Главные вкладки

    Сообщение на педсовете "Инклюзивное образование дошкольников с задержкой психического развития в ДОУ" 08.11.2018
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_8.11.18.docx20.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

    __________________________________________________

    142530 ул. Ухтомского, д.3, г. о. Электрогорск, Московской обл.

    тел. 8(49643)3-29-55

    Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

    Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru/

    СООБЩЕНИЕ

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ

    Учитель-дефектолог

    Каменкова Н. И.

    Педагогический совет

    «Реализация инклюзивного подхода

    в воспитании и обучении детей

    с ограниченными возможностями здоровья

    в условиях дошкольного учреждения

    посредством создания оптимального

    образовательного пространства,

    ориентированного на поиск

    новых способов удовлетворения

    образовательных потребностей

    каждого участника процесса»

     

    г. о. Электрогорск, 8.11.2018г.

    В соответствии со статьями пятой и восьмой Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для  диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ….. а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

             Инклюзивное образование  обеспечивает равный  доступ к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    В  детском саду комбинированного вида  №35 «Ёлочка» это дети с ЗПР, ОНР, дети-инвалиды, имеющие сложный дефект (напр., нарушение опорно-двигательного аппарата и ЗПР). Остановлюсь на образовании детей с задержкой психического развития,

    ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.

    В настоящее время в детском саду обучаются и воспитываются  8 детей с ЗПР без сопровождения родителей и 2 ребёнка с сопровождением родителей.

    Главным условием образования детей с ОВЗ является наличие адаптированных программ развития. В дошкольном образовании это:

    *Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей  с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17

    *Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2/ Под общей редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

    * Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.

    * Рабочие коррекционные программы.

    * Индивидуальные коррекционные программы.

    Учитель-дефектолог проводит фронтальные и подгрупповые занятия по программам «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений»; методике «Подготовка к обучению грамоте».

    В коррекционные  занятия обязательно включены:

    1.Артикуляционная гимнастика

    2.упражнения на развитие речевого дыхания

    3.Координация речи с движением

    4.Пальчиковая гимнастика

    5.Корригирующие упражнения («Чего не стало?», «Что изменилось?»)

    На фронтальном занятии присутствует не более 6 человек, чтобы оказывать индивидуальную помощь каждому ребёнку.

    6.На всех занятиях выполняются работы по штриховке, обводке, раскрашиванию, т.к. у многих детей нарушена мелкая моторика, некоторые не умеют держать карандаш. Также данный вид работы успокаивает детей, т.к. речевая деятельность слишком сложна для ребёнка с ЗПР,

    На каждом занятии педагог учит детей отвечать на вопросы полным ответом: словарь ребёнка пополняется обобщающими словами, математическими терминами, предлогами, показывающими положение предмета в пространстве (первый слева, вверху, внизу, между) и т.д.

    Занятие подчинено лексической теме

    На коррекционных занятиях решаются важные воспитательные задачи.

    Дети учатся подчиняться правилам, уважать друг друга (не смеяться над неудачами товарищей), выслушивать и давать оценку ответам других детей и т.д.

    Образовательный процесс продолжается в группе на занятиях. Воспитатель учит детей с ОВЗ лепить рисовать, вырезать ножницами и т.д.; культурно-гигиеническим навыкам, труду, игре; проводит индивидуальные занятия в коррекционный час.

    Дети с ОВЗ включены в среду здоровых детей, происходит их  интеграция.

    • Пребывание детей с ОВЗ в одной группе со здоровыми детьми;
    • Совместные занятия продуктивными видами деятельности, музыкальное, физкультурное, бассейн, дополнительная образовательная деятельность;
    • Совместные режимные моменты: прогулка, экскурсии, игры;
    • Совместные праздники, утренники, развлечения, посещение мероприятий внутри сада и за его пределами.

    Важная роль в процессе интеграции отводится воспитателю: его нравственным качествам, профессионализму, психологической компетентности.

    Заключение

    В результате проведённой коррекционно-развивающей работы у \детей с ЗПР, выпускников ДОУ,  улучшены :

    1.Речь (говорят полными предложениями самостоятельно и с помощью педагога, могут пересказать небольшой рассказ).

    2.Звукопроизношение;

    3.Мышление;

    4.Внимание (могут сконцентрировать внимание на выполнении задания).

    5.Память;

    6.Эмоционально-волевая сфера: проявляют заинтересованность в выполнении задания; в случае необходимости просят о помощи.

    7.Мелкая моторика: могут держать карандаш, писать по обводке и самостоятельно в тетради в клетку, закрашивать рисунки.

    8.Общая моторика.

    Таким образом, можно констатировать, что своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребёнка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования, и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном, в данном случае, коррекционном учреждении.

    Использованные документы:

    1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012г.

    2.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

    На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

    Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

    Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

    «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

    Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

    Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

    Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....