статья "Познавательная активность детей как средство познания окружающего мира".
статья по коррекционной педагогике на тему

Улатаева Людмила Николаевна

Познавательная активность детей одна из актуальных тем в отечественной педагогике, т.к. активная заинтересованность ребенка играет ключевую роль в познании им окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelnaya_aktivnost_detey.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Улатаева Людмила Николаевна,

учитель – дефектолог,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»,

город Иркутск.

Познавательная активность детей

как средство познания окружающего мира.

Познавательная активность детей одна из актуальных тем в отечественной педагогике, т.к. активная заинтересованность ребенка играет ключевую роль в познании им окружающего мира. На это обращали внимание такие отечественные ученые, как Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин и другие.

Понятие активность и деятельность тесно связаны. Известно, что уже в первом полугодии жизни у младенца можно наблюдать деятельность, включающую потребности, мотивы, действия, а не только простые автоматические операции, возникающие под влиянием внешнего раздражителя. [1 с.78-82];

Познавательная деятельность в итоге имеет свой специфический предмет и результат:

- предмет, или информация, которая заключена в предмете; на него направлено внимание ребенка,

- результат, или отражение свойств предмета, на который направлена познавательная деятельность, образ, сложившийся из свойств предмета [2 с.430].

М.И. Лисина определяет познавательную активность как состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. А значит, активность — это потребность, появляющаяся из действий, ожиданий и воспоминаний. Отечественные и зарубежные исследования показали связь уровня познавательной активности и уровня развития ребенка.

В настоящее время познавательную активность понимают как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Определяют условия возникновения и конкретную динамику познавательной активности следующие зависимости:

1) структура и тип познавательной активности определяются содержанием и структурой мыслительной задачи, решаемой через деятельность;

2) индивидуальное выражение познавательной активности зависит от типа мотивации, которая различна в типах общения, в ситуациях совместной или конфликтной деятельности, ситуациях игры, учения и т. п.;

3) познавательная активность зависит от видов диалога, при этом важна степень расхождения позиций партнеров и соотношения между внешним и внутренним диалогом;

4) невербальные компоненты общения и внутренние психологические установки, препятствующие или способствующие развитию познавательной активности в ситуациях группового решения мыслительных задач стимулируют взаимную познавательную активность.  

Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. (2004г.) определяет развитие познавательной активности качественными изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

Как теоретически, так и в практически,  важно изучение внешних проявлений познавательной активности. К ним относят:

  • сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме; 
  • стремление ребенка по собственной инициативе узнать больше, участвовать в дискуссии; самостоятельное обращение к той или иной области знаний;
  • положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности, 
  • эмоциональные проявления в мимике, жестах.

Один из крупнейших специалистов в области эмоций К. Изард отметил: «Эмоция интереса выражает себя несколько иначе, чем остальные эмоции. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений как само по себе, так и в их комбинации может свидетельствовать об эмоции интереса... Следует отметить, что мимическое выражение эмоции, как правило, кратковременно, оно длится от 1/2 до 4–5 сек., тогда как нейронная активность, сопряженная с эмоцией, и переживание эмоции обычно длятся дольше. То есть человек может продолжать испытывать интерес, уже не обнаруживая его мимически; однако если он в течение долгого времени не высказывает внешних признаков интереса, то можно заключить, что его интерес угас». (К. Изард. Психология эмоций. СПб., 1999).

При этом важно учитывать, что, с одной стороны, разные, порой противоположные эмоции могут иметь близкие внешние проявления, а с другой — внешние проявления эмоций индивидуальны, каждый человек имеет свой репертуар выражения эмоций.

В психологической литературе определены связи и зависимости возникновения познавательной активности, ее показатели и внешние проявления. Поведенческие проявления познавательной активности зависят и от возраста ребенка. В зависимости от этого выделяют формы, или уровни,  познавательной активности разных возрастных этапов:

  • Непосредственная познавательная активность, любознательность – наиболее ранняя форма познавательной активности. Характерна для дошкольного возраста, но часто проявляющаяся и в период школьного детства.

Основное условие: насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности в ней.

Основное препятствие этого уровня - раннее введение теоретических форм обучения, в т.ч. приобщение ребенка к «книжной культуре».

  • Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Характерен для учащихся начальных классов школы.

Основное условие: отношение взрослых  - учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни.

Основное препятствие этого уровня - развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, и ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.

  • Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними, или сочетание присвоения задаваемой извне цели деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения. Характерны для учащихся 5–8-х классов.

Основное условие: включенность познавательной деятельности в практику школьной жизни на уровне и способах выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.

Основное препятствие этого уровня - репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также несвязанность их с ведущими потребностями возраста, что приводит  к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке.

  • Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого. Этого уровня, по данным А. Прихожан, достигает около 18% старших школьников.

Основное условие: для закрепления данного уровня важна профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.

Основное препятствие этого уровня -  личностные особенности школьников: низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.

Таким образом, под познавательной активностью (по  М.И. Лисиной) следует понимать состояние готовности к познавательной деятельности, т.е. то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Анализ уровней познавательной активности позволяет утверждать, что для дошкольников характерен первый уровень – непосредственная познавательная активность.

Литература:

  1. Лисина М. И. Развитие перцептивной деятельности у младенцев первого полугодия жизни. — В кн.: XVIII Международный психологический конгресс в Москве. Симпозиум 30. Восприятие и действие. М., 1966, с. 78—82.
  2. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.— 430 с.
  3. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации// Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2
  4. К. Изард Психология эмоций. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ч...

«РАЗВИТИЮ РЕЧИ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады включены в нашей стране в систему на...

Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся  в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...

Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"

Консультация для воспитателей " Детское экспериментирование, как эффективное средство познания окружающего мира,развития любознательности и активности ребенка"...