Рабочий план коррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Александрова Инна Вячеславовна

Рабочий план

коррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie.docx24.18 КБ
Файл zanyatiya.docx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     

Рабочий план

коррекции и развития детей с низким уровнем развития психических процессов

Составитель педагог-психолог

Александрова И.В.

План коррекции и развития детей

с низким уровнем развития психических процессов

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.

Мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проблемы в развитии мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста могут проявляться во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в низкой мотивации, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности;

- в отсутствии потребности ставить цель, планировать действия;

- в недостаточной сформированности умственных операций: анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, обобщения, сравнения;

- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с низким уровнем развития мышления неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении, ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление.

Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными "упражнениями на мышление" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. 

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром), то мозг не смог бы избежать перегрузки. 

Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса , как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по одному предмету, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по другому предмету, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой .
  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены отдельными "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы. 

Такая работа предполагает:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых развивается внимательность как свойство личности. Обычно причина общей невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Главная задача таких занятий: преодоление этого обобщенного восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.

Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

                  Цель:

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста 6-7 лет.

               Задачи:

- активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста;

- развитие самостоятельности мышления;

- развитие логичности и обоснованности мыслительных действий;

- развитие гибкости и быстроты мышления;

- развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них;

- развитие сообразительности и наблюдательности, умения устанавливать закономерность;

- развитие вербально-логических форм мышления;

- развитие внимания,  устойчивости внимания, усидчивости, наблюдательности;

- развитие произвольного внимания, координации движений;

- развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

- развитие пространственного воображения;

- развитие переключаемости (скорость переключения внимания с одного объекта на другой), объем и возможности распределения (на несколько объектов одновременно);

- развитие тонкой моторики руки, зрительно - двигательной координации;

- развитие четкости мелких движений руки;

- развитие точности движений и ловкости движений;

- подготовка руки к письму;

- развитие сенсомоторики;

- снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, достижение расслабления и ощущение покоя, стимулирование воображения.

 

Планируемые результаты:

1. Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

2. Развивающий эффект данного курса проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.

3. Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.

4. У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.

5. Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий уровень психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).

6. У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

7. Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.

8. Проведение развивающих занятий с детьми приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению.

Рабочий план разработан на 12 занятий. Разработана на основе  методической литературы:

1).  Ю.В. Останкова  «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»;

2).  Л.Н. Степанова  «Золотой ключик»;

3).  Л.И. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»;

4).  Л.В. Фомина  «Развивающие занятия в детском саду»;

5).  Л.Б. Фесюкова  «Год перед школой»;

6).  Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду»;

7).  А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду»



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников...

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников

Диагностический инструментарий для исследования уровня развития психических процессов дошкольников...

Проект для детей младшего дошкольного возраста « Развитие психических процессов по средствам межполушарных досок » Тема: «Чудо доски».

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей.  Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребенка с низким уровнем развития психических процессов

Так как на тот момент статус ОВЗ у ребенка с синдромом Дауна не был присвоен, занятия проводились, как с ребенком с низким уровнем развития психическх процессов. Целью было создание благоприятных усло...