарик. Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ ф ], ре­бенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения ре­чевых органов: раздувание щек, выдох только на гу­бы, произнесение звука [ ф ] вместо [ х ].

Слайд 18

Игра «Буря в стакане» Задача : развить сильный, целенаправленный выдох. Оборудование : стакан с водой, соломинка. Описание . В стакан с водой опускается соломин­ка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соло­минку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать допол­нительного вдоха .

Слайд 19

Игра «Погудим !» Задача : тренировать длительный, целенаправленный выдох. Оборудование : любые стеклянные пузырьки не­большого размера с диаметром горлышка около 1 см. Описание . Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек - подбородка. Далее нужно сделать глубокий вдох носом и за­тем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Слайд 20

Игра «Лодочки » Задача : научить детей менять силу и направле­ние выдоха, укрепить мышцы губ. Оборудование : таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок. Описание . Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый пред­лагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том ме­сте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы рас­тянуты, как для звука [ ф ] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха.

Слайд 21

Игра «Лети, самолетик !» Задача : развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ. Оборудование : бумажные самолетики, изготов­ленные совместно с ребенком. Описание . Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напро­тив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнитель­ного вдоха, как можно дальше продвинуть свой са­молетик по столу .

Слайд 22

Игра «Разноцветные листочки » Задача : развить плавный, длительный, направ­ленный выдох. Оборудование : небольшая палочка, разноцвет­ные сухие листья с разных деревьев. Описание . На уровне рта ребенка на нитках под­вешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через тру­бочку из губ, не раздувая щек .

Слайд 23

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения

laquo;Жучки»Воспитатель звонит в колокольчик:«Колокольчик звонкий мой,Он всегда, везде со мной.Просыпайтесь! – говоритЗакаляйтесь! – всем велит».1....

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...