Взаимодействие инструктора по физической культуре и логопеда в ДОО
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Булавина Наталья Николаевна

Материал содержит методические рекомендации по взаимодействию инструктора по ФК и логопеда в работе с детьми с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_instruktor_vzaimodeystvie.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре

Дизартрия является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста и наступает в результате органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Специфика двигательных расстройств зависит от локализации поражения ЦНС и тяжести нарушения. В логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрию, одним из направлений является коррекция нарушений лицевой, артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также выработка контроля за положением рта, развитие голоса, речевого дыхания, ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Одним из современных направлений развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. С этой целью разрабатываются модели и различные формы взаимодействия специалистов, определяются их функциональные обязанности и направления работы. Концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ раскрыты в исследованиях Ю. К. Бабанского, М. Л. Барановой (Скуратовской, С. Ю. Васенькиной, Е. Ф. Войлоковой, А. А. Майера, Т. Н. Смирнова, А. А. Ушакова и др.

Однако, анализ статей в изданиях периодической печати показал, что на практике проблема взаимодействия логопеда и инструктора по физической культуре решается с позиций использования общих для этих специалистов логопедических технологий.

Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволило выявить противоречие между имеющимися концептуальными подходами, разработанными моделями взаимодействия учителя- логопеда и инструктора по физической культуре и применением конкретных логопедических технологий в логопедической практике. На наш взгляд для комплексной коррекции нарушений двигательных функций у детей с дизартрией необходимо определить формы взаимодействия и содержание деятельности логопеда и инструктора по физической культуре на каждом этапе педагогического процесса. Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции нарушений двигательных функций у дошкольников с дизартрией будет эффективно при следующих условиях:

реализация разнообразных форм взаимодействия на каждом этапе коррекционно-развивающей работы;

определение дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией.

Логопедическое воздействие при дизартрии имеет комплексный характер, при котором коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания, а спецификой работы является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультуройфизиотерапией и медикаментозным лечением. Научно обоснованы дифференцированные направления коррекционного воздействия при разных формах дизартрических нарушений речи, в качестве средств коррекции используются кинезотерапия и логопедическая ритмика.

В ряде законодательных актов и нормативно-правовых документах Российской Федерации обозначены задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Вопросы физическоговоспитания изучаются в научно-методическом аспекте, рассматриваются учеными с позиций личностно-ориентированного образования, анализируются структурные элементы, социальные и биологические основания физкультурной деятельности как специфической деятельности человека.

В настоящее время научно обоснованы концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ, на занятиях логопеда и инструктора по физической культуре. Используются разные логопедические технологии: игры на движение с речевым сопровождением, игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, логоритмические упражнения с музыкальным и без музыкального сопровождения, логопедический массаж и дыхательная гимнастика, интегрированные физкультурно- логопедические досуги и развлечения, общеразвивающие упражнения, артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики,

В процессе коррекционно-развивающей работы ведущую роль координатора выполняет учитель-логопед, т. к. именно он обладает максимальной компетентностью при планировании и реализации технологий коррекции нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией. Инструктор по физической культуре выполняет свои специфические функции в процессе тесного взаимодействия с логопедом.

Взаимодействие этих специалистов ДОЛЖНО БЫТЬ направлено на коррекцию нарушений двигательных функций дошкольников с дизартрией на каждом этапе педагогического процесса. Выбор форм взаимодействия ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ в зависимости от содержания работы этих специалистов на каждом этапе коррекционно-развивающей работы.

Логопедом и инструктором по физической культуре изучается состояние двигательных функций каждого ребенка. Диагностика проводится в начале учебного года по четырем направлениям: общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика. Результаты диагностики фиксируются в речевой карте и обсуждаются совместно двумя специалистами. Ведущей формой взаимодействия выступает педагогический консилиум.

На основе выводов разрабатываются дифференцированные коррекционно-развивающие компоненты обучения. Дифференциация проводится в зависимости от уровня сформированности двигательных функций, которые могут быть различны для детей с ФФНР и ОНР. На этом этапе осуществлялся поиск дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с дизартрией. Специалисты вносят коррективы во все компоненты педагогического процесса (цель, задачи, содержание, средства, методы работы). Формами взаимодействия специалистов выступают рабочие совещания, консультации, семинары, тренинги, взаимопосещения занятий и других форм работы с детьми, планирование и реализация дифференцированных и комплексных занятий, развлечений, праздников и др.

Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими средний уровень сформированности двигательных функций.

Цель – совершенствование общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.

Задачи:

совершенствование двигательной сферы детей, обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения;

совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции;

совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса, формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык;

совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков;

совершенствование кинетической основы артикуляторных движений;

дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции;

нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.

Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности двигательных функций.

Цель – формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой, лицевой и артикуляционной моторики.

Задачи:

совершенствование двигательной сферы детей, обучение точному выполнению двигательной программы, развитие основных качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации;

совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции, уточнение состава двигательных актов, формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук;

совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса;

обучение объединению, обобщению последовательных импульсов в единый, организованный по времени двигательный стереотип, серийно организованные двигательные навыки;

подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью специальных методов;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений, развитие двигательно-кинестетической обратной связи посредством уточнения положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;

формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);

формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики);

развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции(зажмуривание глаз, надувание щек, поднимание и нахмуривание бровей);

нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса при дизартрии.

Далее логопед и инструктор по физической культуре изучают динамику развития двигательных функций детей, анализируя результаты и дальнейшую работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)

Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем  в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности  по физической культуре...

Перспективный план взаимодействия инструктора по физической культуре с логопедом на учебный год

Ежемесячное планирование взаимодействия инструктора по физической культуре с логопедом в ДОУ. Содержит консультации с логопедом, разработку и пополнение пальчиковых игр, специальных коррекционных упра...

Выступление на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре по теме: « Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»

Невозможно представить себе жизнь  ребенка в детском саду без веселых  и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников

Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...