Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mnesticheskih_funktsiy_starshih_doshkolnikov.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития памяти старших дошкольников
с ОНР 3 уровня"
Несмотря на то, что память становилась предметом исследования множества известных психологов, которые по-разному подходили к объяснению ее структуры и взаимодействию с другими психическими функциями, проблема ее развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования. В этой связи очень важно сравнить развитие памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и у их ровесников с нормой речи, а после проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования – особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Гипотеза исследования – предполагается, что если осуществлять коррекционную работу со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня, то уровень развития памяти у этих детей повысится по сравнению с периодом, когда такая работа не проводилась.
Целью исследования является выявление отклонений развития памяти у детей старшего дoшкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня по сравнению с детьми-ровесниками без речевых нарушений.
Исходя из цели, выделяем следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики и методы обработки результатов для проведения исследования.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Проанализировать полученные результаты.
Эмпирическое исследование по теме «Особенности мнестических функций старших дошкольников" было проведено в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад комбинированного вида №3 г.Раменское с 14 февраля по 31 мая 2018 года. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: контрольная (старшие дошкольники с нормой речи) и экспериментальная (старшие дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня). Численность первой группы составила 12 детей, второй — 12 детей.
Для исследования мной были выбраны следующие методики исследования памяти:
1. Для диагностики зрительной памяти старших дошкольников я применяла методику Д. Векслера «Сложные фигуры», целью которой является исследование зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Ребенку, сидящему за столом напротив взрослого, дается чистый листок бумаги и карандаш. Далее ему предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги. Обработка результатов проведенного эмпирического исследования осуществлялась путем корреляционного и факторного анализа.
После коррекционной работы дошкольники экспериментальной группы улучшили результаты. Если до формирующего эксперимента количество детей, имеющих средний уровень развития зрительной памяти составляло 5 человек (42%), то после работы их количество составило 7 человек (58%). Добиться повышения результата до высокого уровня в экспериментальной группе не удалось. В целом дошкольники экспериментальной группы стали увереннее выполнять тестовые задания. Результаты дошкольников контрольной группы также немного повысились.
2. Для диагностики слуховой памяти я использовала методику А.Р.Лурия «10 слов». Эта методика направлена на оценку основных характеристик слуховой памяти: восприимчивость, утомляемость, запоминание слов и последующее их воспроизведение. Целью данной методики является изучение особенностей слуховой памяти детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в сравнении с детьми без речевых нарушений. Детям на слух предъявляется набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, которые читаются медленно и четко. После первого воспроизведения запомненных ребенком слов, операция повторяется еще 8 раз. На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками. Обработка результатов проведенного эмпирического исследования осуществлялась путем корреляционного и факторного анализа.
После коррекционной работы дошкольники экспериментальной группы немного улучшили результаты. Если до формирующего эксперимента количество детей, имеющих средний уровень развития зрительной памяти составляло 9 человек (75%), то после работы их количество составило 10 человек (83%). Добиться повышения результата до высокого уровня в экспериментальной группе не удалось. Мы считаем, что лучшего результата не удалось добиться из-за карантина в группе во время формирующего этапа. Результаты дошкольников контрольной группы также немного повысились.
3. Для диагностики кратковременной зрительной памяти я использовала методику «Запомни рисунки» по Р.С.Немову, целью которой было определение объема кратковременной зрительной памяти. Ребенку предъявлялась таблица с девятью фигурами, на которую он смотрел в течение 30 секунд. После этого эту таблицу убирали. На втором этапе предъявлялась таблица с пятнадцатью фигурами, на которой ребенок должен был узнать и показать только те изображения, которые он видел на первой.
Эксперимент продолжался до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут. Обработка результатов проведенного эмпирического исследования осуществлялась путем корреляционного и факторного анализа.
После коррекционной работы дошкольники экспериментальной группы немного улучшили результаты. Если до формирующего эксперимента количество детей, имеющих средний уровень развития зрительной памяти, составляло 7 человек (58%), то после работы их количество составило 9 человек (75%). До формирующего эксперимента количество детей, имеющих низкий уровень развития зрительной памяти, составляло 5 человек (42%), то после работы их количество составило 3 (25%) ребенка. Добиться повышения результата до высокого уровня в экспериментальной группе не удалось. Мы считаем, что лучшего результата не удалось добиться из-за карантина в группе во время формирующего этапа. Результаты дошкольников контрольной группы остались на том же уровне.
Таким образом, после проведения констатирующего эксперимента мы подтвердили, что общее недоразвитие речи у старших дошкольников накладывает свой отпечаток на развитие всех познавательных психических процессов, в частности на особенности формирования памяти.
Итак, для развития зрительной памяти детей были предложены упражнения, разработанные на основе системы развития памяти И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия, адаптированные нами к детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями третьего уровня. Применение данных упражнений помогает добиться высокой результативности коррекционного процесса, подготовить к обучению в школе и предотвратить возникновение дислексии и дисграфии.
Для развития слухоречевой памяти использовали систему, разработанную Л.В.Черемошкиной, которая представляет собой систему игр и упражнений, тренирующую природную память и формирующую способность управлять ей. Серия игр «В слова» предполагает использование нескольких приемов запоминания большого количества слов и заключается в обучении детей воспроизводить слова на разные буквы.
После проведения коррекционной работы и контрольного эксперимента мы видим повышение уровня зрительной и слухоречевой памяти, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Также повышается речевая активность детей, развиваются и совершенствуются навыки связной речи, активизируются и восстанавливаются все психические процессы. Также развивается эмоционально – волевая сфера детей.
При разработке методических рекомендаций по развитию памяти детей, имеющих общее недоразвитие речи, учитывалось, что только комплексное воздействие (развитие словаря, дыхания, мышления, внимания и т.д.) способно помочь достичь хороших результатов, так как нарушения речи и памяти имеет тесную связь с развитием познавательных процессов; учитывались особенности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности генезиса памяти старших дошкольников
В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы,претерпевает существенные изменения. Суть этих изменений состоит в том, чтопамять ребенка постепенно приобретает черты произвольност...
Особенности развития памяти у дошкольников
Особенности развития памяти у дошкольников...
Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников
Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....
Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников
Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...
Особенности развития памяти у дошкольников
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым год...
Особенности развития памяти у дошкольников
Изучение домашних растений....
Особенности развития памяти старших дошкольников.
Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происход...