Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду
консультация по коррекционной педагогике на тему

Романовская Алла Юрьевна

В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению,  не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста, как ему помочь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_autizm.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с РАС в ДОУ

В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению,  не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста, как ему помочь.  Расстройство аутистического спектра (РАС)– это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией,  нарушениями в коммуникации, а также стереотипностью поведения.  Симптомы данного заболевания ошибочно  считать избалованностью, а родителей этого ребенка подозревать   в неадекватных методах  воспитания   в семье.

 Признаки   РАС, названные в определении,  представлены достаточно широко, конкретизировать  их можно в следующих симптомах:

  • ребенок  не откликается на свое имя;
  • отводит  взгляд;
  • не отвечает на улыбку;
  • имеет проблемы в речевом развитии;
  • не интересуются другими детьми;
  • не подражает действиям взрослого;

Данные симптомы являются признаками  нарушениями социального взаимодействия и коммуникации: дети с РАС не  испытывают потребности в стабильной  эмоциональной привязанности  с родителями, не нуждается в обществе,   отсутствует  потребность  коммуницировать,  обращать внимание  на других детей,  желания  быть принятым,  занять свое место в обществе.

  • не понимает указательного жеста и сам не использует его;
  • не играет в сюжетно-ролевые игры;

Данные признаки можно объяснить тем, что  у детей с РАС  плохо развито воображение,  отсюда отсутствие игр с «вещами-заменителями»,  сюжетно-ролевых игр, гиперреализм (непонимание социального подтекста услышанного и увиденного).

  • с некоторыми заданиями, соответствующими возрасту, ребенок  справляется достаточно просто, но  не может понять инструкцию к, очевидно, более простому заданию;
  •   не понимает  условия  к заданию  после вербальной инструкции;

 Детям  с  РАС  свойственна  асинхрония  развития психических функций. Это означает, что определенные  психические  функции у аутистов  сильно отстают от нормы, а другие в некоторых случаях,  могут даже превысить её (в отличие от детей с ЗПР и умственной отсталостью, у которых все психические функции одинаково отстают от нормы). Так эти дети зачастую  обладают  хорошим зрительным восприятием, но  в дефиците слуховым - поэтому не воспринимают информацию на слух, но с подобным  заданием  с визуальными подсказками справляется довольно просто

  • аутостимуляции;

Ребенок систематически повторяет навязчивые действия, не несущие никакой функции: раскачивается  на стуле, размахивает  руками, хлопает дверью. С помощью аутостимуляций дети с РАС успокаиваются. Аутисты используют подобные движения достаточно часто, так как искаженно воспринимают  внешний  мир и  постоянно чувствуют тревогу.

  •  аутоагрессия;
  • неадекватность в поведении:

Дети с РАС обладают  различной  чувствительностью  на  внешние раздражители к звукам,   свету, но при этом зачастую обладают тактильной гипочувствительностью. Умеренные звуковые или световые раздражители могут  быть для них настолько сильным раздражителем, что  они испытывают, фактически физическую боль . Так при сильном звуке дети могут закрывать уши, кричать,  чтобы справиться с воздействием  сильного (для них) шума, звука и т.д.. При  тактильной гипочувствительности дети с РАС  могут кусать себя или накрываться чем-то тяжелым, лежать на холодной земле, раздеваться, чтобы хоть как-то почувствовать свое тело. Таким образом, неадекватное поведение и аутоагрессия у аутистов является следствием негармоничного сенсорного развития.  Учитывая особенности детей с РАС, пребывание в ДОУ  становится возможным только при соблюдении следующих условий:

  • поэтапное включение малышей в обучающий процесс;
  • высокая  квалификация специалистов и воспитателей ДОУ, компетентных в вопросах развития и коррекции детей с РАС;
  •  безопасная предметно-пространственная среда, адаптированная под особенности ребенка аутиста (наличие места сенсорной разгрузки)
  • воспитание толерантности у родителей и детей остальных членов группы;
  • защита психического и физического здоровья малыша;
  • предоставление вариативности программ;

максимальное интегрирование детей с РАС в социум

Методы коррекции детей с РАС ориентируются на  отстающие сферы развития: социальное взаимодействие, коммуникацию, познавательное развитие, развитие жизненных компетенций через более зрелые структуры психики и требуют от специалистов и родителей и воспитателей знаний о современных подходах к коррекции:

  • прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA),
  • структурированное обучение ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children),
  • сенсорная интеграция,
  • развитие межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI),
  • холдинг-терапия,
  • метод "Son-Rise",
  • средовой подход (И.Ю.Захарова),
  • нейропсихологический подход,
  • методы альтернативной и поддерживающей коммуникации,
  • разновидности терапий (музыка-и-арттерапия, метод Томатис, кинезотерапия, терапия с помощью животных (анималотерапия))

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»

Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра:  музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...

Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».

Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду....

Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к условиям детского сада. Несколько советов.

Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизн...